Ян Пичиневский
Ялтинские катера в период между 2010 годом и серединой дня 28 февраля 2014 года
(продолжение к моей статье "Ялтинские катера" от 18.04.2010)
Я собирался сделать дополнения в мою статью Ялтинские катера, написанную и опубликованную 18 апреля 2010 года ( http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php? ... t=20#p2197 ) . Дополнения должны были затронуть период между датой написания статьи - 18.04.2010, и времянной точкой середны дня 28 февраля 2014 года. Но собрав весь подготовленный для дополнения материал, и ещё раз прочитав мою изначальную статью от 18.04.2010, я понял что она, та статья - есть абсолютно самостоятельный целостностный документ обобщений знаний и воспоминаний об определённом периоде времени. И любое крупное дополнение не улучшит это основное её свойство. И я принял решение, обобщить всю собранную новую информацию - в абсолютно новой статье, которая станет с одной стороны - отдельной статьёй, освещающей основные события Ялтинских катеров периода между апрелем 2010 и февралём 2014 годов, а с другой - как бы естественным продолжением моей статьи от 2010 года.
Линии и порт-пункты
1 июля 2010 года возобновились заходы катеров в Никитский Ботанический Сад (ГНБС) после того, как они были прерваны с 20 июля 2009 года из-за тогда - аварийного технического состояния причала, не допускавшего возможности судозаходов.
С 6 по 31 августа 2010 года (включительно) на линии Ялта - Алупка (-Симеиз) впервые после 2006 года выполнялись заходы катеров в Ливадию, но с 1 сентября 2010 года причал был снова и уже окончательно закрыт.
С окончанием действия летнего расписания 2010 года (последний день действия - 31 августа, а для некоторых обратных рейсов - 1 сентября) были окончательно прекращены заходы катеров в Симеиз, и во все портпункты на восток от Алушты: Солнечногорское, Малореченское и Рыбачье.
В целом, в период после 2010 и до середины последнего дня февраля 2014 года катера работали на линиях, в основном, с конца апреля до середины октября. В пик сезона (июль и август) а также в переходный сезон (июнь и сентябрь) работали две линии: Ялта - Ласточкино Гнездо - Мисхор - Алупка и Ялта - Гурзуф - Партенит - Профессорский Уголок - Алушта. На участках между Ялтой и Алупкой и Ялтой и Гурзуфом катера ходили в течении целого дня, выполняя рейсы с частотой до 35-50 минут в пик сезона и 45 минут - 1 час 10 минут в переходный сезон между Ялтой и Алупкой и с частотой до 1-3 часов в пик сезона и 2-4 часов в переходный сезон между Ялтой и Гурзуфом. На участке между Гурзуфом и Алуштой катера ходили с частотой до 2-3 рейсов в день в пик сезона и до 1-2 рейсов в день в переходный сезон. При этом линейные судозаходы в Партенит, Профессорский Уголок и Алушту в переходный сезон осуществлялись не в каждый год. Практически все линейные рейсы на участке Ялта - Гурзуф начинались в Алупке и проходили транзитом через Ялту и наоборот - почти все рейсы из Гурзуфа в Ялту шли далее, до Алупки. Такой же принцип действовал для большинства рейсов до Алушты. С конца апреля до конца мая-начала июня катера работали только на линии между Ялтой и Алупкой с частотой движения 1 - 2 часа. В октябре катера также работали только на линии между Ялтой и Алупкой с частотой движения от двух рейсов в день до каждых полутора - 2 часов (в день).
Кроме того, в течении целого дня катера выполняли различные морские прогулки из Ялтинского порта к Ласточкину Гнезду. А во второй половине октября, когда линейная навигация уже прекращалась, катера выполняли при условии благоприятных погодных условий, отсутствия сильного волнения моря и при наличии спроса, в среднем, до трёх раз в день морские прогулки к Ласточкину Гнезду с высадкой пассажиров и по одной морской прогулке в сторону Гурзуфа и Артека, чаще без высадки пассажиров или с чисто-техническим подходом к причалу в Гурзуфе.
Примерно с начала августа по 3 сентября 2013 года ежедневно, в 19:30 и 20:40 катера отходили из Ялтинского порт на морские прогулки в открытое море продолжительностью один час.
А в ночь после празднования Дня города в Ялте (с субботы, 10.08.2013 на воскресенье, 11.08.2013) выполнялись и дополнительные ночные рейсы:
Ялта - Алупка - Ялта (заходы - Ласточкино Гнездо, Мисхор), отход из Ялты в 23:40, из Алупки - в 00:40;
Ялта - Гурзуф - Ялта (заход - Никитский Ботанический Сад), отходы из Ялты в 23:30, 00:20 из Гурзуфа - в 00:30.
В 2013 году выполнение рейса в Партенит, Профессорский Уголок и Алушту было передано в аренду вместе с катером. В этот год эти рейсы выполнялись лишь между началом и концом августа (начавшись до 10.08 и завершившись до 31.08): катер "Константин Паустовский" был передан в операторство частной компании (предположительно катерной компании DPH) и ежедневно выполнял туристическо-пассажирские рейсы по маршруту Алушта - Ялта - Алушта, с заходами в Профессорский Уголок, Партенит, Гурзуф, Никитский Ботанический Сад (все - в оба направления). Катер отправлялся из Алушты в 8:00, из Ялты - в 17:15, время в пути между Ялтой и Алуштой в этих рейсах соствляло 2 часа 15 минут. Ставшего почти традиционным продолжения такого рейса по линии на запад от Ялты при этом не было. Официально данный рейс выполнялся не под эгидой компании катеров Ялтинского порта. Других рейсов из Ялты в Партенит, Профессорский Уголок и Алушту в 2013 году не выполнялось.
Примерно с начала февраля 2013 года Ялтинский морской торговый порт впервые после более чем 20-летнего перерыва организовал в зимнее время сначала - как эксперимент, морские прогулки по маршруту Ялта - Ласточкино гнездо (без подхода к причалу в Ласточкином гнезде). Катер "Коктебель" выполнял поначалу до 3 рейсов в день. С начала апреля количество таких морских прогулок было увеличено вдвое. Такая программа морских прогулок была основной до возобновления предсезонной экскурсионно-туристической навигации катеров, начавшейся в конце апреля 2013 года.
С началом зимней навигации 2013-2014 годов (подтверждено 18 ноября 2013 года) и, вероятно, практически до конца декабря, одним из катеров ежедневно выполнялось по одному рейсу Ялта - Ласточкино Гнездо - Мисхор - Алупка, по два рейса Ялта - Ласточкино Гнездо, по одному рейсу Ялта - Гурзуф. А с января 2014 года - катер "Коктебель" приступил к выполнению уже опробованных им в предыдущем году зимних рейсов Ялта - Ласточкино гнездо (без подхода к причалу в Ласточкином гнезде). Выполнялось также по три отхода в день: в 11:00, 13:00 и в 15:00. Необходимыми условиями для выполнения каждого из рейсов были количество желающих около 20 человек, собирающихся к отходу катера из Ялты, хорошие погодные условия и отсутствие волнения моря.
Катера
Когда была опубликована статья Ялтинские катера от 18 апреля 2010 года, ещё не было точно известно, что катер "Владимир Луговской", не работвший весь 2009 год, с тех пор больше не вернётся в строй. Судно находится вне эксплуатации начиная с 2009 года, оно давно поднято из воды на "подставки" на главный мол Ялтинского порта, и с тех находится на том же месте в том же нерабочем состоянии, год от года корпус его внешне всё более несёт на себе следы ржавчины.
Сразу после 2010 года начался последовательный вывод из эксплуатации Ялтинских катеров типа "Александр Грин", находившихся по состоянию на 18 апреля 2010 года в составе портофлота. Начиная с 2011 года больше не эксплуатируются "Надя Лисанова" и "Сергей Тюленин", начиная с 2012 - "Люба Шевцова", с 2013 - "Чехов". Уже не известно, было ли это запланировано до конца февраля 2014, но 2013 год стал последним, в котором эксплуатировались катера "Аркадий Гайдар" и "Олег Кошевой". Все они также подняты из воды, и по состоянию на конец февраля 2014 года стояли в ряд на "подставках" на главном моле Ялтинского порта. Техническое состояние некоторых из них было, видимо, достаточно проблематично для их возможного возвращения в строй.
В период между 2011 и 2013 годами к выполнению рейсов между Ялтой и Алупкой, и Ялтой и Гурзуфом часто подключались и Ялтинские катера типа "Евпатория": "Саманта Смит" и "Маргейт".
По состоянию на конец февраля 2014 года в портофлоте по-прежнему оставалось 12 судов. Это 9 катеров типа "Александр Грин": "Люба Шевцова", "Сергей Тюленин", "Олег Кошевой", "Надя Лисанова", "Аркадий Гайдар", "Коктебель", "Чехов", "Константин Станюкович" и "Константин Паустовский". И 3 катера типа "Евпатория" : "Саманта Смит", "Владимир Луговской" и "Маргейт". Но в эксплуатации на 28.02.2014 осталось лишь 5 из них: "Саманта Смит", "Маргейт", "Константин Станюкович", "Константин Паустовский" и "Коктебель".
Катера частных и других государственных не-Ялтинских судовладельцев, работавших на Ялтинском участке Крымского побережья
Кроме того, начиная с середины 1990-х годов на Крымском побережье и в частности - на его Ялтинском участке, работали катера, принадлежавшие другим портофлотам и частным судовладельцам. Эти суда на пассажирских и основных туристическо-экскурсионных линиях Ялтинского портофлота не работали, а в основном, выполняли морские прогулки, экскурсии, корпоративные и банкетные рейсы по различным частным и коллективным заявкам, по договорённостям обслуживали санатории, пансионаты, дома отдыха и гостиницы Ялтинского побережья, совершали различные туристические и экскурсионные рейсы как из Ялты так и из отдалённых порт-пунктов в Ялту и другие значимые места на Ялтинском побережье, например, в Алупку или к замку Ласточкино Гнездо. Все эти катера базировались в различных других портах Украины, чаще всего - в других портах Крыма, но не в Ялте. Кроме всего, почти каждый из этих катеров работал в регионе Ялты далеко не каждый год подряд. Следующие из этих катеров чаще всего работали на Ялтинском участке побережья начиная с 2000 года: типа "Александр Грин" -"О.Глазунов", "Эол", "Анталия", "Санта-Барбара", "Пётр Чайковский", "ОМ-20", ОМ-21", "Дискавери", модернизированного типа "Александр Грин" - "ОМ-106", типа "Радуга" - "Форос-1", "Хрустальный", и типа "Аркадия" - "Шторм".
Позже, после 2010 года, к этой группе катеров присоединились переведенный из Днепропетровска катер "Генерал Пушкин" (типа "Александр Грин"), купленный в Мариуполе катер "Азов-1" (типа "Александр Грин"), купленный у судовладельца на реке Днепр катер "А.Довженко" (типа "Александр Грин"), "Сергей Прокофьев" - купленный в Ильичёвске бывший Одесский катер "Балтимор" (типа "Александр Грин"), "Диана Тривия" - купленный за границей бывший Сочинский катер "Самшит" (типа "Александр Грин"), базирующиеся в Севастополе катамаран "Глобус" (типа "Ахтиар") и катер "Псоу" (типа "Евпатория"), и, наконец в 2013 году в Киеве был куплен катер портофлота Киевского речного порта "А.Хачатурян" (типа "Александр Грин") и переименнован в Крыму в "Ай-Тодор". Как минимум начиная с этого периода (после 2010 года) судовладелец катеров "О.Глазунов" и "Эол" стал фактически базировать свои катера в Ялте.
Февраль 2014 года
5 февраля 2014 года мною была получена из Ялты сводка о распорядке работы Ялтинских портофлота - очередная, за почти 22 года непрерывного, дружественного тематически-информационного обмена. Зимняя навигация катеров Ялтинского порта продолжалась. Выполнялось до трёх морских прогулок из Ялтинского порта вдоль побережья к Ласточкину Гнезду и назад, без захода в сам порт-пункт Ласточкино гнездо. Отправления осуществлялись ежедневно, в 11:00, 13:00 и в 15:00. Морские прогулки выполнялись на катере "Коктебель". Необходимыми условиями для выполнения каждого из рейсов были количество желающих около 20 человек, собирающихся к отходу катера из Ялты, хорошие погодные условия, отсутствие волнения моря. Планировалось, что такой распорядок в ежедневном формате продлится до второй половины марта 2014.
Так, видимо - спокойно, размеренно и благоденно должен был пройти и день 28 февраля 2014 года. Но в середине того дня история Ялты, как города пространства современного цивилизованного мира внезапно прервалась. Это же относится в частности - и к Ялтинским катерам.
Штутгарт, 30 июня 2015 года
Дополнение (о катере "Диана Тривия"): Штутгарт, 16 сентября 2015 года