Итоги навигации 2021 года
(подготовлено морским бюро Яна Пичиневского)
Катамаран "Хаджибей"
Навигация регулярных морских прогулок в этом году началась 1 мая (на полмесяца - месяц позже чем в годы, предшествовавшие 2020), достигнув наибольшей своей интенсивности и пика, как и в предшествующие более чем два с половиной десятилетия - в августе. Последние прогулочные рейсы навигации были выполнены катером "Генерал Кунгурцев" (судно типа "Евпатория") и мини-катером "Круіз" - в период между 12 и 22 октября (на одну -три недели раньше чем в годы, предшествовавшие 2020).
Сравнительно длительная задержка начала навигации и её более раннее окончание связаны с глобальным распространением тяжёлой пандемии нового агрессивного вида искусственно-созданного коронарного вируса китайского происхождения Covid-19. Этот же фактор оказывал своё воздействие на навигацию в течение всего сезона - на всех судах, выполнявших морские прогулки, в их каждом отправлении, как минимум формально, действовали основные актуальные в 2021 году на всех видах транспорта требования по эпидемиологической безопасности и гигиене. В 2021 году в Одессе в разгар летнего сезона отпусков, особенно в августе, находилось большое количество отдыхающих и туристов из всех регионов Украины. Но всё же, тех, кто проводил и в 2021 году свой летний отдых в Одессе, было существенно меньше не только чем ежегодно в период 2016-2019 гг, но и не превышало в целом соответствующих показателей первых двух лет войны - 2014-2015 гг. Присутствовало и сравнительно меньше, ставших привычными в Одессе за последние десятилетия, туристов из стран Европейского Союза, Израиля и США, которые и в этом году по известной причине не всегда могли проводить отпускные поездки вдали от своих стран.
В этом году, как и в ряд предыдущих лет, катера отправлялись, в основном - от причала Морвокзала и только, преимущественно, на морские прогулки без промежуточных заходов. В самый разгар навигации, в августе, средний интервал отходов катеров на морские прогулки составлял около 7-10 минут, что, в принципе, сопоставимо с аналогичным показателем нескольких прошлых лет. Как минимум с конца июня по воторую половину сентября скоростной летний мини-катер "Легенда-1" выполнял ежедневно, от 'центрального' пирса в Ланжероне до нескольких отправлений в течение дня, морские прогулки в сторону Аркадии и/или в сторону Воронцовского Маяка без промежуточных заходов. В подгонных рейсах "Легенды-1" - утреннем, от Морвокзала на Ланжерон, и вечернем - из Ланжерона на Морвокзал, присутствовала, вероятно, возможность и пассажирского проезда по-договорённости. В эти рейсы судно отправлялось без конкретного расписания, а решение о перевозке пассажиров принималось по поступлении конкретной заявки.
По-договорённости, отдельные судозаходы в Аркадию (подход к бывш. катерному пирсу - 'южному' пирсу пляжа), выполнялись скоростными летними катер-лодками "Андромеда" и "Пегас", прибывавшими сюда для разворота в море недалеко от берега, в ходе их 'круговых' морских прогулок от причала Морвокзала. Такие рейсы выполнялись не в каждый день, но иногда вплоть до 1-2 раз в день (без расписания, по поступлении конкретной заявки).
В эксплуатации находились катамаран "Хаджибей", Бердянский катер "Генерал Кунгурцев" (судно типа "Евпатория", порт-приписки Мариуполь), катера "Сплит", "Валенсия", "Севастополь" (все три – суда типа "Александр Грин"), мини-катер "Круіз" (порт-приписки Киев), два однотипных между собой скоростных летних мини-катера "Легенда-1" и "Легенда-2" (порт-приписки Киев) и две однотипные между собой скоростные летние катер-лодки "Андромеда" и "Пегас". Всего - 10 единиц флота шести различных типов.
Вне эксплуатации находятся катера "Ливерпуль" (с 1992 года), "Ванкувер" (начиная с 2012 года) и "Генуя" (с 1.07.2015, судно длительное время находилось в Херсоне, в первой половине сентября 2019 г. возвратилось в Одессу), все три – суда типа "Александр Грин".
Ещё один катер - "Иокогама" (также, судно типа "Александр Грин") в 2019 году проходил глубокий ремонт, и в плавания не выходил. В прошлом, 2020 году, ремонт на нём был, очевидно, завершён, и известно также, это судно даже выполнило несколько рейсов. Но были ли эти рейсы регулярными пассажирскими или же техническими (возм. пробными) - точных данных, к сожалению, нет. По состоянию на 2021 год, катер "Иокогама", по сути, не эксплуатировался - по крайней мере, других сведений об этом морском трамвайчике редакции сводок не поступало.
Ещё два судна находились в Одесском порту вне эксплуатации - это, по-прежнему, Мариупольский катер "Савона" (судно типа "Евпатория") и прогулочное банкетное судно "Bohemia" (порт-приписки Киев), стоящее в районе 20-21 причалов. Последнее - это проходившее в межсезонье 2020-2021 гг ремонт в Одессе прибывшее из Киева большое речное-озёрное прогулочное судно-катер "Святой Андрей", по одному из источников информации, готовившееся к выполнению прогулочно-банкетных рейсов из Одесского порта по специальным заказам. Изначальное и бывшее название судна - "Фёдор Литке", которое было построено, вероятно, в 1955 году, величина - свыше 600 GT, модернизировано примерно во второй половине нулевых 2000-х гг.
Кардинально значимых новинок, нововведений или изменений, которые могли бы рассматриваться как 'событие года', в катерную навигацию 2021 года в Одессе, по данным, располагаемым редакцией сводок, не происходило.
ЯнПи
21.11.2021