Товаропассажирский пароход
Дальневосточного управления Морского флота НКВТ СССР
«ПРИМОРЬЕ»
Схема парохода «Приморье»
В 1903 году по заказу германского судовладельца M. Jebsen из Apenrade на судостроительной верфи «Howaldtswerke», Kiel (Германия) строился стальной двухпалубный одновинтовой товарный пароход «SIGNAL» (строительный № 403). Судно имело водоизмещение 1449 брт., длину 76,41 м, ширину 10,97м. и осадку в полном грузу 5,36 м. Одновальная энергетическая установка с паровой машиной тройного расширения с двумя главными цилиндрическими оборотными котлами мощностью 938 л.с. обеспечивала пароходу скорость хода в 10,0 узлов. 23 ноября 1903 года пароход спустили на воду и в январе 1904 года передали заказчику.
В начале первой мировой войны судно находилось в Сиднейском порту Brisbane (Австралия). В августе 1914 года оно было задержано в портовыми властями и в 1915 году под названием «BULGA» передано государственной организации «Australian Government requisition», London BR (№139027). С 1918 года судно без смены названия числилось в организации «Commonwealth Government Line of Steamers», London. В 1924 году пароход «BULGA» продали британскому предпринимателю Harold C. Sleigh, London. Порт приписки Сидней. В 1925 году судно было куплено судоходной китайской компанией «Chun Yung Zan», Shanghai [Moller & Co.], давшей пароходу название «HAI YEN».
В середине 20-х годов разразился мировой экономический кризис. Морские перевозки резко сократились. В результате многие судоходные компании вынуждены были ставить свои суда на прикол. Остался без работы и «HAI YEN». Пользуясь создавшимся положением и возможностью по низкой цене приобрести нужные Советскому Союзу суда, Дальневосточная контора Совторгфлота, испытывающая большую нужду в пассажирских судах, в начале 1928 года приобрела в Шанхае пароход «HAI YEN» и направила его в порт Дальний для проведения капитального ремонта и переоборудования в товаропассажирское судно.
Получив название «ПРИМОРЬЕ», пароход после модернизации мог принимать на борт 250 пассажиров и размещать в каютах первого класса 40 человек. После ввода в 1929 году в строй судно, приписанное с 15 апреля 1930 года в порту Владивосток под № 353, стало обслуживать Приморскую грузопассажирскую линию с конечным пунктом захода бухтой Датта.
В октябре 1929 года «ПРИМОРЬЕ» совместно с ледоколом «ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ» и пароходом «ТЕОДОР НЕТТЕ» участвовали в спасении потерпевшего тяжелую аварию парохода «СИМФЕРОПОЛЬ». Его сильным ветром и зыбью сорвало с якорей и выбросило на прибрежные камни в заливе Чайво восточного побережья Сахалина. Приняв на борт пассажиров, большую группу курсантов-практикантов и ценные грузы, «НЕТТЕ» и «ПРИМОРЬЕ» попытались снять с камней аварийное судно. Но попытка не удалась. Только после прихода 27 октября ледокола «ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ», пароход сдернули на чистую воду и на буксире 5 ноября привели «СИМФЕРОПОЛЬ» во Владивосток.
С января 1932 года «ПРИМОРЬЕ» числился в составе Дальневосточного управления Морского флота Наркомата водного транспорта (НКВТ). В этом же 1932 году в связи с осложнением международной обстановки и необходимостью укрепления дальневосточных морских границ Советское правительство приняло решение о создании Морских сил Дальнего Востока. В связи с этим Наркомат водного транспорта обязывался передать в состав Военно-морских сил РККА часть своих судов, в том числе пароход «ПРИМОРЬЕ» - для использования в качестве гидрографического судна. С 1935 года оно числилось в составе Тихоокеанского флота. Однако в регистре морских судов Союза ССР за 1934 год пароход «ПРИМОРЬЕ» с портом приписки Владивосток все еще числился как товаропассажирский пароход.
Во время Отечественной войны «ПРИМОРЬЕ» использовался как плавучая база Тихоокеанского флота. Во время войны с Японией плавбаза с 9 августа по 3 сентября 1945 года принимала участие в обеспечении боевых действий кораблей флота.
После второй мировой войны судно еще некоторое время служило в качестве плавказармы. С февраля 1954 года она стала использоваться как блокшив, а затем в 1960 году списана и передана для разделки на металлолом.
© Трифонов Ю.Н. 2002 г.
Пароход "Приморье" (1903)
Модератор: yan
Re: Пароход "Приморье" (1903)
Огромное спасибо Юрию Трифонову за интересную статью о малоизвестном историческом судне, за то что благодаря его статье я смог узнать о существовании ещё одного судна с названием "Приморье", за позволение публикации этой статьи.
Буду рад, если участники нашего форума смогли бы когда-нибудь и опубликовать фотографию с изображением парохода "Приморье" (1903 г. постр.)
Буду рад, если участники нашего форума смогли бы когда-нибудь и опубликовать фотографию с изображением парохода "Приморье" (1903 г. постр.)
Пароход "Приморье" (1903)
Для взаимосвязи тем о морских пассажирских / грузо-пассажирских пароходах, носивших название "Приморье"
- тема о пароходе "Приморье", 1903 года постройки: viewtopic.php?f=13&t=1088
- тема о пароходе "Приморье", 1939 года постройки: viewtopic.php?f=13&t=42
- тема о пароходе "Приморье", 1903 года постройки: viewtopic.php?f=13&t=1088
- тема о пароходе "Приморье", 1939 года постройки: viewtopic.php?f=13&t=42