Катер "Валенсия" (1970)
Катер "Валенсия" является старейшим находящимся в пассажирской эксплуатации судном типа "Александр Грин" на всём постсоветском пространстве. Это одновременно и старейший морской трамвайчик Одессы, состоящий в активной эксплуатации, и вместе с тем – старейшее транспортное средство общественного транспорта Одессы, использующееся в регулярной пассажирской эксплуатации вообще.
До 1998/2000 гг этот теплоход назывался "Варна" и был одним из популярнейших и наиболее известных в Одессе катеров. Он был построен в 1970 году на ИСРЗ в Ильичёвске (ныне Черноморск), стал одним из четырёх первых катеров типа "Александр Грин", и одним из двух первых в этом типе, появившихся в Одессе. Основной работой корабля долгие годы были интенсивные внутригородские рейсы в летнее время между Одесским Морвокзалом и Черноморкой (ныне Люстдорф).
В советские годы своей биографии, когда стиль окраски этих судов был строго зафиксирован и тот или иной катер можно было опознать ещё на отдалении практически однозначно, катер "Варна" отчётливо выделялся среди других однотипных с ним судов своей широкой красной продольной полосой в середине судна – таким цветом среди почти двух десятков Одесских катеров типа "А.Грин" она была представлена лишь только у двух из них.
Позже катер был переоборудован в один из служебных катеров портофлота, получив в носовой части специальную платформу для возможности подхода к судам, находящимся на рейде, и его функции стали смешанными – по-прежнему пассажирские рейсы чередовались со специальными рейсами по связи и снабжению судов, находившихся на рейде.
Около 1998-2000 гг по ряду причин, видимо, и экономических и официального порядка, название катера было заменено на "Валенсия", вместо выбывшего до этого из соства Одесского портофлота однотипного судна с таким же названием.
В настоящее время основная работа катера "Валенсия" – рейдовые, "связные", развозные операции с судами, находящимися на рейде: перевозка экипажей судов, срочных малогаборитных грузов и почты, пограничные и таможенные операции, посыльные функции, участие в измерительных работах.
В пассажирском салоне судна
Иногда приходится выполнять эти работы при плохих метеоусловиях, в штормовую погоду при достаточно сильном волнении моря. Для выполнения таких рейсов катер часто заходит за 12-мильную пограничную зону, удаляясь от берега на 12 – 18 миль. Иногда удаление от Одесского порта достигает и 20-30 миль.
Другой вид работы морского трамвайчика – эпизодическое участие в сквозном трафике выполнения 45-минутных прогулок в открытое море, и до недавнего времени, ещё в 2014-2015 гг катер подходил к бывшему катерному пирсу на Ланжероне, выполняя морские прогулки в открытое море непосредственно оттуда, заодно осуществляя и линейные рейсы из порта и обратно, став, очевидно, последним морским трамвайчиком, подошедшим к этому сооружению до окончательного упразднения порт-пункта в этом популярнейшем месте Одесского побережья.
"Валенсия" также выполняет эксклюзивные прогулки по индивидуальным заказам – демократичные торжественные мероприятия и банкеты, корпоративные собрания, экскурсии, туристические рейсы, групповой отдых.
Как изложено выше, катер часто уходит от берега на отдаление в 12-18 миль, иногда и в непогоду – ведь бывают рейсы, важность которых высока и их перенос или задержка нежелательны или вовсе недопустимы. Порой приходилось попадать даже в шторм 3-4 баллов, а однажды, выполняя важный рейс, который нельзя было отложить, катер попал в штормовую волну высотой 3 метров и достойно прошёл это испытание, ведомый своим молодым Капитаном Наталией Фёдоровой, которая вот уже на протяжении нескольких лет успешно управляет катером и возглавляет его экипаж. На нашем Форуме-Сайте "Круизник" ей посвящена отдельная тема Девушка-Капитан Наталия Фёдорова с опубликованной о ней статьёй: viewtopic.php?f=7&t=1434
На "Валенсии" уютно и чисто, присутствует ощущение надёжности, приятная достойная демократичная обстановка, позволяющая при всех необходимых условиях максимально сконцентрировать отдых на самом море и всем что связано непосредственно с путешествием.
(Составлено отдельно, из материалов моей статьи Девушка-Капитан Наталия Фёдорова, опубликованной 10.05.2018)
06.01.2019
Ян Пичиневский
Катер "Валенсия" (1970), Одесса
Модератор: yan
Катер "Валенсия" (1970), Одесса
Полный фоторепортаж (в ходе моего фотоотчёта о всём прошедшем в сентябре 2017 года путешествия в Одессу), где можно увидеть все фотоснимки, сделанные мной во время демонстрационной обзорной морской прогулки на катере "Валенсия", выполненной 14 сентября 2017 года, опубликован в нескольких последовательных сообщениях по нижеприведенным ссылкам:
viewtopic.php?f=10&t=1393&start=100#p13865
viewtopic.php?f=10&t=1393&start=100#p13866
viewtopic.php?f=10&t=1393&start=100#p13882
viewtopic.php?f=10&t=1393&start=100#p13883
viewtopic.php?f=10&t=1393&start=100#p13884
viewtopic.php?f=10&t=1393&start=100#p13914
viewtopic.php?f=10&t=1393&start=100#p13865
viewtopic.php?f=10&t=1393&start=100#p13866
viewtopic.php?f=10&t=1393&start=100#p13882
viewtopic.php?f=10&t=1393&start=100#p13883
viewtopic.php?f=10&t=1393&start=100#p13884
viewtopic.php?f=10&t=1393&start=100#p13914
Катер "Валенсия" (1970), Одесса
Недавно, просматривая некоторые мои письменные хронологические записи за 2004 год, вспомнил тот важный эпизод в судьбе "Валенсии", про который забыл когда готовил о ней мою статью. Но зато теперь связанные с этим факты к тому же и подтвердились.
Катер "Валенсия" в сезон 2004 года находился в Ялте. Он осуществил переход туда своим ходом, и также назад, правда после обратного перехода, как мне сообщили сейчас, он был вынужден пройти ремонт двигательной системы. Катер был направлен в Ялту по решению тогдашнего руководства Одесского порта, поскольку входил тогда ещё в состав его портофлота. В 2004 году я не был в отпуске в Украине, поэтому, к сожалению, лично видеть в Ялте "Валенсию" не мог, как и не смог тогда разобраться, с какой целью катер отправлялся в Ялту, осуществлял ли он там перевозки вообще, и если осуществлял, то какие, какие планы в Ялте с ним были вообще. К сожалению, вопросы эти остаются пока открытыми.
ЯнПи
07.06.2019
Катер "Валенсия" в сезон 2004 года находился в Ялте. Он осуществил переход туда своим ходом, и также назад, правда после обратного перехода, как мне сообщили сейчас, он был вынужден пройти ремонт двигательной системы. Катер был направлен в Ялту по решению тогдашнего руководства Одесского порта, поскольку входил тогда ещё в состав его портофлота. В 2004 году я не был в отпуске в Украине, поэтому, к сожалению, лично видеть в Ялте "Валенсию" не мог, как и не смог тогда разобраться, с какой целью катер отправлялся в Ялту, осуществлял ли он там перевозки вообще, и если осуществлял, то какие, какие планы в Ялте с ним были вообще. К сожалению, вопросы эти остаются пока открытыми.
ЯнПи
07.06.2019
Катер "Валенсия" (1970), Одесса
Для взаимосвязи с темами форума о катерах и прогулочном катамаране Одессы, построенных в 1960-е - 1980-е гг, и уже плававших в качестве Одесских прогулочных судов ещё до конца февраля 2014 года
- тема о катамаране "Хаджибей": http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=1701
- тема о катере "Валенсия" (1970 г. постр.): http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=1600
- тема о катере "Радуга-12": http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=1391
Для взаимосвязи с темами форума о катерах Одессы, построенных до июня 1941 года, и плававших в годы раннего послевоенного периода после 1945 г. в составе портофлота Одессы в числе первых морских трамвайчиков города
- тема о катере "Капелла" (1922 г. постр.): http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=1313
- тема о катере "Пётр Лукомский", бывш. "Зарница" (1928 г. постр.): http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=1322
- тема о катере "Прут" (1935 г. постр.): http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=1282
- тема о катамаране "Хаджибей": http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=1701
- тема о катере "Валенсия" (1970 г. постр.): http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=1600
- тема о катере "Радуга-12": http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=1391
Для взаимосвязи с темами форума о катерах Одессы, построенных до июня 1941 года, и плававших в годы раннего послевоенного периода после 1945 г. в составе портофлота Одессы в числе первых морских трамвайчиков города
- тема о катере "Капелла" (1922 г. постр.): http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=1313
- тема о катере "Пётр Лукомский", бывш. "Зарница" (1928 г. постр.): http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=1322
- тема о катере "Прут" (1935 г. постр.): http://kruiznik.com/forum/viewtopic.php?f=13&t=1282
Катер "Валенсия" (1970), Одесса
Катер "Валенсия" (1970) возвращается в Одесский порт, огибая Воронцовский Маяк.
Сувенир-магнит, выпуска периода 2014-2018 гг.
Фото с борта вертолёта, 1998-2007 гг, автор фото неизвестен
Этот необычный фотоснимок часто применяется в качестве изображения на различных Одесских магнитах. Необычен он тем, что был выполнен ещё перед началом эпохи дронов-квадрокоптеров - а значит, с борта вертолёта или низколетевшего самолёта. Теперь такое стало редкостью.