Круизный лайнер "Crown Princess" (1990 г. постройки). Конец жизненного пути

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Ответить
yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Круизный лайнер "Crown Princess" (1990 г. постройки). Конец жизненного пути

Сообщение yan »

Некогда знаменитый круизный лайнер "Crown Princess" (1990) - третий круизный суперлайнер современного времени, ныне и напоследок - "Karnika", начал разделываться на металлолом в Аланге (Индия)

27 ноября 2020 года круизный суперлайнер "Karnika" - так напоследок называлась "Crown Princess" (1990 г. постройки, величина судна свыше 70000 BRT), после короткого "разгонного" манёвра был выброшен на разделочный пляж в Аланге (Индия). Перед этим судно в течение почти недели находилось неподалёку, в управляемом дрейфе. Т.о. бывшая "Crown Princess" (1990) перестала быть действующим судном, уже началась её разделка на металл, и вскоре она прекратит своё существование.

Изображение
Круизный лайнер "Crown Princess" (1990 год постройки). Одесса, 6 августа 1990 года.
Фото Михаила Пичиневского


Давно это было... Во второй половине весны 1990-го года в главном зале Одесского Морвокзала проходила необычная международная презентационная выставка, посвящённая передовым на то время технологиям и новаторским достижениям в области судостроения и судовых устройств, судоремонта, обустройства и оборудования портов, морской навигации. Необычность её была не только в том, что в ней были стенды компаний западных стран, кажется, больше всего из Италии - что само по себе в тот период было ещё диковинкой даже в Одессе, главная её особенность состояла в открытом доступе в зал где проводилась эта выставка - простых людей, Одесситов и гостей Города, многие из которых воспользовались случаем почувствовать себя ближе к свободному внешнему миру прямо на Морвокзале.

На выставке были представлены красочные и глянцевые тематические буклеты, которые её посетители могли свободно просматривать и брать с собой - что в Одессе также было диковинкой в то время. На одном из таких буклетов, видимо, Итальянской судоверфи "Fincantieri", внимание на себя обращал необычный компъютерный эскиз невиданного до того огромного пассажирского судна совершенно футуристического облика. Он напоминал загадочный космический корабль пришельцев из дальних миров, или громадную, диковинную и загадочную рыбу или исполинское морское животное. Геометрия формы этого судна была просто непредставима в привычных категориях того времени. Стремительные и динамичные, элегантно-округлые и целостные контуры обводов корпуса и надстройки без чёткого визуально-логического раздела между ними: нет ! - всего этого пока не может быть в настоящей жизни, лишь в мечтах юности да во сне, в фантастических романах, в тех видениях конструкторов и дизайнеров, которые в ближейшее время наверняка не смогут быть реализованными. Так тогда это виделось. Рисунок с судном необычного облика ещё некоторое время стоял перед глазами и вызывал отклики и восторг, но постепенно рутина каждодневной жизни, как всегда, взяла верх, и воодушевление сменилось обычными будничными мыслями, сохранясь лишь где-то в глубине памяти, отойдя на более отдалённый план...

...А уже 6 августа этот самый корабль, названный "Crown Princess", неожиданно воплощённый наяву в невиданной доселе красоте форм и пропорций, уже в одном из своих самых первых круизных рейсов прибыл в Одессу, пришвартовавшись к южной стороне причала Морвокзала. Такого потрясающего воображение зрелища в Одессе ещё не видели - словно, внеземной огромный корабль пришельцев из фантастического романа посетил наш город ! Таких масштабов и такой динамики силуэта здесь ещё не видели никогда. Это был самый первый в истории заход какого-либо круизного суперлайнера в Одессу. Визит этого судна, всесторонние размышления и выводы с ним связанные, для жителей Города навсегда обличили лживость тогдашней советской пропаганды об, якобы, ущербности мира западной демократии с либеральной экономикой перед устоями, принятыми в тогдашнем СССР. Больше ни этому, ни тем кто это пытался оглашать, в Одессе не верил уже практически никто - даже те, кто внешне декларировал обратное. Перед глазами многих теперь стоял облик прекрасного и фантастического но реального посланника из дальних и неведанных, но желанных стран, опровергавший любые нехитрые небылицы о них одним своим видом. Ещё в течение нескольких дней всюду только и слышно было о необычном чудо-судне и о всех, связанных с этим, логических сравнениях и общественно-политических выводах.

Этот день и то событие, о котором, к сожалению, сегодня в Одессе уже едва помнят, на деле стал судьбоносным и для истории Одессы как города, и важной вехой в её морской судьбе.


"Crown Princess" (1990), задумывавшийся изначально как головное судно серии из двух однотипных суперлайнеров (почти впервые после серии из двух почти-однотипных суперлайнеров "Queen Mary" и "Queen Elizabeth") - также достаточно значимое и необычное в историческом контексте судно. Он стал хронологически третьим круизным суперлайнером нового времени - пассажирским судном, величина которого достигла заветного верхнего предела 70000 BRT (минус возможные 2500 BRT) впервые почти за два десятилетия, прошедших тогда после постройки и ввода в строй в 1969 году также легендарного, Трансатлантического суперлайнера "Queen Elizabeth 2", войдя в 1990 году вместе с "Queen Elizabeth 2", "France"/"Norway", "Sovereign of the Seas" и "Fantasy" в пятёрку крупнейших действующих круизных/пассажирских судов планеты, и такое положение дел существовало затем ещё в течение практически целого года - до лета 1991 г. "Crown Princess" также стал прологом к последующему появлению множества круизных суперлайнеров, став прототипом и для создания других типов круизных судов, и, предвосхитив собой и тогда- будущий бум в их строительстве, а главное - круизный бум 1996 - начала 2020-го гг, и - возрастание своей, тогда - Британской, круизной компании "Princess Cruises". При этом из всех трёх самых первых проектов круизных суперлайнеров нового времени, "Crown Princess" был архитектурно - самым необычным и красивым. Силуэт судна был непревзойдённо новаторски- совершенен, настолько, что даже на последующих, производных от проекта этого судна типах ещё более крупных и современных судов, подобного эффекта гармонии геометрической формы достичь не удалось. И хотя приглядевшись, в необычном корабле просматривалось и его очевидное 'эволюционное предвосхищение' в лайнере "Star Princess" (1989 года постройки) - степень совершенства форм, достигнутая на "Crown Princess", оригинальна и неподражаема. К сожалению, эта ветвь 'философии' видения облика судна на деле оказалась тупиковой, и в дальнейших проектах основные её черты были утрачены, не получив своего дальнейшего логического развития.

Круизный суперлайнер "Crown Princess" (1990) был построен на знаменитой судоверфи "Fincantieri" в Monfalcone в Италии. Он являлся необычным и удачным качественным развитием соединения разных предшествовавших проектов судов и опыта в их конструировании и дальнейшей эксплуатации а также современных тенденций инженерной и дизайнерской мысли. Новый круизный корабль также стал вехой пассажирского судостроения. Кроме того он предвосхитил развититие определённой оригинальной концептуальной ветви пассажирского круизного судостроения, которое, однако, можно характеризовать как одно из видений круизных суперлайнеров Jumbo. "Crown Princess" в 1990-ом году вошёл в строй круизнной компании "P&O Princess Cruises Lines" (сегодня - "Princess Cruises"), став её флагманом.

В отличие от круизного суперлайнера "Sovereign of the Seas", круизный суперлайнер "Crown Princess" (1990) уже также как и другой известный суперлайнер "Fantasy", введенный в строй в том же 1990-м году, не упоминался в перечислении через запятую со знаменитыми Трансатлантическими пассажирскими лайнерами. Но он поначалу также виделся единичным судном, и ещё и поэтому, тоже сразу стал необычным и 'индивидуальным' явлением - но, конечно, уже не таким сенсационным, как "Sovereign of the Seas". В отличие от появление "Sovereign of the Seas" и "Fantasy", ввод в эксплуатацию новейшего тогда "Crown Princess" (1990) больше уже не ассоциировалось с тем, что может это новое судно, в какой-то мере, приступит также и к выполнениею Трансатлантических пассажирских рейсов. Стало абсолютно понятно что этот корабль - уже исключительно круизный лайнер, и эра чисто-пассажирских или даже смешанных пассажирско-круизных суперлайнеров завершилась окончательно и бесповоротно. И "Crown Princess" (1990) стал первым таким круизным лайнером во множественном ряду последующих за ним аналогичных в своём предназначении судов, на которое такие надежды уже больше никогда не возлагались, даже отдалённо (исключая появившееся спустя более десятилетия после этого "Queen Mary 2"). Суперлайнер сразу получил известность и в основных морских городах бывшего СССР, таких как Одесса, Ялта и Ленинград (ныне Санкт-Петербург), но в отличие от двух других головных круизных суперлайнеров первого поколения - "Владыки Морей" ("Sovereign of the Seas") и "Фантазии" ("Fantasy"), русскоязычного переводного названия уже не имел, также заложив этим традицию, в которой пока, в течение трёх десятилетий не было исключений. И даже в дни и месяцы ввода корабля в строй о нём едва уже сообщалось даже и в тематических изданиях, а местные издания перечисленных выше морских городов тогдашнего СССР, включая и Одессу, и вовсе обошли это событие стороной.

Причиной отправки бывшего круизного лайнера "Crown Princess" (1990) на разделку на металлолом стала коммерческая нецелесообразность его дальнейшей эксплуатации в настоящем и бесперспективность в будущем - и как следствие резкого и всеобъемлющего ухудшения экономической ситуации на всём круизном рынке, связанного с глобальным распространением тяжёлой пандемии нового агрессивного вида коронарного вируса китайского происхождения COVID-19, и как следствие отсутствия спроса на круизы на внутреннем туристическом рынке Индии, где новый судовладелец собирался использовать корабль, ставший теперь называться "Karnika". В результате всех известных событий от идеи развития круизов в Индии и использования для этого суперлайнера пришлось отказаться. В рамках этого для бывшего круизного суперлайнера "Crown Princess" (1990) другого подходящего выхода, как разделка на металлолом, найти не удалось. Тем не менее "Crown Princess" это тоже, по-своему историческое судно, и его возможно, также стоило бы сохранить для истории: как одно из головных судов первых трёх типов круизных суперлайнеров нового времени - самого красивого из них, совершенство формы которого поражает и сегодня. Спустя 30 лет после завершения постройки и ввода в эксплуатацию некогда красивейшего и современейшего суперлайнера планеты, цикл его жизненного пути совершенно по-будничному- тихо завершился.

Вместе с началом разделки на металлолом бывшего круизного суперлайнера "Crown Princess" (1990) уходит в историю и последнее из головных судов трёх первых типов круизных суперлайнеров нового времени - типов т.н. круизных суперлайнеров первого поколения. Вместе с его разделкой навсегда уходят в историю круизные суперлайнеры, построенные и введенные в строй в предпоследнее десятилетие XX века. А для разделочного пляжа в Аланге "Crown Princess" (1990) становится первым суперлайнером, разделываемым здесь за долгие годы после разделки в 2008 году суперлайнера "Norway" ( бывшего "Francе" (1960) ).

Страницы в Википедии, посвящённые круизному суперлайнеру "Karnika" - бывшему "Crown Princess“ (1990):
https://en.wikipedia.org/wiki/Karnika
https://de.wikipedia.org/wiki/Karnika


Ян Пичиневский
23.12.2020

Ответить