Пароход "Николаев" (1922)

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Николаев" (1922)

Сообщение yan »

Рубрика о небольших и/или малоизвестных судах морского пассажирского флота СССР
Пароход "Николаев" (1922)



Я продолжаю заметки в рубрике "Небольшие и / или малоизвестные суда Морского Пассажирского Флота СССР". Сегодняшняя заметка посвящена грузопассажирскому пароходу "Николаев", плававшему после Войны 1941-1945 в Чёрном Море. До того как это судно стало Советским, оно было сначало Германским а затем Румынским.


Технические и пассажирские данные судна

Судоверфь постройки: "Marinewerft", Wilhelmshafen (Вильгельмсхафен), Германия.
Строительный номер: 67.
Тоннаж: 5708 BRT.
Дедвейт (в 1922 году): 7920 tdw.
Длина судна: 124,9 метров.
Ширина судна: 16,5 метров.
Главная энергетическая установка (в 1922 году): одна паровая машина трёхкратной экспансии.
Главная энергетическая установка (в 1929 году): одна паровая машина трёхкратной экспансии с пароотводящей турбиной.
Главная энергетическая установка (после 1946 года): одна паровая машина трёхкратной экспансии.
Мощность энергетической установки (в 1922 году): 2350 индиксированных лошадинных сил.
Мощность энергетической установки (в 1929 году): 2850 индиксированных лошадинных сил.
Мощность энергетической установки (после 1946 года): около 2000 лошадинных сил.
Количество винтов: 1.
Средняя скорость (в 1922 году): 11 узлов (примерно 20,37 км/час).
Средняя скорость (в 1929 году): 12 узлов (примерно 22,22 км/час).
Средняя скорость (после 1946 года): 9,5 узлов (примерно 17,59 км/час).
Пассажировместимость (в 1922 году): 50 человек.
Пассажировместимость (после 1946 года): 310 человек.
Экипаж (в 1922 году): 72 человека.



Изображение
Пароход "Carl Legien"

Грузопассажирский пароход "Carl Legien" был спущен со стапеля для компании "Stinnes Line" 20 мая 1922 года. А 16 декабря 1922 года судно было передано в эксплуатацию своей судоходной компании. В результате общей коньюнктуры рынка морских перевозок того времени и политики экспансии, проводимой компанией "Hamburg-Amerika Linie" (HAPAG), в 1926 году происходит слияние "Stinnes Line" и HAPAG, а точнее поглощение HAPAG’ом компании "Stinnes Line". Флот "Stinnes Line" вошёл в состав флота компании HAPAG. Расстановка флота HAPAG по линиям и сами линии были переструктурированы. "Carl Legien", сохранивший в новой компании своё название, стал совершать линейные грузопассажирские рейсы сначала между Гамбургом и портами на побережье Восточной Азии, а в последствии - между Гамбургом и портами на Западном побережье Южной Америки. В 1928 году происходит ремонт и модернизация судна, в результате которых к энергетической установке была достроена пароотводящая турбина ( это было популярным в то время ), в результате чего мощность двигателя увеличилась, что в конечном эффекте привело к повышению скорости судна до 12 узлов ( вместо прежних 11 узлов ).

В 1933 году судно было продано в Румынию, компании "Serv. Mar." из города Braila. Под новым названиыем "Alba Julia" пароход стал совершать грузопассажирские рейсы между портами Румынии и портами в бассейне Средиземного и Чёрного Морей. Известно, что в этот период своей биографии судно плавало под Румынским флагом.

Неизвестно, был ли пароход "Alba Julia" мобилизован сразу после начала II Мировой Войны. Но в середине войны судно уже использовалось как военно-транспортное. В апреле 1944 года производилась эвакуация Румынских войск из Крыма в Румынию. Пароход "Alba Julia" принимал участие в этой эвакуации в качестве военно-транспортного судна.

Утром 18.04.1944 "Alba Julia" находилась в составе Румынско-Германского военно-морского конвоя вблизи Севастополя ( эвакуация войск из Крыма в Румынию), когда была обнаружена воздушной разведкой ВВС СССР.

Самолёты ВВС СССР предприняли атаку на судно. Несмотря на охрану конвоя и правильный манёвр самого парохода, две из сброшенных бомб поразили кормовую часть судна. "Alba Julia" получила повреждения, но оставалась на плаву. Машина судна вышла из строя. Из-за пробоин в подводнои части, "Alba Julia" начала крениться на борт. Через некоторое время крен стал достигать уже 30°. Многие находившиеся на борту судна Румынские военнослужащие начали прыгать в воду. В это время года в этой части Чёрного Моря вода была достаточно холодной, и погибли человек 200 из числа прыгнувших за борт. Но на находившиеся рядом суда сопровождения удалось снаять с "Alba Julia" 4220 человек.

Самолёты Советских ВВС производили попытки атаковать "Alba Julia" на протяжении всего светового дня 18.04.1944 до самого вечера – но уже безрезультатно. Несмотря на атаки авиации, из "Alba Julia" смогли откачать воду, судно было взято на буксир. Румынско–Германский военно-морской конвой в составе и буксируемой "Alba Julia" продолжил своё плавание к Констанце. Кроме того, к вечеру усилилось истрибительное прикрытие конвоя с воздуха.

В результате "Alba Julia" смогла уйти от атаки, и утром 20.04.1944 на буксире в составе конвоя пароход прибыл в Констанцу. Там он был посажен на грунт в мелководном месте. В таком положении "Alba Julia" осталавалась стоять вне эксплуатации до конца войны.

После того как Констанца была занята Советской Армией, "Alba Julia", осевшая на дно, была аннексирована СССР, а в 1946 году судно официально становится Советским, как военный трофей. В этом же году Советскими специалистами был осуществлён подъём судна и постновка его на ровный киль, и начался восстановительный ремонт парохода.

После завершения восстановительных работ и ремонта, судно получило новое название - "Николаев", и под флагом СССР приступило к совершению пассажирских рейсов в Чёрном Море. Вероятно, ввод "Николаева" в эксплуатацию состоялся ещё в 1946 году. Это были именно пассажирские транспортные разовые, но не линейные рейсы. Пароход "Николаев" не был судном Крымско-Кавказской Линии, хотя, вероятно, иногда выполнял и такие единичные рейсы. Это было посыльным судном, перевозившим пассажиров и грузы в том направлении, в котором это требовалось в текущий момент. Судно, вероятно, также перевозило и военнослужащих. В период до 1948 года "Николаев" был одним из самых крупнейших пассажирских судов СССР, эксплуатировавшихся в Чёрном Море.

К сожалению, нет никаких точных данных о том, какая организация в СССР эксплуатировала пароход "Николаев", и где был порт-приписки этого судна. По некоторым косвенным сведениям можно предположить с большой вероятностью, что владельцем судна мог быть "Совторгфлот - Одесса", а портом-приписки - тоже Одесса. Но это уже, как говорится, лишь предположения, пусть даже и осованные на анализе косвенных данных. Их нельзя принимать в качестве 100% - точной информации.

В самом конце 1950-х годов в СССР проходило первое после окончания войны массовое списание многих устаревших к тому времени судов торгового флота СССР, под которое попал и "Николаев". Пароход "Николаев", бывшиый "Alba Julia", бывший "Carl Legien" был списан и в 1959 году разделан на металлолом.


Применённая литература:

Arnold Kludas, Herbert Bischoff "Die Schiffe der Hamburg-Amerika Linie" Том 2: 1907-1926.
Издательство: "Koehlers Verlagsgesellschaft mbH", Herford.
Год издания: 1980.
Применённая страница: 152.


Ян Пичиневский
Гамбург, 24.05.2007

Юрий
Пассажир 3-го класса
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 18:32

Re: Разделанные на металлолом и погибшие суда

Сообщение Юрий »

Уважаемый Ян! Небольшое дополнение по пароходу "Николаев. До 1958 года судно ходило в Югославию, Италию, США, Англию и Финляндию. В начале 1958 года в составе ЧМП была организована служба аварийно-технических и судоподъемных работ (СПТР). Пароход «Николаев» в качестве плавбазы был передан этой службе. В 1959 году в Азовском море силами СПТР проводились работы по подъему лихтера «Запорожье», затонувшего 1 мая 1957 года от столкновения с сухогрузом «Караганда». Во время шторма плавбазу «Николаев» сорвало с якорей и ударило о корпус затонувшего лихтера. Клепаные швы разошлись, и плавбаза стала тонуть. Спасатели с помощью цементных ящиков заделали пробоины и ликвидировали течь. В 1960 году «Николаев» был выведен из эксплуатации и в 1962 году отправлен на разборку.
Юрий

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Разделанные на металлолом и погибшие суда

Сообщение yan »

Юрий, и снова большое Вам спасибо за интересную информацию !

У меня к Вам вопрос. А что это за рейсы были у "Николаева" в Югославию, Италию, США, Англию и Финляндию ? Известно ли Вам что-нибудь о том, чьим судном в СССР он был до 1958 года и к какому порту был приписан ?

С уважением и дружеским приветом

Ян

Юрий
Пассажир 3-го класса
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 18:32

Re: Разделанные на металлолом и погибшие суда

Сообщение Юрий »

Здравствуйте Ян! По данным СМИ и воспоминаний людей того времени пароход с октября 1944 года начал осуществлять воинские перевозки между Одессой, Констанцей и Варной. В 1945 году ОВСТ-1(бортовой № будущего "Николаева") служил в качестве плавбазы торпедных катеров ЧФ. В конце 1945 года судно демобилизовали и под наименованием «Николаев» передали в состав ЧГМП (Есть архивный список транспортных судов ЧГМП по состоянию на 1 января 1946 года). Гражданский экипаж парохода отремонтировал судно своими силами, подготовив его к навигации 1947 года. Есть фото ОБСТ-1 1945 года и "Николаева" в проливе Ламанш 1949 года.
С уважением Ю.Н.

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Разделанные на металлолом и погибшие суда

Сообщение yan »

Юрий, большое Вам спасибо за информацию !

Но опять таки, известны ли подробности о том, какие перевозки осуществлял "Николаев" в составе Черноморского Пароходства и что за рейсы он совершал в вышеназванные страны ? Были ли это линейные перевозки (работа на пассажирских линиях) или единичные рейсы по специальному назначению ?

С уважением и дружеским приветом

Ян

Юрий
Пассажир 3-го класса
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 18:32

Re: Разделанные на металлолом и погибшие суда

Сообщение Юрий »

Ян. Это были разовые рейсы на не срочных грузовых линиях. О перевозке пассажиров мне ничего не известно.
С уважением Юрий

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Разделанные на металлолом и погибшие суда

Сообщение yan »

Спасибо большое ! То есть, как я понимаю, речь идёт об т.н. единичных спецрейсах, или, другими словами - разовых заданиях (т.е. не работа на линиях).

Юрий
Пассажир 3-го класса
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 18:32

Re: Разделанные на металлолом и погибшие суда

Сообщение Юрий »

Здравствуйте Ян! Вы все правильно поняли. Рад нашему сотрудничеству.
С уважением Ю.Н.

Klaus
Новый человек на судне
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 22 май 2010, 15:04

Re: Пароход "Николаев" (1922)

Сообщение Klaus »

Вопрос в первую очередь, к ув. Юрию, но, может, кто-то еще в курсе...
Есть широкоизвестное фото:
Изображение
Обычно датируется осенью 1944г, в Констанце. На Черном море к тому времени осталось два парохода этого типа, АЛЬБА ЮЛИЯ и АРДЕАЛ, ПЕЛЕС и СУЧАВА уже погибли. Если поломать глаза, сравнивая фото, видно, что это АЛЬБА ЮЛИЯ, буд. НИКОЛАЕВ. На борту ясно читается ОНЕГА. Есть ли какие-то сведения о передаче судна ЧФ как плавбазы именно под этим именем?
И еще. АРДЕАЛ, как известно, до ноября 1945г числился у ЧМП как МАРШАЛ ТОЛБУХИН. Но существует фото, где он в такой же шаровой окраске, в одной из бухт Севастополя, на борту явно читается УРАЛ. Есть ли какие-то сведения об этом?
Было бы интересно - еще одна страница в биографии этих интересных пароходов.

Юрий
Пассажир 3-го класса
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 19 сен 2009, 18:32

Re: Пароход "Николаев" (1922)

Сообщение Юрий »

Здравствуйте Ян! На выложенном фото на борту судна нанесена аббревиатура "ОВСТ-1", а не "Онега" .Так именовалась плавбаза торпедных катеров с ноября 1944 года. По второй фотографии сказать ничего не могу, я ее просто не видел. Хорошо бы взглянуть на нее. С уважением Ю.Н.

Ответить