Судьба пассажирских судов "Сулак" и "Худат"
Модератор: yan
Судьба пассажирских судов "Сулак" и "Худат"
Об этих двух однотипных судах вспоминают совсем редко и то, чаще всего как об однотипных судах более известного судна - теплохода "Сайма".
Эта серия, состоящая из трёх небольших однотипных судов была сконцептирована в 1960-е годы для региональных пассажирских перевозок в прибрежных районах внутренних морей с возможностью подхода судов к причалам на мелководье (что особенно важно в малых населённых пунктах на побережье), а также с возможностью прохода по узким участкам рек/каналов до портов или пристаней, отстоящих от побережья на некотором растоянии. Такое водное сообщение было особенно полезно там, где наземного транспорта не было, где он был плохо развит или поездка на нём не была бы рациональной.
Все три судна вступили в эксплуатацию на Каспийском Море:
Теплоход "Сулак", 1963 год постройки, тоннаж судна - 1160 BRT, длина - 68,7 метров, ширина - 9,6 метров, осадка - 2,6 метра, скорость судна - 11,5 узлов
Теплоход "Кара Богаз Гол", 1964 год постройки, тоннаж судна(в 1964 году) - 1160 BRT, тоннаж судна(в 1970-е годы) - 1198 BRT, длина - 68,6 метров, ширина - 9,6 метров, осадка - 2,5 метра, скорость судна(в 1970-е годы) - 10 узлов
Теплоход "Худат", 1964 год постройки, тоннаж судна - 1160 BRT, длина - 68,7 метров, ширина - 9,7 метров, осадка - 2,5 метра, скорость судна - 11,3 узла
Головным судном серии был теплоход "Сулак". Теплоход "Кара Богаз Гол" изначально планировалось назвать "Черноморец", и использовать, по всей вероятности в Черноморско-Азовском бассейне, но судно вошло в строй именно под своим названием "Кара Богаз Гол" на Каспийском Море.
Об Каспийском периоде биографии судов известно не много кроме того что он завершился в 1968 -1970 годах. Известно то, что портом приписки теплоходов "Сулак" и "Худат" была Астрахань. Известно также и то, что теплоход "Худат" совершал пассажирские рейсы по маршруту Астрахань - Гурьев (на реке Урал в Казахстане, сегодняшнее название города - Атырау).
В 1968 году с Каспийского Моря ушёл "Кара Богаз Гол", в 1969 году - "Сулак", и последним из этой серии, в 1970 году - "Худат". Причиной ухода судов этого типа стала, скорее всего их плохая коммерческая эффективность на внутренних пассажирских линиях Каспийского Моря в совокупности с постепенным прогрессом в развитии наземного транспорта в ряде регионов.
Судьба теплохода "Кара Богаз Гол" известна - он переименовывается в "Сайма" и приступает к работе на международной морской пассажирской линии Ленинград - Лаппеенранта (в Финляндии). Портом приписки судна становится Ленинград. В этот период была проведена некоторая модернизация судна, повысившая его комфорт. Новый тоннаж становится равным 1198 BRT. На этой линии судно работало до начала 1980-х годов а затем стало учебным и несколько лет тому назад было обнаружено энтузиастами Речного флота на реке недалеко от Москвы. Название судна осталось неизменным - "Сайма".
Если судьба этого судна известна, то с уходом с Каспийского Моря два других однотипных судна, "Сулак" и "Судат" скрылись в пелене неизвестности. После того как в 2000-е годы "Сайма" снова предстала общественности и появились её фотографии, были мысли, что и два других однотипных судна тоже могут быть где-то на каких-то реках; в дальних и малопосещаемых затонах они, может быть стоят и ожидают лучшего времени. Таковы были надежды, но точно ничего не было известно.
И вот теперь всё прояснилось.
Головное судно серии, теплоход "Сулак" после завершения работы на Каспийском Море в 1969 году был переведен на Балтийское Море и стал учебным судном. Судно было переименовано в "Юнга" а его портом приписки стал Таллин. В 1972 году судно получило новое название - "Лайне" (laine переводится с Эстонского и с Финского как волна - спасибо Vitalis Merta !). В период между 1991 и 1994 годами бывший "Сулак" несколько раз переименовывается, что скорее всего, сопровождалось и сменами владельцев судна. Наконец, в 1994 году теплоход снова получает одно из своих прежних названий, теперь уже написанное Латиницей - "Laine". В 2005 году теплоход "Laine" (бывший "Юнга" бывший "Сулак") был разделан на металлолом в Швеции.
Третье судно серии, теплоход "Худат" завершил свою работу на Каспийском море последним из судов этого типа. Среди прочего он обслуживал регулярную пассажирскую линию Астрахань - Гурьев. В 1970 году судно переводится на Азовское Море в состав Азовского Морского Пароходства и получает новое название - "Миус". Портом-приписки становится город Жданов (ныне - Мариуполь). Какие функции выполнял "Миус" на Азовском Море - мне неизвестно. Такое положение дел продолжалось до 1988 года. В 1988 году судно получает новое название - "Акватория". Произошла ли при этом передача/продажа судна новому судовладельцу - мне также неизвестно. А в 1997 году теплоход "Акватория" (бывший "Миус" бывший Худат") был разделан на металлолом.
Таким образом, находящийся на реке недалеко от Москвы в качестве учебного судна теплоход "Сайма" является последним сохранившимся в настоящее время судном из трёх судов типа "Сулак".
ЯнПи
Штутгарт, 22.02.2009
Эта серия, состоящая из трёх небольших однотипных судов была сконцептирована в 1960-е годы для региональных пассажирских перевозок в прибрежных районах внутренних морей с возможностью подхода судов к причалам на мелководье (что особенно важно в малых населённых пунктах на побережье), а также с возможностью прохода по узким участкам рек/каналов до портов или пристаней, отстоящих от побережья на некотором растоянии. Такое водное сообщение было особенно полезно там, где наземного транспорта не было, где он был плохо развит или поездка на нём не была бы рациональной.
Все три судна вступили в эксплуатацию на Каспийском Море:
Теплоход "Сулак", 1963 год постройки, тоннаж судна - 1160 BRT, длина - 68,7 метров, ширина - 9,6 метров, осадка - 2,6 метра, скорость судна - 11,5 узлов
Теплоход "Кара Богаз Гол", 1964 год постройки, тоннаж судна(в 1964 году) - 1160 BRT, тоннаж судна(в 1970-е годы) - 1198 BRT, длина - 68,6 метров, ширина - 9,6 метров, осадка - 2,5 метра, скорость судна(в 1970-е годы) - 10 узлов
Теплоход "Худат", 1964 год постройки, тоннаж судна - 1160 BRT, длина - 68,7 метров, ширина - 9,7 метров, осадка - 2,5 метра, скорость судна - 11,3 узла
Головным судном серии был теплоход "Сулак". Теплоход "Кара Богаз Гол" изначально планировалось назвать "Черноморец", и использовать, по всей вероятности в Черноморско-Азовском бассейне, но судно вошло в строй именно под своим названием "Кара Богаз Гол" на Каспийском Море.
Об Каспийском периоде биографии судов известно не много кроме того что он завершился в 1968 -1970 годах. Известно то, что портом приписки теплоходов "Сулак" и "Худат" была Астрахань. Известно также и то, что теплоход "Худат" совершал пассажирские рейсы по маршруту Астрахань - Гурьев (на реке Урал в Казахстане, сегодняшнее название города - Атырау).
В 1968 году с Каспийского Моря ушёл "Кара Богаз Гол", в 1969 году - "Сулак", и последним из этой серии, в 1970 году - "Худат". Причиной ухода судов этого типа стала, скорее всего их плохая коммерческая эффективность на внутренних пассажирских линиях Каспийского Моря в совокупности с постепенным прогрессом в развитии наземного транспорта в ряде регионов.
Судьба теплохода "Кара Богаз Гол" известна - он переименовывается в "Сайма" и приступает к работе на международной морской пассажирской линии Ленинград - Лаппеенранта (в Финляндии). Портом приписки судна становится Ленинград. В этот период была проведена некоторая модернизация судна, повысившая его комфорт. Новый тоннаж становится равным 1198 BRT. На этой линии судно работало до начала 1980-х годов а затем стало учебным и несколько лет тому назад было обнаружено энтузиастами Речного флота на реке недалеко от Москвы. Название судна осталось неизменным - "Сайма".
Если судьба этого судна известна, то с уходом с Каспийского Моря два других однотипных судна, "Сулак" и "Судат" скрылись в пелене неизвестности. После того как в 2000-е годы "Сайма" снова предстала общественности и появились её фотографии, были мысли, что и два других однотипных судна тоже могут быть где-то на каких-то реках; в дальних и малопосещаемых затонах они, может быть стоят и ожидают лучшего времени. Таковы были надежды, но точно ничего не было известно.
И вот теперь всё прояснилось.
Головное судно серии, теплоход "Сулак" после завершения работы на Каспийском Море в 1969 году был переведен на Балтийское Море и стал учебным судном. Судно было переименовано в "Юнга" а его портом приписки стал Таллин. В 1972 году судно получило новое название - "Лайне" (laine переводится с Эстонского и с Финского как волна - спасибо Vitalis Merta !). В период между 1991 и 1994 годами бывший "Сулак" несколько раз переименовывается, что скорее всего, сопровождалось и сменами владельцев судна. Наконец, в 1994 году теплоход снова получает одно из своих прежних названий, теперь уже написанное Латиницей - "Laine". В 2005 году теплоход "Laine" (бывший "Юнга" бывший "Сулак") был разделан на металлолом в Швеции.
Третье судно серии, теплоход "Худат" завершил свою работу на Каспийском море последним из судов этого типа. Среди прочего он обслуживал регулярную пассажирскую линию Астрахань - Гурьев. В 1970 году судно переводится на Азовское Море в состав Азовского Морского Пароходства и получает новое название - "Миус". Портом-приписки становится город Жданов (ныне - Мариуполь). Какие функции выполнял "Миус" на Азовском Море - мне неизвестно. Такое положение дел продолжалось до 1988 года. В 1988 году судно получает новое название - "Акватория". Произошла ли при этом передача/продажа судна новому судовладельцу - мне также неизвестно. А в 1997 году теплоход "Акватория" (бывший "Миус" бывший Худат") был разделан на металлолом.
Таким образом, находящийся на реке недалеко от Москвы в качестве учебного судна теплоход "Сайма" является последним сохранившимся в настоящее время судном из трёх судов типа "Сулак".
ЯнПи
Штутгарт, 22.02.2009
Re: Судьба пассажирских судов "Сулак" и "Худат"
Благодаря Vitalis Merta (Приморск, Ленобласть) стало известно, что в Советский период теплоход "Лайне" принадлежал ОСВОДу Эстонской СССР. На носу была нанесена ОСВОДовская, а не пароходская эмблема. Теплоход "Лайне" доковался в Локса, это городок в 60 км от Таллинна, где в то время был судоремонтный завод Эстонского пароходства.
Re: Судьба пассажирских судов "Сулак" и "Худат"
Роман Волков (Новосибирск) сообщил нам следующие важные доплнения:
Регистр СССР приписывает "Худат" к Жданову с 1970 но еще под прежним названием, изменение название на "Миус" приводится в Дополнении №3 к Регистровой книге 1970. Данное дополнение датировано июлем 1972 и отображает изминения произошедшие в период с января по июнь 1972. Таким образом Дата переименования укладывается в полугодовую вилку. (Фактически данное Дополнение сверстано в марте 1973 - как раз время на обработку и систематизацию произошедших изменений).
В регистровой книге 1976-77 (издана в 1976) "Миус" вновь на Каспии. Судовладелец АМУ - Астраханское морское училище. В регистровой книге 1982 судно фигурирует как "Акватория", при этом в предисловии к данной книге особо оговаривается что сведения даны по состоянию на 1 января 1982. Дату переименования в "Акваторию" регистровая книга 1995 дает однозначно 1981.
Роман Волков (Новосибирск) сообщил нам о судьбе бывшего теплохода "Худат"/"Миус"/"Акватория" ещё следующее:
...переименовано в "Акваторию" и передано Институту водных проблем (Астрахань). И использовалось соответственно для научных исследований
Регистр СССР приписывает "Худат" к Жданову с 1970 но еще под прежним названием, изменение название на "Миус" приводится в Дополнении №3 к Регистровой книге 1970. Данное дополнение датировано июлем 1972 и отображает изминения произошедшие в период с января по июнь 1972. Таким образом Дата переименования укладывается в полугодовую вилку. (Фактически данное Дополнение сверстано в марте 1973 - как раз время на обработку и систематизацию произошедших изменений).
В регистровой книге 1976-77 (издана в 1976) "Миус" вновь на Каспии. Судовладелец АМУ - Астраханское морское училище. В регистровой книге 1982 судно фигурирует как "Акватория", при этом в предисловии к данной книге особо оговаривается что сведения даны по состоянию на 1 января 1982. Дату переименования в "Акваторию" регистровая книга 1995 дает однозначно 1981.
Роман Волков (Новосибирск) сообщил нам о судьбе бывшего теплохода "Худат"/"Миус"/"Акватория" ещё следующее:
...переименовано в "Акваторию" и передано Институту водных проблем (Астрахань). И использовалось соответственно для научных исследований
Судьба пассажирских судов "Сулак" и "Худат"
Теплоход "Миус" (бывшее название судна - "Худат"). Фирменная открытка Азовского Морского Пароходства
Спасибо Алексею Сёмину !
Для взаимосвязи тем об однотипных пассажирских судах типа "Сулак"
- тема о теплоходе "Сулак", позже - "Юнга", "Лайне", "Laine" (1963 г. постр., головное судно серии): viewtopic.php?f=13&t=590
- тема о теплоходе "Сайма", бывш. "Кара Богаз Гол", бывш. изначально "Черноморец" (1964 г. постр., второе судно серии): viewtopic.php?f=13&t=1260
- тема о теплоходе "Худат", позже - "Миус", "Акватория" (1964 г. постр., третье судно серии): viewtopic.php?f=13&t=590
Последний раз редактировалось yan 12 фев 2015, 22:16, всего редактировалось 1 раз.
Причина: Дополнена ссылками взаимосвязи тем о судах типа типа "Сулак"
Причина: Дополнена ссылками взаимосвязи тем о судах типа типа "Сулак"
Re: Судьба пассажирских судов "Сулак" и "Худат"
Виктор (виктор57) из Одессы сообщил нам следующие важные доплнения о судьбе бывшего теплохода "Худат"/"Миус"/"Акватория":
В сентябре 1974 года Миус отшвартовался на Серебряной Воложке,Астраханская мореходная школа-улица Водников, 22. Перегонная команда уехала домой,в Жданов. Я учился в АМШ в то время.
В сентябре 1974 года Миус отшвартовался на Серебряной Воложке,Астраханская мореходная школа-улица Водников, 22. Перегонная команда уехала домой,в Жданов. Я учился в АМШ в то время.
Re: Судьба пассажирских судов "Сулак" и "Худат"
Вячеслав (evs62) из Екатеринбурга сообщил нам следующие важные доплнения о судьбе бывшего теплохода "Худат"/"Миус"/"Акватория":
Зимой 77-78гг "Миус" стоял там же. Я в то время учился в СГПТУ-10 МФ.
Зимой 77-78гг "Миус" стоял там же. Я в то время учился в СГПТУ-10 МФ.
yan писал(а):Виктор (виктор57) из Одессы сообщил нам следующие важные доплнения о судьбе бывшего теплохода "Худат"/"Миус"/"Акватория":
В сентябре 1974 года Миус отшвартовался на Серебряной Воложке,Астраханская мореходная школа-улица Водников, 22. Перегонная команда уехала домой,в Жданов. Я учился в АМШ в то время.
Re: Судьба пассажирских судов "Сулак" и "Худат"
Участник Форума Речных Путешественников ("Мостурфлот"), Виктор (`виктор57`), с которым мы 27.09.2009 встречались в Одессе, рассказал, что изначально теплоход "Худат" выполнял рейсы из Астрахани на строившийся тогда город Шевченко (ныне - Актау).
Виктор также рассказал, что в марте 1975 года "Миус" (бывш."Худат") находился в Астрахани.
Представляю уникальную фотографию. На ней теплоход "Миус" запечатлён в Волгограде, 29 июля 1973 года. Фотография сделана Виталием Темнышовым, на его подписи фотографии теплоход "Миус" значится учебным судном Астраханского Мореходного Училища. На фотографии видно, что обе мачты наклонены таким образом, что максимальная высота конструкции судна позволяет ему проходить под речными мостами на Волге.
Теплоход "Миус" 29 июля 1973 года в Волгограде, Красноармейске, на Волге. Фотографировал Виталий Темнышов
Благодарности Виталию Темнышову (Одесса) и Виктору - участнику Форума Речных Путешественников ("Мостурфлот")) `виктор57` (Одесса)
ЯнПи, 21.11.2009
Виктор также рассказал, что в марте 1975 года "Миус" (бывш."Худат") находился в Астрахани.
Представляю уникальную фотографию. На ней теплоход "Миус" запечатлён в Волгограде, 29 июля 1973 года. Фотография сделана Виталием Темнышовым, на его подписи фотографии теплоход "Миус" значится учебным судном Астраханского Мореходного Училища. На фотографии видно, что обе мачты наклонены таким образом, что максимальная высота конструкции судна позволяет ему проходить под речными мостами на Волге.
Теплоход "Миус" 29 июля 1973 года в Волгограде, Красноармейске, на Волге. Фотографировал Виталий Темнышов
Благодарности Виталию Темнышову (Одесса) и Виктору - участнику Форума Речных Путешественников ("Мостурфлот")) `виктор57` (Одесса)
ЯнПи, 21.11.2009
Re: Судьба пассажирских судов "Сулак" и "Худат"
НИС Теплоход "Акватория" (бывший "Миус", бывший "Худат"). Каспийское Море, начало 1980-х годов
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Судьба пассажирских судов "Сулак" и "Худат"
Теплоход "Лайне" в порту Таллинн. Фото из газеты "Водный транспорт" 1970-е годы.
- Vitalis Merta
- Повелитель морей
- Сообщения: 3574
- Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18
Re: Судьба пассажирских судов "Сулак" и "Худат"
https://picasaweb.google.com/shergilov/DardZF#
Здесь много хороших фотографий, снятых на реке Урал, в том числе и фото теплохода "Худат".
Здесь много хороших фотографий, снятых на реке Урал, в том числе и фото теплохода "Худат".