Судьба теплоходов "Дагестан"(1933) и "Туркменистан"
Добавлено: 16 фев 2010, 12:58
О теплоходах "Дагестан"(1933) и "Туркменистан" известно, к сожалению, не много. Нет точных сведений об завершении их биографий и даже в некоторых их основных данных пока есть то, что вызывает вопросы. Тем не менее, ведь оба эти судна были, они занимают и целую главу в истории линейного пассажирского судоходства в Каспийском Море и несут несколько важных титулов в истории морского пассажирского флота СССР в целом.
Оба судна были практически однотипные - теплоход "Туркменистан" был судном немного большим по тоннажу чем теплоход "Дагестан". Оба судна были построены по сконцептированной для Каспийского Моря модификации проекта судов типа "Абхазия"(1927) (т.е. т.н. "Крымчаков") и они вполне заслуживают наименования "Каспийские Крымчаки". И "Дагестан" и "Туркменистан" однако, существенно уступали по тоннажу классическим "Крымчакам" - судам типа "Абхазия"(1927).
О теплоходе "Дагестан" известно то, что его тоннаж составлял 2575 тонн, длина - 90 метров, ширина - 12,8 метров, судно обладало двумя дизельными моторами и могло развивать скорость до 14 узлов. В некоторых источниках судоверфью постройки "Дагестана" значится судоверфь "Коломна" в городе Коломна, СССР - что вызывает ряд вопросов о том, могло ли быть такое крупное судно построено на указанной судоверфи и могло ли оно по реке Ока пройти к впадению Оки в Волгу. Год постройки и ввода в эксплуатацию теплохода "Дагестан" - 1933.
О теплоходе "Туркменистан" известно то, что его тоннаж составлял 2825 тонн, длина - 90 метров, ширина - 12,8 метров, судно обладало двумя дизельными моторами и могло развивать скорость до 13,7 узлов. Судоверфь постройки - "Красное Сормово", Горький (ныне - Нижний Новгород), СССР. Год постройки и ввода в эксплуатацию теплохода "Туркменистан" - 1936. Есть сведения о том, что название "Туркменистан" было не первым названием судна. Возможно изначально оно называлось "Туркистан".
Оба судна вошли в состав Совторгфлота Баку (позже - Каспийское Морское Пароходство), их портом-приписки стал Баку. И "Дагестан" и "Туркменистан" приступили к регулярным пассажирским рейсам на почтовой линии Баку - Красноводск. Нужно ли говорить о всей значимости этой линии в те годы - она являлась составной частью практически единственного пути, связывавшего западную часть СССР со Средней Азией.
Если знаменитый турбоэлектроход "Вячеслав Молотов" (позже - "Балтика") стал последним морским пассажирским судном перед Войной 1941-1945, построенным для СССР заграницей, то теплоход "Туркменистан" стал последним крупным морским пассажирским судном, построенным перед Войной 1941-1945 в СССР. После этого в СССР не будут строить крупные морские пассажирские суда на протяжении как минимум двух десятилетий. И "Дагестан" и "Туркменистан" были одними из самых современных морских пассажирских судов, которыми обладал СССР к началу Войны 1941-1945. И к началу лета 1941 года - самыми современными и совершенными на Каспийском Море.
Есть также предположения, что теплоход "Дагестан" мог обслуживать и другие линии в Каспийском Море, например Баку - Махачкала и Баку - Астрахань.
Во время Войны 1941-1945 значение линии Баку - Красноводск и обоих судов, на ней работавших, ещё больше увеличилось, особенно в период 1942 - 1943 годов, когда эта была практически единственная относительно-безопасная дорога, связывавшее Закавказье с остальной страной. Суда перевозили военнослужащих, раненных, эвакуируемых, беженцев, доставляли почту и важные грузы.
С ноября 1941 года по сентябрь 1944 года капитаном теплохода "Туркменистан" была прославленный Одесский Капитан Берта Яковлевна Рапопорт (1914-1967).
На момент окончания Войны 1941-1945 теплоходы "Дагестан" и "Туркменистан" стали вместе с турбоэлектроходом "Вячеслав Молотов" (позже - "Балтика") и теплоходом "Крым" наиболее современными крупными морскими пассажирскими судами СССР, пережившими войну и двумя самыми современными в СССР, встретившими конец войны в эксплуатации.
После окончания войны оба судна возвратились к обычному ритму работы, который был до войны. В основном они работали на традиционной для них линии Баку - Красноводск, иногда совершая рейсы и между другими портами Каспийского Моря. По одной из версий, ряд деталий этих судов мог послужить прототипом к созданию в 1959 году пассажирского теплохода "Киргизстан" - головного судна известной серии из девяти судов.
Постепенно на Касийское Море пришли и новые суда более современной постройки. Это, во-первых и в 1959 году вышеупомянутый теплоход "Киргизстан", и пять железнодорожно-пассажирских паромов типа "Советский Азербайджан", построенных для обслуживания линии Баку - Красноводск и трансформации её в настоящую железнодорожно-пассажирскую паромную переправу. Начиная с 1962 года до конца 1960-х годов каждые два года новый паром этого типа вводился в эксплуатацию. И к середине 1960-х годов уже не требовалось наличие на линии Баку - Красноводск сразу двух судов - "Дагестан"(1933) и "Туркменистан", а к началу 1970-х годов уже не требовалось и их обоих.
После середины 1960-х годов следы теплохода "Дагестан" теряются. Долгое время о том, как завершилась судьба этого судна не было известно вообще ничего. Теплоход "Туркменистан" находился в эксплуатации на Каспийском Море ещё как минимум до 1970-го года включительно. После 1970-го года следы теплохода "Туркменистан" также теряются. Долгое время о том, как завершилась судьба и этого судна не было известно вообще ничего. И лишь недавно, по неподтверждённой версии одного из источников, теплоход "Дагестан" был разделан на металлолом в Баку в 1960-х годах, а теплоход "Туркменистан" был разделан на металлолом в Баку в 1970-х годах.
При этом следует указать то, что в северных регионах СССР на рубеже 1960-х - 1970-х годов существовало гражданское судно с названием "Дагестан" и того, что это был т.н. "Каспийский Крымчак", теплоход "Дагестан"(1933) исключать пока нельзя как и утверждать данный факт.
Пока более точно о завершении судьбы обоих судов ничего сказать нельзя. Точно можно сказать лишь то, что по состоянию на 1979 год в составе гражданского морского флота СССР не существовало судов с названиями "Дагестан" и "Туркменистан".
Вскоре здесь будут подключены фотографии судов "Дагестан" и "Туркменистан".
Мы просим пополнить наши сведения всех, кому что-нибудь известно о двух данных судах - теплоходах "Дагестан"(1933) и "Туркменистан", и об их судьбе.
ЯнПи
Штутгарт, 16.02.2010
Оба судна были практически однотипные - теплоход "Туркменистан" был судном немного большим по тоннажу чем теплоход "Дагестан". Оба судна были построены по сконцептированной для Каспийского Моря модификации проекта судов типа "Абхазия"(1927) (т.е. т.н. "Крымчаков") и они вполне заслуживают наименования "Каспийские Крымчаки". И "Дагестан" и "Туркменистан" однако, существенно уступали по тоннажу классическим "Крымчакам" - судам типа "Абхазия"(1927).
О теплоходе "Дагестан" известно то, что его тоннаж составлял 2575 тонн, длина - 90 метров, ширина - 12,8 метров, судно обладало двумя дизельными моторами и могло развивать скорость до 14 узлов. В некоторых источниках судоверфью постройки "Дагестана" значится судоверфь "Коломна" в городе Коломна, СССР - что вызывает ряд вопросов о том, могло ли быть такое крупное судно построено на указанной судоверфи и могло ли оно по реке Ока пройти к впадению Оки в Волгу. Год постройки и ввода в эксплуатацию теплохода "Дагестан" - 1933.
О теплоходе "Туркменистан" известно то, что его тоннаж составлял 2825 тонн, длина - 90 метров, ширина - 12,8 метров, судно обладало двумя дизельными моторами и могло развивать скорость до 13,7 узлов. Судоверфь постройки - "Красное Сормово", Горький (ныне - Нижний Новгород), СССР. Год постройки и ввода в эксплуатацию теплохода "Туркменистан" - 1936. Есть сведения о том, что название "Туркменистан" было не первым названием судна. Возможно изначально оно называлось "Туркистан".
Оба судна вошли в состав Совторгфлота Баку (позже - Каспийское Морское Пароходство), их портом-приписки стал Баку. И "Дагестан" и "Туркменистан" приступили к регулярным пассажирским рейсам на почтовой линии Баку - Красноводск. Нужно ли говорить о всей значимости этой линии в те годы - она являлась составной частью практически единственного пути, связывавшего западную часть СССР со Средней Азией.
Если знаменитый турбоэлектроход "Вячеслав Молотов" (позже - "Балтика") стал последним морским пассажирским судном перед Войной 1941-1945, построенным для СССР заграницей, то теплоход "Туркменистан" стал последним крупным морским пассажирским судном, построенным перед Войной 1941-1945 в СССР. После этого в СССР не будут строить крупные морские пассажирские суда на протяжении как минимум двух десятилетий. И "Дагестан" и "Туркменистан" были одними из самых современных морских пассажирских судов, которыми обладал СССР к началу Войны 1941-1945. И к началу лета 1941 года - самыми современными и совершенными на Каспийском Море.
Есть также предположения, что теплоход "Дагестан" мог обслуживать и другие линии в Каспийском Море, например Баку - Махачкала и Баку - Астрахань.
Во время Войны 1941-1945 значение линии Баку - Красноводск и обоих судов, на ней работавших, ещё больше увеличилось, особенно в период 1942 - 1943 годов, когда эта была практически единственная относительно-безопасная дорога, связывавшее Закавказье с остальной страной. Суда перевозили военнослужащих, раненных, эвакуируемых, беженцев, доставляли почту и важные грузы.
С ноября 1941 года по сентябрь 1944 года капитаном теплохода "Туркменистан" была прославленный Одесский Капитан Берта Яковлевна Рапопорт (1914-1967).
На момент окончания Войны 1941-1945 теплоходы "Дагестан" и "Туркменистан" стали вместе с турбоэлектроходом "Вячеслав Молотов" (позже - "Балтика") и теплоходом "Крым" наиболее современными крупными морскими пассажирскими судами СССР, пережившими войну и двумя самыми современными в СССР, встретившими конец войны в эксплуатации.
После окончания войны оба судна возвратились к обычному ритму работы, который был до войны. В основном они работали на традиционной для них линии Баку - Красноводск, иногда совершая рейсы и между другими портами Каспийского Моря. По одной из версий, ряд деталий этих судов мог послужить прототипом к созданию в 1959 году пассажирского теплохода "Киргизстан" - головного судна известной серии из девяти судов.
Постепенно на Касийское Море пришли и новые суда более современной постройки. Это, во-первых и в 1959 году вышеупомянутый теплоход "Киргизстан", и пять железнодорожно-пассажирских паромов типа "Советский Азербайджан", построенных для обслуживания линии Баку - Красноводск и трансформации её в настоящую железнодорожно-пассажирскую паромную переправу. Начиная с 1962 года до конца 1960-х годов каждые два года новый паром этого типа вводился в эксплуатацию. И к середине 1960-х годов уже не требовалось наличие на линии Баку - Красноводск сразу двух судов - "Дагестан"(1933) и "Туркменистан", а к началу 1970-х годов уже не требовалось и их обоих.
После середины 1960-х годов следы теплохода "Дагестан" теряются. Долгое время о том, как завершилась судьба этого судна не было известно вообще ничего. Теплоход "Туркменистан" находился в эксплуатации на Каспийском Море ещё как минимум до 1970-го года включительно. После 1970-го года следы теплохода "Туркменистан" также теряются. Долгое время о том, как завершилась судьба и этого судна не было известно вообще ничего. И лишь недавно, по неподтверждённой версии одного из источников, теплоход "Дагестан" был разделан на металлолом в Баку в 1960-х годах, а теплоход "Туркменистан" был разделан на металлолом в Баку в 1970-х годах.
При этом следует указать то, что в северных регионах СССР на рубеже 1960-х - 1970-х годов существовало гражданское судно с названием "Дагестан" и того, что это был т.н. "Каспийский Крымчак", теплоход "Дагестан"(1933) исключать пока нельзя как и утверждать данный факт.
Пока более точно о завершении судьбы обоих судов ничего сказать нельзя. Точно можно сказать лишь то, что по состоянию на 1979 год в составе гражданского морского флота СССР не существовало судов с названиями "Дагестан" и "Туркменистан".
Вскоре здесь будут подключены фотографии судов "Дагестан" и "Туркменистан".
Мы просим пополнить наши сведения всех, кому что-нибудь известно о двух данных судах - теплоходах "Дагестан"(1933) и "Туркменистан", и об их судьбе.
ЯнПи
Штутгарт, 16.02.2010