Буксирный пароход "Титан" Беломорско-Онежского пароходства.

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Буксирный пароход "Титан" Беломорско-Онежского пароходст

Сообщение Vitalis Merta »

БУКСИРНЫЙ ПАРОХОД "ТИТАН" ЧАСТО БЫВАЛ В ЗАПОЛЯРНОМ ПОРТУ КАНДАЛАКША.

Юрий Петрович Лежнев дал интересную ссылку, открыв которую, я обнаружил сотни фотографий Кандалакши, развитие города и порта, которому в 2015 году исполнилось 100 лет. Интерес к порту Кандалакша в теме о беломорском пароходе "Титан" объясняется еще и тем, что суда карельского Беломорско-Онежского пароходства вкупе с сухогрузами СЗРП держали постоянную линию Волга -Череповец -Кандалакша.
По ссылке можно увидеть фотографии нескольких пассажирских судов Мурманского морского пароходства, работавших на линиях, обслуживающих порты Кольского полуострова.


http://kandalaksha.org/gallery3/index.p ... 3532&gid=2

Изображение

https://fotki.yandex.ru/users/vyacheslaw-talyh Заложен в начале 1929 года на Ленинградском заводе им. Андре Марти,спущен на воду в июле 1930 года,вступил в строй в 1931 году и вошёл в состав Северного морского пароходства. Длина - 56,0 м.,ширина - 9,2 м.,осадка - 3,0 м.,скорость - 6 узлов (10,8 км. в час),на 138 пассажиров. Пароход "Поморье" с 1 июля 1936 года не реже 1 раза в шестидневку ходил по Терско-Кандалакшской линии.Отправляясь из Кандалакши до конечного пункта - Пялица на Терском берегу,он делал в пути остановки в Порья-губе,Умбе,Кашкаранцах,Кузомени,Чаваньге,тетрино и Чапоме. Зимой же снабжение районного центра Умбы (п.Лесной) производилось конными обозами из Кандалакши ( для переброски грузов для этой цели было занято до 70 лошадей),почтово-пассажирские перевозки с 1937 года осуществлялись самолётами Ш-2 ( "шаврушки").

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Буксирный пароход "Титан" Беломорско-Онежского пароходст

Сообщение Vitalis Merta »

В журнале "Север" за февраль 1987 года о флоте Беломорского морского порта пишет моряк ЭМП Е.И.Головин.

Изображение


Евгений Иванович Головин родился в 1946 году в селе Вирма Беломорского района КАССР. Закончил Ленинградское арктическое училище и работал в Эстонском морском пароходстве. В литературно-художественном журнале "Север", долгое время издававшемся в Петрозаводске, февральский номер 1987 года, опубликованы его "Поморские тетради". В записках упоминается Беломорский морской порт и его флот, в том числе и буксирный пароход "ТИТАН".Отрывки из "Поморских тетрадей" приведу ниже.

Изображение


"Если ты северному мореходству рожденный сын, а не наемный работник, засвидетельствуй свое сыновство, свою любовь к родине сказаньем и писаньем". Борис Шергин. Запечатленная слава.

Моим первым пароходом в Таллинне был "Кыпу" - из серии сухогрузов типа "Повенец" с командой 32 человека. Построен в 1963 году. Двадцать лет назад эти суда волновали мое воображение. С палубы речных пароходов они казались огромными и недосягаемыми.

Когда-то нынешний Поморский берег входил в бесконечно огромную страну, лежащую от Уральских гор до Кольского полуострова. Ученые Византии называли ее Великой Биармией. Для новгородцев она была Заволоцкой Чудью. Ушкуйники, проникавшие сюда, рассказывали о несметных богатствах и миролюбивых, легко покоряемых племенах.
По рекам и побережью Белого моря образовалась огромная область, получившая название Двинской Пятины. Столицей этой области были Холмогоры. Край заселялся по двум путям: по Свири, Онего через Повенец, по Выгу. Другой путь проходил по Сухоне и Северной Двине.

Названия Поморского Берега: Шижня, Колежма, Нюхча, Вирма - саамские.
Села внешне схожи, но у каждого -свой характер, свой мир, свое море.
Исторически определились берега: Терский, Кандалакшский, Карельский, Поморский, Онежский, Летний, Зимний, Абрамовский, Конушинский, Канский.

Вдоль Поморского Берега, как Млечный путь, вытянулись Кемские и Сумские шхеры. Мы росли на этих скалах, видели дымы буксирных пароходов, маяки Большого Жужмуя и Осинки светили как пароходам, так и нам, мальчишкам. Буксиры, прозванные ласково "коньками", тянули на рейд ББК лихтеры с лесом. На "коньках" работали наши старшие братья: капитанами, кочегарами, матросами. Летом, в ясную погоду, буксиры и лихтеры в мареве казались таинственными призраками, пришедшими из неведомых стран. Зимой, расставленные в караван на канале, "коньки", вмерзшие в лед, с потухшими топками, без команд, выглядели маленькими и беспомощными.

Давно на смену "Пржевальскому", "Невельскому", "Хабарову" пришли "Балтийские" и "Волго-Балты", которые можно встретить в любом порту Европы.


А макет солидного по тем временам парохода "ТИТАН" демонстрировался на выставке "Транспорт СССР" в Ленинграде"


Изображение

Поморское село Сумской Посад. 1970-е годы.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 09 май 2018, 15:00, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Буксирный пароход "Титан" Беломорско-Онежского пароходст

Сообщение Vitalis Merta »

ИЗ КНИГИ Ю.П. ЛЕЖНЕВА " МЫ МОРЮ, КАК ПРЕЖДЕ, ВЕРНЫ"

Не одну навигацию работал в бассейне Арктики буксирный пароход «Титан», который занимался проводкой речных судов на реки Сибири. Капитан А. А. Афанасьев и старший механик Е. А. Филиппов, четко организовав работу экипажа, обеспечили успешное выполнение ответственных заданий Минречфлота.


Изображение

На фото от капитана буксирного парохода "Титан" А.А.Афанасьева б/п "Титан" в Арктике. 1960-е годы.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 05 май 2018, 22:58, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Буксирный пароход "Титан" Беломорско-Онежского пароходст

Сообщение Vitalis Merta »

ОБ АРКТИЧЕСКИХ РЕЙСАХ БУКСИРНОГО ПАРОХОДА "ТИТАН". 1964 ГОД.

Изображение

Буксирный пароход "ТИТАН" в Арктике. 1964 год.

Изображение


Юрий Петрович Лежнев из Беломорска любезно предоставил неизвестные ранее факты из биографии буксирного парохода "Титан" и его экипаже:

Виталис, добрый день. Привез из Петрозаводска материалы, теперь по мере готовности буду отправлять. Встретился с Афанасьевым Андреем Александровичем. он передал эти фото, сделанные в Арктике 20 октября 1964 года. на отдельном групповом снимке, слева на право- капитан Афанасьев А.А., машинист ?. старший механик Филиппов Е.А., старпом Горынцев В.А, второй механик Баданин Л.Я.
А.А. рассказал не известную для меня историю бп "ТИТАН".
После перехода судна из Финляндии в Ленинград. "ТИТАН" с объектом был отправлен в рейс на Дальний Восток. Там он некоторое время работал в распоряжении органов НКВД, выполняя рейсы в Магадан и Петропавловск. затем был переход обратно и передача судна в СМП , в Архангельск, и только после этого его передали в БОП. В те годы на судне работал машинистом Зубов Леонид Павлович, в последствии-старший механик судов БОП.


КАПИТАН АРКТИЧЕСКОГО ПЛАВАНИЯ А.А. АФАНАСЬЕВ.

Изображение

.
Андрей Александрович Афанасьев, родился в 1928 году в с.Шижня , Беломорского района. Его дед был моряком, работал на хозяйском торговом судне. Отец плотничал на строительстве ББК, тяжело заболел, и вскоре умер. На руках мамы остались три сына и две дочери. В 1943 г Андрей пошел работать учеником столяра в судоремонтные мастерские Беломорской пристани. В 1949-51 годах служба в Армии, получил воинскую специальность радиста. По возвращении в Беломорск, поступил на работу матросом на пароход "Пролетарий", капитаном судна был Волк Григорий Кондратьевич. В 1953 году Афанасьева перевели радистом на бп "Сахалин" к капитану Стрелкову П.А. В зимний период 53-54 гг он окончил курсы судоводителей до 200 рег.тонн. и после этого работал штурманом на "Сахалине" и на бп "Матюшенко". В 1956-57 годах окончил курсы штурманов малого плавания в Архангельской мореходке. !958 год Афанасьев А.А.-капитан бп"Суворов" и снова на "Матюшенко". Стрелков П.А. в начале 60-х работал капитаном на "ТИТАНЕ" . В 1963 году его сменил Афанасьев А.А., где он трудился до 1969 года. Ежегодно "Титан" ходил в Арктику, сопровождая самоходные речные суда до портов Тикси на р.Лена и к Диксону на р.Енисей.. Ледокольного обеспечения не было, справлялись как могли сами. Несколько лет , до 1989 года Афанасьев А.А. был капитаном резерва и капитаном наставником по буксирному флоту. С этой должности он вышел на заслуженный отдых. Афанасьев Андрей Александрович награжден Почетной грамотой МРФ.( 1966), Почетной грамотой Президиума Верховного Совета КАССР (1967). В 1968 ему присвоено звание "Лучший капитан МРФ".,а в 1988 году- "Отличник соц.соревнования МРФ" Он также награжден медалями "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны" и "300 лет Российскому флоту".


Изображение
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 26 мар 2018, 23:53, всего редактировалось 2 раза.

yan
Staff
Сообщения: 4978
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Буксирный пароход "Титан" Беломорско-Онежского пароходст

Сообщение yan »

Виталис, спасибо Вам большое за интересное ведение этой темы - всесторонний и обстоятельный рассказ обо всём что было связано с буксиром "Титан", за публикацию необычных материалов !

Большое спасибо за публикацию ссылки на ресурс с материалами, в частности - и об исторических грузопассажирских судах СССР - "Поморье" и "Воронеж" !

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Буксирный пароход "Титан" Беломорско-Онежского пароходст

Сообщение Vitalis Merta »

БУКСИРНЫЙ ПАРОХОД "ТИТАН" БОП-ва. НАВИГАЦИЯ 1973 ГОДА.

Изображение

Расчетная книжка практиканта- матроса первого класса буксирного парохода "ТИТАН" за июнь-июль 1973 года.

Изображение

Порт Кандалакша в 1973 году.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Буксирный пароход "Титан" Беломорско-Онежского пароходства.

Сообщение Vitalis Merta »

БУКСИРНЫЙ ПАРОХОД "ТИТАН" БОП-ва. В АСТРАХАНИ. 1977 - 1992 годы.

Изображение

На сайте водномоторников появилась фотография: неизвестный курсант на фоне буксира проекта 854. Автор утверждает, что буксир - пародатель Астраханского ССРЗ в поселке Ильинка Икрянского района, фото 1988 года. По данным упомянутого сайта буксир назывался "ТИТАН" и работал как стоечный пародатель до 1992 года, после чего был разделан на металл.
Так завершилась служба этого известного в Беломорске буксирного судна. "ТИТАН", построенный в Финляндии в 1954 году, несмотря на скромную должность обычного морского буксира, прошел весь Северный морской путь, побывал и в далеком Магадане, и в не менее далеком Петропавловске - на Камчатке, работал как спасательное судно, водил морские лихтеры в порты Арктики и долгие годы трудился на Белом море. Для судоводителей буксирного парохода "ТИТАН" порты Архангельск, Онега, Кемь, Кандалакша, Мезень были знакомыми до мельчайших деталей, как, впрочем, и знаменитый заполярный Мурманск.
Прошли годы, десятилетия. В прошлое ушла эпоха пароходов: черные выразительные трубы, паровые, сияющие медью арматуры машины: главные и многочисленные вспомогательные: паровые динамо, насосы, рулевки, лебедки и брашпили, работающие силой пара - все в прошлом. Остались на современном флоте паровые котлы атомоходов и турбоходов, но они настолько не похожи на парогенераторы эпохи парового флота, что назвать их паровыми котлами и язык-то не поворачивается...
Штучно еще живы пароходы в классическом их понимании и исполнении. Это известный всей стране ветеран - ретро-пароход "Н.В. ГОГОЛЬ" в Архангельске. Когда-то, еще в мою бытность на Северной Двине этот пассажирский двухдечник возил жителей Подвинья из Котласа в Архангельск и обратно. А еще раньше, до войны, обслуживал "Н.В. ГОГОЛЬ" пассажирскую линию Вологда - Архангельск ! Всю капризную Сухону преодолевал и не менее капризную Северную Двину.
Один он остался из десятков паровичков, служивших буксирами и пассажирскими судами до конца 1980-х годов.
Небольшой буксир, переделанный под прогулочное судно, пароход "АДМИРАЛ" катает всех желающих в Таллинне. Есть целая флотилия небольших пассажирских и буксирных пароходов на финляндских озерах Саймаа. Приходили в Санкт - Петербург в 2012 году, порадовали народ ухоженностью и необычной стариной на фоне современных морских и речных великанов-теплоходов. Впрочем, там же, на Неве, ошвартован ледокол- ветеран "КРАСИН", по всем техническим характеристикам -это
классический пароход. Да и крейсер- музей "АВРОРА" - тоже пароход. Котлы, паровые машины.
Можно назвать еще несколько сохранившихся в качестве плавучей недвижимости судов с паровыми энергетическими установками. Но эпоха пара закончилась. Остались фотографии и кадры кинофильмов. Будем помнить.


Изображение

Паровой рыбопромысловый флот Мурманска в 1950-е годы.

yan
Staff
Сообщения: 4978
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Буксирный пароход "Титан" Беломорско-Онежского пароходства.

Сообщение yan »

Виталис, спасибо Вам большое за интересную информацию о возможной последней работе, времени и месте завершения своего жизненного пути красивого и сильного корабля, буксирного парохода "Титан". Надеюсь, что когда-нибудь из пелены советского и постсоветского информационного тумана неизвестности проступят наружу и подробности.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Буксирный пароход "Титан" Беломорско-Онежского пароходства.

Сообщение Vitalis Merta »

yan писал(а):
02 дек 2020, 17:50
Виталис, спасибо Вам большое за интересную информацию о возможной последней работе, времени и месте завершения своего жизненного пути красивого и сильного корабля, буксирного парохода "Титан". Надеюсь, что когда-нибудь из пелены советского и постсоветского информационного тумана неизвестности проступят наружу и подробности.
Спасибо, Ян за добрые слова. Конечно, б/п "ТИТАН" был пароходом достаточно скромным, тысячи таких буксиров отработали свой пароходов век и незаметно исчезли, как, впрочем, исчезают в небытии и люди в основной своей массе ничем не примечательные, но честно работавшие и жившие в этом мире.
Из почти 200 буксиров типа ФИНН -800 удалось узнать подробности их бытия всего про десять с небольшим пароходов. Имею ввиду сведения об экипажах, необычных рейсах, особенностях работы и т.д.
Впрочем, зачастую совсем мало информации даже о больших океанских лайнерах. В России вообще вопросы исторический памяти традиционно сведены к очень специфической тематике. Но, будем надеяться на добрые перемены.

yan
Staff
Сообщения: 4978
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Буксирный пароход "Титан" Беломорско-Онежского пароходства.

Сообщение yan »

Vitalis Merta писал(а):
03 дек 2020, 00:10
yan писал(а):
02 дек 2020, 17:50
Виталис, спасибо Вам большое за интересную информацию о возможной последней работе, времени и месте завершения своего жизненного пути красивого и сильного корабля, буксирного парохода "Титан". Надеюсь, что когда-нибудь из пелены советского и постсоветского информационного тумана неизвестности проступят наружу и подробности.
Спасибо, Ян за добрые слова. Конечно, б/п "ТИТАН" был пароходом достаточно скромным, тысячи таких буксиров отработали свой пароходов век и незаметно исчезли, как, впрочем, исчезают в небытии и люди в основной своей массе ничем не примечательные, но честно работавшие и жившие в этом мире.
Из почти 200 буксиров типа ФИНН -800 удалось узнать подробности их бытия всего про десять с небольшим пароходов.
Да, Виталис, всё так - всё также и у людей получается, хотя каждый человек индивидуален и по-своему значим и красив.

В изложении судьбы одного из них, буксирного парохода "Титан", Вы смогли внести, помимо многогранной и глубокой информативности, столько лучших человеческих качеств - теплоту и сопереживание, душу и терпение так, что это мало кого оставляло равнодушным !

Спасибо Вам большое !

Ответить