Лихтеровозы Минморфлота СССР

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Лихтеровозы Минморфлота СССР

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

"Водный транспорт" от 30.08.79 года об экипаже лихтеровоза "Юлиус Фучик".

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Лихтеровозы Минморфлота СССР

Сообщение Vitalis Merta »

Для обработки лихтеровозов в 1978 году было начато строительство порта Усть-Дунайск в устье Дуная. О нынешнем состоянии порта можно прочесть здесь: http://www.blackseatrans.com/article.php?articleID=1579

А начиналось все так прекрасно...

Газета "Водный транспорт" от 24 мая 1980 года.

Морской порт на реке.

Министром морского флота СССР Т.Б. Гуженко подписан приказ о присвоении строящемуся в устье Дуная морскому порту названия Усть-Дунайск. Эта гавань станет базой советского лихтерного флота.


Будет ли Усть-Дунайск использоваться только в этих целях ? На этот вопрос отвечает начальник объединения "Южфлот" В.С. Збаращенко:
- Усть-Дунайск был спроектирован институтом "Черноморниипроект" для обслуживания первых в Советском Союзе крупнотоннажных лихтеровозов. Как известно, два судна из этой серии - "Юлиус Фучик" и "Тибор Самуэли" - уже успешно работают, доставляя грузы для Болгарии, Венгрии, СССР и Чехословакии, то есть для стран - членов международного судоходного предприятия "Интерлихтер". В 1983 году мы получим из Финляндии для обслуживания этого объединения серию малых лихтеровозов.
Однако функции нового порта этим не ограничиваются. Строительство семикилометрового канала от Жебриянской бухты и углубление гавани Усть-Дунайска обошлось государству недешево. При обслуживании только лихтерного флота фондоотдача будет недостаточной. Поэтому решено дооборудовать порт для приема океанских судов и других типов.
- Что предстоит сделать портовикам, чтобы предприятие начало функционировать с полной отдачей ?
- Усть-Дунайск начал принимать суда с конца 1978 года. На днях, например, в порт пришел теплоход "Унан Аветисян" с 45 тысячами тонн индийской руды, предназначенной для Венгрии. Это уже четвертый рейс океанских судов, которые приходят в устье Дуная.( продолжу).

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Лихтеровозы Минморфлота СССР

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

В порту Усть-Дунайск. Фото с украинского сайта.

Продолжение статьи Морской порт на реке.

Прибывающие по морю грузы мы будем на плаву перегружать на малые суда стран-получателей и отправлять вверх по реке. Чтобы обеспечить быструю и высококачественную переработку грузов, необходимо увеличить число плавучих кранов и конвейнерных установок. Тогда мы будем фрахтовать суда грузоподъемностью до 60 тысяч тонн. Лихтеровозы способны перевозить практически любые грузы, а другие суда решено в основном использовать под насыпные. При разгрузке борт о борт это наиболее удобно. В частности, Усть-Дунайск станет перевалочным пунктом индийской железной руды для стран - членов СЭВ.
- А какие условия создаются работникам порта ?

- Для жизни, отдыха, быта работников Усть-Дунайска планируется строительство базы в Вилково. Там построят жилой массив, предприятия в сфере обслуживания. А в самом порту поставлен на прикол отслуживший срок известный в свое время теплоход "Кооперация", который одним из первых ходил в Антарктиду. В нем разместилось портоуправление, устроены комнаты отдыха для работников предприятия.

А.Шашков.

Просматривая ведомственную печать касательно создания лихтеровозных систем в СССР 1970-1980-х годов, заметил, что многие специалисты водного транспорта не питали иллюзий в отношении рентабельности лихтеровозов. Вот и порт Усть-Дунайск строили с расчетом зарабатывать деньги помимо обслуживания этих судов. А в отношении известного в свое время лихтеровоза с ядерной энергетической установкой "Севморпуть" прямо говорилось, что он будет работать с заведомо запланированными убытками.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Лихтеровозы Минморфлота СССР

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Фото из журнала "Морской флот" №8- 1979 год. Снимок не совсем четкий, но так он выглядит и в журнале. Был такой полиграфический грех у ведомственного журнала моряков. На фото - Лихтеровоз "Юлиус Фучик", точнее - его часть, на акватории базы в устье Дуная. Фото Г.Сергеева.
В качестве базы - легендарная "Кооперация". В номере пятом за 1979 год журнал "Морской флот" опубликовал фотографию теплохода "Кооперация" и текстовый материал с пафосным, но недостоверным заголовком "На вечную стоянку"...

Изображение

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Лихтеровозы Минморфлота СССР

Сообщение yan »

Виталис !

Большое Вам спасибо и за интересную тему и интересные исторические фотографии и статьи из советских лет !

С дружеским приветом
Ян

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Лихтеровозы Минморфлота СССР

Сообщение Vitalis Merta »

Спасибо, Ян !
Тему обязательно доведу до конца: и в журнале "Морской флот" и в газете "Водный транспорт" информации достаточно. Насколько мне известно, советские лихтеровозы не попадали в ситуации, подобные той, что имела место с западногерманским лихтеровозом "Мюнхен" 12 декабря 1978 года .
В издании "Кораблекрушения на море" автора В.Ф.Сидоренко ( издательство Ленинградского университета, 1990 год ) на странице 56 есть вот такая информация: " 12 декабря 1978 года в Северной Атлантике при ветре 10 баллов греческое грузовое судно "Марион" приняло сигнал СОС от западногерманского лихтеровоза "Мюнхен" ( 45519 рег.тонн). В аварийном сообщении говорилось, что судно тонет. Вслед за этим связь с ним оборвалась. "Марион" продублировал сигнал бедствия, после чего с ближайшей авиационной базы Великобритании на поиск вылетел самолет, к которому вскоре присоединились 25 судов и 10 самолетов. Поиски продолжались около двух недель, но никто из людей так и не был обнаружен. На месте катастрофы, в 450 милях от Азорских островов, на поверхности воды плавали три лихтера, 4 надувных спасательных плота без людей, спасательные жилеты, два спасательных буя и один радиобуй. Погибли все 28 членов экипажа.
Расследование показало, что в момент гибели в трюмах "Мюнхена" было 83 лихтера и на палубе - кран грузоподъемностью 455 тонн. "Мюнхен" имел весьма мощную машину в 26000 л.с. и скорость 18 узлов. Судно совершало рейсы на линии Северная Европа - Восточное побережье США и Мексиканский залив. Седьмого декабря лихтеровоз вышел из Бремерхафена ( ФРГ ), направляясь в Саванну ( США ), куда должен был прибыть 17 декабря. Страховая компания выплатила владельцам погибшего лихтеровоза страховое возмещение в размере 140 млн. марок - самое большое за всю историю морского страхования в ФРГ. "

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Лихтеровозы Минморфлота СССР

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Грузовые операции лихтеровоза "Юлиус Фучик" на рейде Усть-Дунайска. Фото из журнала "Морской флот" № 8-86.

За девять лет до публикации этого снимка журнал "Морской флот" № 3-77 опубликовал статью начальника отдела коммерческой службы Черноморского пароходства Г.Брухиса "Обработка судов "ЛЭШ" в советских портах.

ЛИХТЕРОВОЗ ( судно типа "ЛЭШ" ) впервые зашел в наши воды в сентябре 1976 года и посетил Ильичевский порт. Это необычное судно под названием "ЛЭШ ТЕРКИ" ( США), на борту которого размещается 70 лихтеров грузоподъемностью по 300 тонн. Выгрузка и погрузка их производится с помощью установленного на судне крана-перегружателя П - образной формы, движущегося по рельсам вдоль палубы. При помощи захватов кран поднимает лихтер, перемещает его к корме и опускает на воду. Затем портовый буксир доставляет лихтер с рейда в порт. Выгрузка судна продолжается максимум 15 часов.
Поскольку Ильичевский порт явился пионером в обработке судов типа "ЛЭШ", порядок и условия производства операций представляют значительный интерес для других портов нашей страны, которым в недалеком будущем также предстоит обрабатывать такие суда.
Каковы же эти условия ? Прежде всего для этих судов характерно то, что их обработка производится на рейде. О своем подходе к порту судно дает предварительную, а затем уточненную информацию за 7 суток, 48, 24 и 4 часа до прихода в порт. На основании последней информации порт направляет на рейд буксиры для приема от судна и/ или передачи ему лихтеров. Если информация дана судном с опозданием, т.е. менее чем за 4 часа, то порт имеет право подать буксир в более поздние сроки. ( продолжу).

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Лихтеровозы Минморфлота СССР

Сообщение Vitalis Merta »

Взятие лихтеров на буксир от судна и передача лихтеров судну может производиться портом при волнении моря не более трех баллов. Судовладелец обеспечивает каждый лихтер комплектом швартовных концов.
Выгрузка из судна и погрузка лихтеров на судно производится им своими средствами и за свой счет. Здесь имеется в виду не только работа специального крана, которым оборудовано судно, но и выполнение всех операций по захвату лихтеров, их подъему, перемещению и постановке на воду при выгрузке или на штатное место на судне при погрузке. Это значит, что ответственность за сохранность лихтеров и находящихся в них грузов в процессе операций несет судно.
Существенной особенностью обработки судов типа "ЛЭШ" является условие о том, что порт принимает и сдает каждый лихтер на рейде по внешнему осмотру видимой надводной части. При обнаружении портом повреждений, не герметичности лихтеров в процессе их приемки от судна или при обработке в порту, им составляется акт за подписями представителей порта и "Инфлота" ( от имени судовладельца).
Принятые от судна лихтеры порт может обрабатывать в течение месяца. Этот срок вытекает из того, что лихтеровоз подается в порт один раз в месяц, причем в каждом рейсе может быть доставлено не более шести лихтеров с грузами из портов США. В обратном направлении порт передает судну порожние или лихтеры с грузами, отправляемыми портом по поручениям внешнеторговых организаций СССР. ( продолжу).

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Лихтеровозы Минморфлота СССР

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Загрузка лихтеровоза. Фото из журнала "Морской флот"

Выгрузка грузов из лихтеров, так же как и погрузка грузов в лихтеры, производится у причалов порта его силами и средствами за счет грузовладельцев, т.е. порт получает оплату за эти работы от советских внешнеторговых организаций по аккордным ставкам, установленным Прейскурантом № 11-01 Государственного комитета цен.
Поскольку выгрузка лихтеров производится после ухода судна и, следовательно, в отсутствие членов его экипажа, встал вопрос о порядке определения количества и состояния доставленных грузов. Этот вопрос решен так: счет количества мест штучных грузов производится тальманами порта за счет судовладельца; они же определяют состояние тары, упаковки и маркировки грузов. Эти операции оформляются тальманскими листами, на основании которых порт составляет генеральные акты и акты-извещения о количестве мест и состоянии принятых портом грузов. Для ускорения грузовых и тальманских операций судовладелец принял на себя обязательство загружать лихтеры грузами преимущественно в пакетах.
В то же время судовладелец вправе отказаться от тальманских услуг порта и через агенство "Инфлот" нанимать других для сдачи грузов от имени и за счет судовладельца. Практически это означает, что судовладелец может нанять тальманов отделов грузового контроля служб по обслуживанию транспортного флота ("Трансфлот") в тех портах, где такие тальманы имеются. И в том и в другом случае оплата тальманских услуг производится судовладельцем по установленным ММФ тарифам. Документы о результатах выгрузки грузов их лихтеров подписывает агенство "Инфлот" от имени судовладельца, который дал ему такое постоянное поручение поскольку эти операции производятся в отсутствии судна. ( продолжу).

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Лихтеровозы Минморфлота СССР

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Лихтеровоз "Юлиус Фучик". Фото из журнала "Морской флот".

Продолжение статьи Г.Брухиса.

Стоимость работы буксиров по доставке лихтеров оплачивается судовладельцем по действующим в порту тарифам. Судовладелец оплачивает порту также работу буксиров по одной перешвартовке каждого лихтера, если в процессе его обработки потребовалась такая перешвартовка.
К числу специфических коммерческих условий обработки судов типа "ЛЭШ" относится вопрос об оплате сбора за нахождение лихтеров на акватории порта от момента приема им каждого груженого лихтера и до момента сдачи его судну. Этот сбор, как согласовано с судовладельцем, оплачивается им порту в размере 10 рублей в сутки за каждый лихтер. Время выгрузки лихтера и/ или погрузки исключается из платного времени нахождения его в порту.
Расчеты между владельцем судов типа "ЛЭШ" и портом за выполнение перечисленных работ и операций производятся путем внесения начисленных сумм в дисбурсментский счет, составляемый "Инфлотом" и оплачиваемый судовладельцем по судну, принимающему от порта лихтеры после их обработки.
В таком же порядке судовладелец оплачивает порту другие полагающиеся сборы по действующим в нем правилам и обычаям.
Существенной особенностью условий обработки судов типа "ЛЭШ" и их лихтеров является то, что расчеты по диспачу/ демереджу не производятся. В соответствии с этим принципом нормы их обработки не обусловлены. ( продолжу ).

Ответить