Статья о теплоходе "А.Чехов", бывший "Дельфин"(1931)
Добавлено: 12 апр 2011, 19:11
Товаропассажирский теплоход
Азовского государственного морского пароходства
«Антон Чехов»
Теплоход «Дельфин»
Наряду с проектированием теплоходов типа «АБХАЗИЯ» для Крымско-Кавказской линии, в Центральном бюро морского судостроения по заказу Совторгфлота в 1925-26 годах спроектировали сравнительно мелкосидящие (3,94 м) товаропассажирские теплоходы для Азовско-Черноморской линии. Их проектное водоизмещение составляло 2400 тонн (2121 брт), дедвейт 742 т, длину 79,9 м, ширину 12,00 м. и осадку 3,60 м. Они должны были размещать на борту 24 человека в 1-м классе, 76 человек во 2-м классе, 245 человек в 3-м, а также 50 палубных пассажиров. Четыре трюма были рассчитаны на 964 куб. м груза. Двухвальная силовая установка, состоящая из двух главных двигателей-дизелей марки 4S47 (2х715 л.с.), построенных на паровозостроительном заводе по системе Зульцера в Харькове, обеспечивала судам скорость в 11 узлов.
Заказ на постройку был передан на Севастопольский морской завод, где 1 августа 1928 года были заложены два теплохода по указанному выше проекту. Головное судно «ДЕЛЬФИН» (строительный № 81) водоизмещением 2400 тонн, длиной 75,99 м, шириной 11,92 м. и осадкой в полном грузу 3,94 м. 25 января 1929 году было спущено на воду и 27 июля 1931 года сдано заказчику. Судно имело 342 каютных места и могло дополнительно принимать до 155 туристов на палубы. Экипаж 94 человека. Второй теплоход «ЧАЙКА» был сдан заказчику 2 декабря 1931 года.
В апреле 1932 года, после соответствующего освидетельствования, «ДЕЛЬФИН» получил высший класс регистра СССР. В 1934 году он был включен в состав Азовского пароходства, портом его приписки стал Ростов на Дону. В 1936 году теплоход «ДЕЛЬФИН» был переименован, получив новое имя – «АНТОН ЧЕХОВ». С начала эксплуатации теплоход был поставлен на экспрессную грузопассажирскую линию и совместно с однотипным теплоходом «ЧАЙКА» начал совершать регулярные рейсы между Ростовом на Дону и Батуми с заходом в промежуточные порты. В его каютах и на палубе чаще всего можно было встретить курортников, любителей увлекательных путешествий в теплых водах Черного моря. В 1936 году судно принимало на борт 24 пассажира в каютах 1-го класса, 76 в каютах 2-го класса, 242 в помещениях 3-го класса, а также 50 палубных пассажира.
24 июня 1936 года в рейсе Ростов-Батуми на переходе Мариуполь-Бердянск, в результате слабой подготовки машинной команды, на теплоходе произошла авария левого дизеля. Несмотря на это, судно не прервало рейс и на одном двигателе дошло до Новороссийска, где аварийная машина была быстро отремонтирована
Теплоход «Антон Чехов»
После начала войны теплоход мобилизовали. С 12 августа 1941 года он стал санитарным транспортом – плавучим госпиталем. Штатная эвакоемкость судна была определена в 100 человек. На нем развертывалась операционная и два перевязочных отделения. Медицинский персонал -5 врачей, 12 медсестер и 17 санитаров. «АНТОН ЧЕХОВ» доставлял в Одессу медикаменты и продовольствие, вывозил из осажденного города раненых бойцов, эвакуированное население. Вместо обычной нормы – 500 пассажиров – теплоход брал в рейс 1000 и более человек. Судно вооружили, установив на нем 4 зенитные пушки и 2 крупнокалиберных пулемета.
С октября 1941 года теплоход совершал рейсы в Севастополь, откуда перевозил раненых в Новороссийск и Батуми. Затем в начале 1942 года под бомбежками плавал в Керчь и Камыш-Бурун. Всего судно выполнило 39 эвакорейсов. Из Одессы 9 (2038 чел.), из Севастополя 19 (5753 чел.) и с Керченского полуострова 11 (5041 чел.). 14 апреля 1942 года теплоход очередным рейсом шел из Туапсе в Камыш-Бурун с пополнением и боеприпасами. На подходе в одной миле от порта он подорвался на мине. Взрывом оторвало полубак и «АНТОН ЧЕХОВ» сел на грунт. Погибло более 230 человек, в том числе 30 человек команды, до последней минуты боровшихся за живучесть судна. Впоследствии на незатопленной части судна был развернут наблюдательный пост, который постоянно подвергался авиационным налетам и обстрелам артиллерии противника.
Теплоход «Антон Чехов» затопленный у Керчи. Снимок сделан в мае 1942 года с германского разведывательного самолета. (45º14´N-36°27´E)
В 1961 году кормовая часть судна была поднята и в 1962 году сдана на металлолом. До 1965 года были подняты все оставшиеся под водой металлоконструкции погибшего теплохода.
© Трифонов Ю.Н. 2002 г.
Азовского государственного морского пароходства
«Антон Чехов»
Теплоход «Дельфин»
Наряду с проектированием теплоходов типа «АБХАЗИЯ» для Крымско-Кавказской линии, в Центральном бюро морского судостроения по заказу Совторгфлота в 1925-26 годах спроектировали сравнительно мелкосидящие (3,94 м) товаропассажирские теплоходы для Азовско-Черноморской линии. Их проектное водоизмещение составляло 2400 тонн (2121 брт), дедвейт 742 т, длину 79,9 м, ширину 12,00 м. и осадку 3,60 м. Они должны были размещать на борту 24 человека в 1-м классе, 76 человек во 2-м классе, 245 человек в 3-м, а также 50 палубных пассажиров. Четыре трюма были рассчитаны на 964 куб. м груза. Двухвальная силовая установка, состоящая из двух главных двигателей-дизелей марки 4S47 (2х715 л.с.), построенных на паровозостроительном заводе по системе Зульцера в Харькове, обеспечивала судам скорость в 11 узлов.
Заказ на постройку был передан на Севастопольский морской завод, где 1 августа 1928 года были заложены два теплохода по указанному выше проекту. Головное судно «ДЕЛЬФИН» (строительный № 81) водоизмещением 2400 тонн, длиной 75,99 м, шириной 11,92 м. и осадкой в полном грузу 3,94 м. 25 января 1929 году было спущено на воду и 27 июля 1931 года сдано заказчику. Судно имело 342 каютных места и могло дополнительно принимать до 155 туристов на палубы. Экипаж 94 человека. Второй теплоход «ЧАЙКА» был сдан заказчику 2 декабря 1931 года.
В апреле 1932 года, после соответствующего освидетельствования, «ДЕЛЬФИН» получил высший класс регистра СССР. В 1934 году он был включен в состав Азовского пароходства, портом его приписки стал Ростов на Дону. В 1936 году теплоход «ДЕЛЬФИН» был переименован, получив новое имя – «АНТОН ЧЕХОВ». С начала эксплуатации теплоход был поставлен на экспрессную грузопассажирскую линию и совместно с однотипным теплоходом «ЧАЙКА» начал совершать регулярные рейсы между Ростовом на Дону и Батуми с заходом в промежуточные порты. В его каютах и на палубе чаще всего можно было встретить курортников, любителей увлекательных путешествий в теплых водах Черного моря. В 1936 году судно принимало на борт 24 пассажира в каютах 1-го класса, 76 в каютах 2-го класса, 242 в помещениях 3-го класса, а также 50 палубных пассажира.
24 июня 1936 года в рейсе Ростов-Батуми на переходе Мариуполь-Бердянск, в результате слабой подготовки машинной команды, на теплоходе произошла авария левого дизеля. Несмотря на это, судно не прервало рейс и на одном двигателе дошло до Новороссийска, где аварийная машина была быстро отремонтирована
Теплоход «Антон Чехов»
После начала войны теплоход мобилизовали. С 12 августа 1941 года он стал санитарным транспортом – плавучим госпиталем. Штатная эвакоемкость судна была определена в 100 человек. На нем развертывалась операционная и два перевязочных отделения. Медицинский персонал -5 врачей, 12 медсестер и 17 санитаров. «АНТОН ЧЕХОВ» доставлял в Одессу медикаменты и продовольствие, вывозил из осажденного города раненых бойцов, эвакуированное население. Вместо обычной нормы – 500 пассажиров – теплоход брал в рейс 1000 и более человек. Судно вооружили, установив на нем 4 зенитные пушки и 2 крупнокалиберных пулемета.
С октября 1941 года теплоход совершал рейсы в Севастополь, откуда перевозил раненых в Новороссийск и Батуми. Затем в начале 1942 года под бомбежками плавал в Керчь и Камыш-Бурун. Всего судно выполнило 39 эвакорейсов. Из Одессы 9 (2038 чел.), из Севастополя 19 (5753 чел.) и с Керченского полуострова 11 (5041 чел.). 14 апреля 1942 года теплоход очередным рейсом шел из Туапсе в Камыш-Бурун с пополнением и боеприпасами. На подходе в одной миле от порта он подорвался на мине. Взрывом оторвало полубак и «АНТОН ЧЕХОВ» сел на грунт. Погибло более 230 человек, в том числе 30 человек команды, до последней минуты боровшихся за живучесть судна. Впоследствии на незатопленной части судна был развернут наблюдательный пост, который постоянно подвергался авиационным налетам и обстрелам артиллерии противника.
Теплоход «Антон Чехов» затопленный у Керчи. Снимок сделан в мае 1942 года с германского разведывательного самолета. (45º14´N-36°27´E)
В 1961 году кормовая часть судна была поднята и в 1962 году сдана на металлолом. До 1965 года были подняты все оставшиеся под водой металлоконструкции погибшего теплохода.
© Трифонов Ю.Н. 2002 г.