Пароход "Ильич" (1895)

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Ильич" (1895)

Сообщение yan »

Лет десять тому назад, я приобрел фотографию «Ильича», которая, по словам продавца, попала к нему после кончины знаменитого капитана-испанца Мантильи. Для убедительности мне предложили еще несколько малозначащих документов и бумаг, действительно ранее принадлежавших Мантилье. Но дело не в этом - продавец утверждал, что во время войны Мантилья командовал «Ильичем» на Дальнем Востоке. Я пытался проверить информацию и обнаружил сведения о том, что этот републиканец, о котором до сих пор в Одессе ходят легенды, сделал в 1943 г. на «Ильиче» рейс в качестве дублера капитана. Смотреть, например, статью «Либерти "Александр Невский" и его капитан испанец Альварес» http://www.kscnet.ru/ivs/bibl/paperno1/ ... del/24.doc .

О гибели «Ильича» в Портленде в 1944 г. писали Константин Бадигин в [14], с.322 – 323 и Николай Быков в [15], с.70-71. Обсуждать вроде бы тут особенно нечего, хотя ситуация со снятием листов наружной обшивки по последствиям чем то напоминает июль 1919 г. Взамен затонувшего «Ильича» советской стороне были переданы два грузопассажирских парохода 1902 г. постройки – «Михаил Ломоносов» и «Урал». Я когда-то даже начал интересоваться этими судами – на кого это так ловко «Ильича» разменяли… Но обнаружил рассказ старого камчатского капитана Тимофея Михайловича Кривоногова «На Родину, в лагеря…» (http://www.npacific.ru/np/library/publi ... kaz/11.htm и сразу как-то расхотелось...


В заключение хочу сказать вот что: работая над статьей я много узнал о пароходе, о честных людях, водивших его в «соленую купель», о морях и портах, где ему пришлось побывать и даже что-то новое о времени, в котором ему пришлось «жить»… Мне не суждено увидеть весы истории, на которых, как известно, будет взвешен каждый, узнать, в каких категориях были обнаружены в чистилище те, чьи имена присваивались судну. Как по мне, так «шапка Мономаха» чересчур тяжела для того, чтобы именами ее живых обладателей называть даже самых красивых, но все равно тружеников моря. Не судится одному и тому же поколению «вычистить землю, посадить сад и еще самим успеть погулять», как об этом мечтал герой киноленты Германа «Мой друг Иван Лапшин».

Хорошо бы не обращать императоров в Ильичей и наоборот, а взять за правило хоронить своих мертвых… Но если кто-то считает иначе, я не буду с ним спорить. А просто приглашу открыть альбом со старыми фотографиями и вместе рассматривать прочих «Николаев» и новых «Ильичей»… Вы видите сколько их, нашедших свою судьбу в море: они снова швартуются и снова уходят; меняются вахты и еще не отбита последняя склянка, а значит рейс продолжается… И я, надеюсь, так будет всегда…

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Ильич" (1895)

Сообщение yan »

Литература:

1. В.В.Басевич. Сказание о пароходах России. «Морские вести России», М., 2002, 320 с.

2. “Собрания сведений о пароходах РОПиТа “ (составлено по распоряжению Директора Общества капитана I ранга О.Л.Радлова подполковником корпуса штурманов Н.Л.Ивановым в 1900 году, Одесса, типография Акционерного Южно-Русского общества Печатного дела, 1900 г.)

3. В.А.Савченко. «Анархисты-террористы в Одессе (1903 – 1913)». Исторический очерк.- Одесса: «Optimum».2006.- 248 с.

4. Савченко В. Діяльність анархістів-синдикалістів серед одеських моряків (1906–1913 рр.) // Краєзнавство. – 2013. – Ч. 2 (83). – С. 174–181.

5. В.Савченко. Анархістський рух в Одесі (1903-1916 рр). Південний Захід. Одесика. Історико-краєзнавчий науковий альманах.–Вип.18.-«Друкарський дім», Одеса, 2014, 307 с.

6. А.Агаларов. «Одесская районная подпольная организация большевиков на Пересыпи в 1918-19 г.г.». Сборник статей и воспоминаний «Октябрь на Одещине». Изд. Одесской окружной Октябрьской комиссии и Истпарт отдела Окркома К.П.Б.У. Одесса, 1927 г.

7. Д.А. Мельников. «Железный прораб». Повесть. Лит.запись Б.Эпельфельда. М.,»Молодая гвардия», 1966, 280с.)

8. Аварии морских судов и их предупреждение . / Под ред. капитана С. П. Лугового. - Москва : Вод. транспорт, 1939. - 152 с.

9. Опасное Черное море/ Е.Ф.Шнюков, Л.И.Митин, А.А.Щипцов.-Киев:Логос,2011.-558 с.

10. Ю.Ф.Антипов. Борьба безработных за право на труд в городах юга Украины (середина 20-х годов ХХ ст.). Записки исторического факультета ОНУ им. Мечникова, вып.16. Одесса, «Астропринт», 2005, с.176- 183.

11. М. Григор. Море – моя судьба. Воспоминания капитана. Одесса, «Маяк», 1987. - 319 с.

12. А. Стецюченко « Байки Одесскогого порта», Одесса, Астропринт, 2005. – 256 с.; с.209, рассказ «Статья того времени».

13. Н.П.Чикер. Служба особого назначения. М., ДОСААФ, 1975 г., 224 с.

14. Бадигин К.С. На морских дорогах. М., Политиздат, 1978 г., 375 с.

15. Быков Н.Г. Прожитое и пережитое.- М.: Андреевский флаг, 1996.- 352 с.


Одесса, июнь 2011 г. - сентябрь 2016 г.

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Ильич" (1895)

Сообщение yan »

Приложение 1
(к статье Николая Важговского "Жил был пароход по имени..")
21_01.JPG
21_01.JPG (50.02 КБ) 15181 просмотр
21_02.JPG
21_02.JPG (68.92 КБ) 15181 просмотр
21_03.JPG
21_03.JPG (64.81 КБ) 15181 просмотр
21_04.JPG
21_04.JPG (72.08 КБ) 15181 просмотр
21_05.JPG
21_05.JPG (71.94 КБ) 15181 просмотр

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Ильич" (1895)

Сообщение yan »

21_06.JPG
21_06.JPG (65.43 КБ) 15177 просмотров
21_07.JPG
21_07.JPG (64.12 КБ) 15177 просмотров
21_08.JPG
21_08.JPG (38.04 КБ) 15178 просмотров
21_09.JPG
21_09.JPG (40.96 КБ) 15177 просмотров
21_10.JPG
21_10.JPG (69.67 КБ) 15177 просмотров
21_11.JPG
21_11.JPG (66.42 КБ) 15177 просмотров

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Ильич" (1895)

Сообщение yan »

22_01.JPG
22_01.JPG (69.71 КБ) 15149 просмотров
22_02.JPG
22_02.JPG (65.51 КБ) 15149 просмотров
22_03.JPG
22_03.JPG (43.41 КБ) 15146 просмотров
22_04.JPG
22_04.JPG (34.33 КБ) 15145 просмотров
22_05.JPG
22_05.JPG (65.4 КБ) 15145 просмотров
22_06.JPG
22_06.JPG (64.96 КБ) 15145 просмотров
22_07.JPG
22_07.JPG (21.65 КБ) 15144 просмотра

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Ильич" (1895)

Сообщение yan »

Приложение 2
(к статье Николая Важговского "Жил был пароход по имени..")
22_08+09.JPG
22_08+09.JPG (78.45 КБ) 15119 просмотров
23_01+02.JPG
23_01+02.JPG (81.29 КБ) 15119 просмотров
23_03+04.JPG
23_03+04.JPG (87.21 КБ) 15120 просмотров
23_05+06.JPG
23_05+06.JPG (81.25 КБ) 15120 просмотров
23_07+08.JPG
23_07+08.JPG (86.03 КБ) 15120 просмотров

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Ильич" (1895)

Сообщение yan »

23_01+02.JPG
23_01+02.JPG (81.29 КБ) 15106 просмотров
23_03+04.JPG
23_03+04.JPG (87.21 КБ) 15106 просмотров
23_05+06.JPG
23_05+06.JPG (81.25 КБ) 15106 просмотров
23_07+08.JPG
23_07+08.JPG (86.03 КБ) 15106 просмотров

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Ильич" (1895)

Сообщение yan »

Приложение 3
(к статье Николая Важговского "Жил был пароход по имени..")
24_01+02.JPG
24_01+02.JPG (82.36 КБ) 14979 просмотров
24_03+04.JPG
24_03+04.JPG (84.1 КБ) 14979 просмотров
24_05+06.JPG
24_05+06.JPG (79.14 КБ) 14979 просмотров
24_07+08.JPG
24_07+08.JPG (73.17 КБ) 14979 просмотров

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Ильич" (1895)

Сообщение yan »

Приложение 4
(к статье Николая Важговского "Жил был пароход по имени..")

Материалы из архива Сергея Витальевича Гаврилова: фотография «Ильича» в Петропавловске-Камчатском и несколько заметок из газеты «Камчатская правда» за 1934 год
Фотография выполнена известным камчатским <br />фотокорреспондентом Гавриилом Захаровичем Гайдукевичем
Фотография выполнена известным камчатским
фотокорреспондентом Гавриилом Захаровичем Гайдукевичем
24_09a.jpg (110.46 КБ) 14822 просмотра
24_10.jpg
24_10.jpg (120.76 КБ) 14975 просмотров
13.4_11a.jpg
13.4_11a.jpg (73.05 КБ) 14808 просмотров
13.4_12a.jpg
13.4_12a.jpg (98.87 КБ) 14808 просмотров
13.4_13a.jpg
13.4_13a.jpg (80.58 КБ) 14808 просмотров
13.4_14a.jpg
13.4_14a.jpg (74.47 КБ) 14808 просмотров
13.4_15a.jpg
13.4_15a.jpg (82.83 КБ) 14808 просмотров

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Ильич" (1895)

Сообщение yan »

* Комментарий
(к статье Николая Важговского "Жил был пароход по имени..") / комментарий автора статьи

Случись набирать этот материал лет тридцать назад, последующий текст изобиловал чем-то наподобие того, что сейчас бесстыдно заимствую без опознания источника - все это многократно писали и переписывали все, кому не лень: «машинная команда парохода «Николай ІІ», находившегося в Константинополе, узнав о восстании на броненосце «Потемкин», потребовала направить пароход в Одессу (по прибытии в порт вся команда парохода была арестована)»; «революционные издания и оружие из Александрии в Одессу тайно доставлял матрос парохода "Император Николай ІІ", уроженец Полтавской губернии П.В. Буряк»; «в 1912 – 13 г.г. эсеровские издания - газета «Знамя труда» и журнал «За народ» систематически попадали в николаевский порт из Константинополя на судне РОПиТ "Император Николай II", экипаж которого в целом симпатизировал эсерам и анархистам». Ой! Стоп! Это я погорячился: нет большевиков - нет и сюжета: «сурка не видно, но он есть!»

В действительности эсеры в среде моряков и портовиков работали и авторитетом пользовались. С социал-демократами дела обстоит запутанней, потому как просто большевики и просто меньшевики – это для Одессы 1905 г. совсем даже рано. Вы, например, об украинской социал-демократической группе «Спілка» что-нибудь слышали? Нет? А ее последователи тоже, между прочим, искали и находили свою аудиторию среди персонажей Бабеля и «Дикарей» Кармена. «Ушей» в порту хватало – только бездомных рабочих в сезон тысяч под двадцать…Понятно, что в любой интерпретации идеи социальной справедливости среди бедных, обездоленных людей были исключительно популярны. А вот тонкости тактики грядущего классового боя для них непонятны и не важны. Здесь ключевое слово - «социалист» и оно ассоциируется с «будущим царством свободы и справедливости». Все. Положительный полюс, «плюс». (В книжках моего детства, носителям этого знака разрешались некоторые заблуждения и в целом они не лишены недостатков, но мне почему то запомнилось лухмановское, уничижительное: «…Он был ссыльно-поселенец, из …народовольцев, чего не только не скрывал, но чем очень гордился…, … громким голосом и громким смехом он очень напоминал студента-семидесятника, неизменного оратора на студенческих сходках. Любимыми его словами были: интеллигенция, община, народ, под которым он подразумевал исключительно крестьянство. Но «революционности» у … хватило ненадолго… В Покровской, большой станице,…, мы простояли несколько часов. Здесь мой капитан-«революционер» напился в лоск вместе с пришедшим к нему в гости помощником .. исправника, и я потерял к нему всякое уважение»). Это из «Соленого ветра» Дмитрия Афанасьевича Лухманова.

Были среди моряков и анархисты. То бишь те самые анархисты-синдикалисты, а еще анархисты-коммунисты. И наверняка были еще какие-нибудь анархисты вообще. А сама Одесса была "о-ла-ла" какой анархистской. Стыдно, но сформированный в детстве под влиянием просмотра идеологически выверенных кинолент образ правильного анархиста у меня до сих пор никак не ассоциируется ни с каким «синдикатом». Знак «+» советские табеля им не присваивали , но и для «минуса» много чести, вроде как пустое все это. Выше я рекомендовал к прочтению работу Виктора Савченко [4]. Цитирую фрагмент: «…Главным заданием анархисты-синдикалисты считали создание подпольных профсоюзов-синдикатов, которые должны были привлекать широкие массы трудящихся к забастовочному движению, особенно моряков, которых считали «наиболее развитыми пролетариями», которые видели жизнь в других странах, были знакомы с деятельностью профсоюзов в Западной Европе».

Меня вот этот момент взял за живое… Потому что мне очень захотелось представить то, что видели «развитые пролетарии» и о чем говорили с другими «развитыми пролетариями». И мое воспаленное сознание рисует это примерно так. Начало двадцатого века. Общаются как-то в портовой гостинице - «бордингхаузе», а может быть и портовом кабаке где нибудь в Триесте или Пирее российские матросы с французскими кочегарами. Положим, что ракией или мастикой угостили друг друга ровно настолько, что не тянуло на драку с англичанами, а тянуло на «толковище». О чем говорили? Да о том же, о чем всегда говорят моряки всего мира на своем удивительном слэнге: о заработке, еде, одежде, о сокровенном (женщины и дети – вперед!), конечно, тоже говорили. Вспоминали Джонни, которого смыл жестокий шторм в Атлантике и Петра, задохнувшегося в угольной яме.. Говорили о каторжной работе, ругани, побоях и солонине… Удивлялись разницей тарифов в контрактах, подписанных в Бостоне и Ливерпуле и сетовали на то, что в Одессе нет ни шиппинг-клерков, ни морских контор для найма. Французы тоже жаловались, что на ламаншских паромах команды меняют раз в неделю и в Дувре вечером этого дня дорожает пиво; шутили - в нежелании платить сверхурочные администрация столь же непоколебима, как маршал Ней при Ватерлоо. Могу, признаться, еще долго развивать тему того, о чем могли говорить и куда могли вместе пойти Шарли, Иваны, Жаны и Феди… И еще могу понять, почему простые моряки задавались вопросом, что такое профоюз и нужен ли им такой, потому как конечно хором «спритнише і тятю лупцювати і з господарем розмовляти». А вот поверить в то, что они, готовясь к классовым боям друг другу рвут тельняшки из-за спорного положения марксизма – не могу!

Со знаком противоположной полярности советская историческая наука почти сто лет преподносили нам черносотенцев, в одесском варианте - членов «Союза русского народа» графа Коновницына. Между прочим, заведующего прачечной РОПиТ. Здесь, собственно, все понятно: «Мятеж не может кончиться удачей. В противном случае его зовут иначе».

Ответить