Пароход "Царица"

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Ответить
yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Пароход "Царица"

Сообщение yan »

Товаропассажирский пароход
Русского Восточноазиатского пароходства
«ЦАРИЦА»


Изображение

Пароход «Царица»

В 1911 году Акционерное общество «Русское Восточноазиатское пароходство» (РВАП) для организации пассажирских (в основном эмигрантских) перевозок между Либавой и Америкой заказало на верфи «Barclay, Curle & Co., Ltd», Glasgow два однотипных товаропассажирских парохода. Первое судно серии «ЦАРЬ» было передано обществу в 1912 году, а второе, названное «ЦАРИЦА» (строительный № 512) в связи с начавшейся первой мировой войной спустили на воду только 14 февраля 1915 года и передали заказчику 3 мая этого же года. Двухвинтовое шестипалубное стальное судно валовой вместимостью 6898 брт, длиной 134,10 м, шириной 16,32 м и осадкой 7,57 м принимало на борт 30 пассажиров 1-го класса, 240 – 2-го класса и 908 – 3-го класса. Экипаж 240 человек. Двухвальная энергетическая установка с одной вертикальной паровой машиной четверного расширения мощностью 5600 л.с. обеспечивала пароходу скорость хода в 14 узлов.
В условиях первой мировой войны 6 мая 1915 года он ушел в первый рейс из Глазго в Нью Йорк, а 23 мая вышел отсюда в Архангельск. В середине ноября 1915 года доставил в Архангельск из Нью-Йорка среди других грузов катера-истребители «№ 249» и «№ 250». Со 2 апреля 1916 года привлекался Морским Ведомством для перевозки военных грузов и снаряжения из Англии в Архангельск. После Октябрьской революции в России «ЦАРИЦУ» сдали в чартерное управление английской компании «The Shipping Controler»,London. Лайнер под английским флагом передали компании «Ellerman's Wilson Line Ltd». 27декабря 1917 года он доставил американские войска во Францию, затем ходил в Средиземном море и 8 марта 1918 года передан компании «Cunard SS Co», Liverpool. После подписания большевиками мирного договора с Германией 16 марта 1918 года пароход был реквизирован Великобританией и передан компании «The Shipping Controller»,Londyn. С лета до осени 1919 года он приходил в Архангельск под русским флагом, но с английским экипажем и вывозил в Англию войска интервентов. В конце года стал в отстой. В начале 1920 года англичане вернули судно довоенному владельцу (реально датской компании «A/S Det Østasiatiske Kompagni»)

Изображение

Пароход «Царица»

Изображение

Пароход «LITUANIA»

В конце сентября 1920 года пароход без смены наименования передали дочерней компании «Baltic American Line». Приписка Копенгаген. 17 октября 1920 года он был формально куплен материнской компанией «A/S Det Østasiatiske Kompagni» и 20 октября получил новое имя – «LITUANIA». Порт приписки Либава.
С 8 января 1921 года судно поставили на линию Либава – Данциг – Копенгаген - Бостон – Нью-Йорк. 23 ноября 1923 года вернулся в Либаву без 60 человек экипажа, бежавших с судна в Нью-Йорке. Для обеспечения обратного рейса пришлось там завербовать 23 человека – безработных. После отстоя в Копенгагене в декабре 1924 года на лайнере перестроили пассажирские помещения. Теперь он мог брать на борт 290 пассажиров 1-го класса и 500 человек в помещениях 3-го класса. В феврале 1926 года пассажирские помещения вновь перестроили для приема 110 пассажиров 1-го класса, 180 пассажиров 2-го класса и 500 человек 3-го класса. С 19 февраля 1930 года лайнер под датским флагом последний раз ушел в рейс из Копенгагена на Галифакс и Нью-Йорк. После возвращения оттуда 11 марта 1930 года пароход был продан польской компании «Рolskiego Transatlantyckiego Towarzystwa Okrętowego». Впервые зайдя в Гдыню, он 8 мая 1930 года сменил имя на «KOŚCIUSZKO». Уже с новым именем 10 мая 1930 года пароход вышел через Атлантику в Нью-Йорк. 20 августа 1930 года в Гдыне поднял польский флаг. После зимнего ремонта 4 марта 1931 года ушел по маршруту Гдыня – Копенгаген – Галифакс – Нью-Йорк, и 19 сентября 1931 года первым из польских кораблей пришел в Бостон. 14 ноября 1933 года близ немецких берегов экипаж парохода спас команду тонущего немецкого траулера «AE 17» (HORST WESSEL) .Попытка буксировки тонущего судна не увенчалась успехом и траулер затонул. Спасенных немцев 16 ноября 1933 года в Гдыне сдали консулу.

Изображение

Пароход «LITUANIA» в плавдоке, 1922 год

С 31 октября 1934 года компания владелец судна сменила название на «Gdynia-America Shipping Lines, Ltd», Gdynia. С 1 июня 1935 года лайнером совершался рейс с туристами к острову Борнхольм. 19 августа 1935 года он был поврежден при аварии в Кильском канале и 2 сентября пришел на ремонт в Данцигскую верфь. В сентябре 1935 года «KOŚCIUSZKO» перевели на линию Констанца – Хайфа. После очередного ремонта на Данцигской верфи 29 октября 1936 года пароход ушел из Гдыни в Южную Америку, приняв на борт 800 пассажиров. Посетив Рио де Жанейро, Сантос, Moнтевидео и Буэнос - Айрес, 12 декабря 1936 года он вернулся в родной порт. При очередном ремонте 14 октября 1938 года в шторм плавучий док Данцигской верфи со стоящим в нем «KOŚCIUSZKO» сорвало с места. Он начал дрейфовать в порту Данцига. С трудом буксиры «DANZIG», «ERNST», «OLIVA» и «ACTIV» вернули док на место. Вернувшись в Гдыню 14 декабря 1938 года из последнего рейса в Южную Америку, лайнер стал на прикол из за отсутствию заказов. План по перестройке для увеличения числа возимого груза за счет сокращения пассажиров не был реализован. В августе 1939 года лайнер в связи с угрозой начала войны с Германией планировали затопить совместно с «PUŁASKI» на входе в Данциг для блокировки порта. Однако 28 августа 1939 года «KOŚCIUSZKO» с экипажем всего в 45 человек срочно ушел из Гдыни в Дартмут (Англия).
После отстоя 4 ноября 1939 года пароход «KOSCIUSZKO» был мобилизован и переоборудован под плавучую базу и учебный корабль польских Военно-морских сил в Девонпорте. Под новым названием «GDYNIA»10 ноября 1939 года он поднял польский военно-морской флаг. В апреле 1940 года корабль был легко поврежден осколками бомб при налете немецкой авиации на Девонпорт. С 20 ноября 1940 года судно стало в ремонт в Плимуте и 30 июня 1941 года его вернули прежнему гражданскому владельцу – компании «Gdynia-America Shipping Lines, Ltd», Gdynia. Пароходу 1 июля 1941 года вернули прежнее имя «KOŚCIUSZKO».

Изображение

Транспорт «EMPIRE HELFORD»

С 6 июля 1941 года его передали в чартер английской государственной организации «Ministry of War Transport» из Лондона и использовали как военный транспорт (вооружение четыре 20 мм орудия). В конвое «OS.7» 23 сентября 1941 года транспорт ушел из устья реки Мерсей рейсом Ливерпуль - Фритаун. В Порт– Элизабет в ходе ремонта начатого 24 ноября 1941 года на нем установили одно 102 мм, одно 76 мм орудие и восемь 20 мм Эрликонов. 30 декабря 1941 года ушел отсюда на Дурбан, Момбасу и Бомбей, где выгрузил 1225 солдат. Во время очередного рейса транспорт получил повреждения, попав в мощный циклон, и 22 апреля 1942 года пришел из Фримантла в Коломбо. С 7 июня 1942 года стал на ремонт в Бомбее. К лету 1943 года перешел на Средиземное море. В ходе высадки союзных войск на Сицилии 13 июля 1943 года перевез части британской 8 армии из Александрии в порт Сиракузы. 13 января 1944 года ушел из Порт Саида в Индийский океан. При погрузке угля в Момбасе 5 июля 1944 года на судне произошел пожар, который был быстро потушен.
После поражения Германии и образования Польской народной республики, правительство которой признала Великобритания, 19 июля 1945 года экипаж транспорта отказался выйти в море из Кейптауна. Акцию быстро погасили. 28 июля 1945 года «KOŚCIUSZKO» сдали в чартер английской государственной организации «Ministry of War Transport» для службы в компании «United Nations Maritime Administration» (Lamport & Holt Line Ltd,Liverpool). С 3 августа 1945 года транспорт стал собственностью «Ministry of War Transport». Приписка Лондон. На пароходе был поднят английский флаг. С декабря 1945 года эксплуатировался в Индийском океане. 3 апреля 1946 года бывший владелец – польская компания ««Gdynia-America Shipping Lines, Ltd»» окончательно продала пароход английскому «Ministry of Transport». Его владельцем стала компания «Lamport & Holt Line Ltd», Liverpool, которая 29 июня 1946 года в Калькутте переименовала его в «EMPIRE HELFORD». Порт приписки Лондон. Он вскоре ушел с демобилизованными военнослужащими из Калькутты в Рангун. По приходу в Ливерпуль 28 августа 1947 года выведен в резерв, а 4 декабря 1947 года снова вышел из Ливерпуля в Порт Саид.
Совершив несколько рейсов в Индийский океан, 27 ноября 1948 года пароход снова стал в отстое в Порт Саиде. 4 января 1949 года он ушел из Порт Саида через Мальту в Ливерпуль и Глазго. В феврале 1949 года его вывели из эксплуатации и поставили в отстой в Holy Loch. Бывшую «ЦАРИЦУ» 14 апреля 1950 года продали на слом и увели из Холли Лох на буксире на слом. 2 мая 1950 года пароход привели в Блайт и местная фирма «Hughes,Bolckow Shipbreaking Co.Ltd» 31 мая 1950 года начала работы по разборке старого судна.

Примечание
При подготовке справок по пароходам РВАП «Царь» и «Царица» использованы материалы Романа Лапшина.



© ЮН Трифонов 2011 г

Ответить