Пароход "Белоостров"

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пароход "Белоостров"

Сообщение yan »

Boris70

Здравствуйте !

Спасибо Вам большое за регистрацию на форуме и за интересную информцию ! Только что отправил Вам контактный адрес для пересылки материалов для публикации - с удовольствием их опубликуем.

Будем рады, если Вам у нас будет интересно, оставайтесь с нами !

dmistar52
Новый человек на судне
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 07 апр 2017, 19:20

Re: Пароход "Белоостров"

Сообщение dmistar52 »

Я, кажется в 1962 году, в 10-летнем возрасте участвовал в качестве пассажира в путешествии на "Белоострове" по маршруту Херсон - Одесса - Евпатория - Севастополь - Ялта. Мы плыли из гостей у дяди в гости к тёте. Если интересно, могу рассказать о детских впечатлениях от того путешествия. Где-то есть фотография "Белоострова" из этого путешествия, но плохого качества, сделана была "Сменой".

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пароход "Белоостров"

Сообщение yan »

dmistar52

Здравствуйте ! Приветствую Вас на нашем форуме !

Спасибо большое за Ваши очень интересные воспоминания и связанную с ними информацию ! Будем рады каким-нибудь подробностям о том рейсе - хотя бы, в каком месяце он проходил, может, если помните, и в какие дни, что это был за рейс "Белоострова" в целом - откуда и куда он шёл, куда затем возвращался. И конечно же, будем очень рады такой фотографии о которой Вы пишете, даже и плохого качества.

Редактор форума

dmistar52
Новый человек на судне
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 07 апр 2017, 19:20

Re: Пароход "Белоостров"

Сообщение dmistar52 »

Лето 1962 года, мне 9 лет, каникулы. Мы с братом и мамой гостим у дяди в Херсоне. Дядя работал инженером Херсонского Речного порта. У них родилась идея пройти по морю до Ялты, где жила тётя, там мы планировали продолжить каникулы.

В Херсоне было два порта – морской и речной. Морской расположен на основном русле Днепра, а речной – рядом, на протоке Кошевая (или Кошова), и причальные стенки пассажирских частей портов сходились под углом. В Речном пассажирском порту Херсон кипела жизнь – множество небольших катеров постоянно уходило и приходило, они везли людей на пляж на другой берег Днепра, в садовые поселки в плавнях напротив города, в другие населенные пункты. Там же была конечная остановка пассажирских судов, курсировавших по Днепру.
В Морском порту из пассажирских регулярно мы видели лишь небольшой теплоход, курсировавший по маршруту Херсон – Очаков – Одесса. Там и специального причала, и пассажирского вокзала, насколько помню, не было. Когда накануне нашего отплытия там встал под погрузку Белоостров, он показался мне громадиной по сравнению с тем теплоходом и речными судами в соседнем порту. Его носовая часть с названием торчала в сторону речного порта, и несколько канатов тянулось к берегу. Меня поразили огромные жестяные конусы, одетые на все канаты. Дядя объяснил, что это от крыс, чтобы они не могли по канату забежать на судно.

Белоостров имел два трюма по обе стороны от надстройки, собственные кран-балки. Вечером накануне отхода он стоял под погрузкой, а утром мы поднялись на борт и отплыли в Одессу. Дядя нас провожал. Чтобы помахать ему на прощанье мы пошли на самую корму нижней палубы. Белоостров шел Днепром, и мой технический интерес привлекла паровая машинка в будке на корме, которая постоянно включалась, «пыхтела», струя пара вылетала из трубки за кормой, а система зубчатых колёс при этом поворачивала огромного размера зубчатый сектор руля. Это было хорошо видно через открытую и завешанную цепочкой дверь.

Пароход шел по маршруту Херсон – Одесса – Евпатория – Севастополь – Ялта (наша цель) и далее в сторону Сухуми. В Одессе была длительная остановка, и мы пошли гулять по городу. Помню Потёмкинскую лестницу, памятник Де Решелье, бульвар, пушку, театр.

Из Одессы вечером мы шли в Евпаторию открытым морем в полнейший штиль. Сзади оставался на воде видный далеко след корабля, и еще дальше, «до горизонта», черная полоса дыма из трубы Белоострова, которая прорисовывала в небе наш маршрут и так и не рассеивалась. Котлы явно работали на мазуте.

У нас была каюта 2-го класса в корпусе под надстройкой. Каюта небольшая, двухъярусные металлические кровати с бортиками, был небольшой столик. Круглый иллюминатор имел две крышки с барашками – крышка со стеклом открывалась вбок, а глухая металлическая – вверх. В каюте было жарковато, но одно оригинальное приспособление использовалось для борьбы с этим – очень большое жестяное ведро со срезанным сектором в нижней (дальней) части, оно вставлялось в открытый иллюминатор, чтобы встречный поток воздуха как-то задувало в каюту. В надстройке были каюты более высокого класса и прогулочная палуба – под шлюпками и на самом верху, под трубой, почти на уровне мостика.

В Евпатории остановка была короткой рано утром, на рейде, катер привез-увез пассажиров, на берег не сходили. В Севастополе Белоостров зашел в бухту, но тоже стоял на рейде, но была возможность сойти и посмотреть немного город. К нам пришвартовался пассажирский паром, мы сходили на него через его надстройку.
Помню набережную, памятник погибшим кораблям, военные корабли на другой стороне бухты.
Пока мы гуляли по Севастополю, поднялась приличная волна, а вместо довольно большого парома за нами пришел совсем небольшой катер – мы его заполнили весь. Его заметно качало, но самый «аттракцион» начался, когда мы подошли к борту Белоострова. Был спущен трап, а на его площадке стояли офицер и матрос, катер подходил к трапу и 2-3 человека быстро с помощью команды перепрыгивали на трап. Затем между бортом судна и катером вздымалась волна, которая переливалась по катеру выше щиколотки ожидавших выгрузки пассажиров, и катер отталкивало от трапа. А мы еще купили в Севастополе арбуз, который был у мамы в руках. Мы с братом шустро перепрыгнули на трап, а маме пришлось передавать арбуз матросу на трапе, в потом уже прыгать самой. Ноги и обувь у всех были мокрыми, хорошо, что штаны у нас – короткими.

В Ялту шли ночью. Когда мы проснулись, Белоостров уже стоял у стенки в порту. Наш короткий круиз завершился, мы сошли на берег и отправились к тёте на Пушкинскую улицу.

Фото Белоострова из того путешествия пока найти не удалось, но как только найдется, обязательно выложу.

Дмитрий

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Пароход "Белоостров"

Сообщение yan »

Дмитрий

Большое Вам спасибо за интересный и подробный рассказ о том путешествии на пароходе "Белоостров", за передачу чувств и мировосприятий той поездки, за то что смогли сохранить эти воспоминания, спасибо за отклик на мою просьбу !

Действительно, в те годы существовали две отдельные морские пассажирские линии:
Херсон - Одесса - Ялта - порты побережья Кавказа,
Николаев - Одесса - Ялта - порты побережья Кавказа.

Мне было известно, что на них работали пассажирские суда "Петродворец" и даже "Колхида". И вот теперь будем знать, что и "Белоостров" в Черноморский период своей биографии обслуживал как минимум одну из этих необычных линий.

Ответить