Судьба судов "Труд" и "Пролетарий" ("Пролетариат")

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Судьба судов "Труд" и "Пролетарий" ("Пролетариат")

Сообщение yan »

Дорогие друзья !

Начинаю тему о двух самых загадочных морских пассажирских судах предвоенного СССР, или говоря точнее - упоминаниях о постройке этих судов: "Труд" и "Пролетарий". О них известно совсем не многое. В ряде источников, преимущественно иностранных, говорится о том, что в последние предвоенные годы в СССР, в Одессе, строились два (предположительно однотипных) достаточно крупных пассажирских судна - "Труд" и "Пролетарий". Упоминается также величина судов, в разных источниках она отличается, но ненамного - от 17000 BRT до 19000 BRT для каждого из судов. Других измерений не называется. Упоминается также о том, что в 1941 году, в осаждённой Одессе, корпус недостроенного "Труда" смогли спустить на воду. Других сведений до недавнего момента не было.

И вот, в совсем неожиданном ракурсе предстаёт перед нами возможная разгадка - в статье Юрия Трифонова, которую он, откликнувшись на мою просьбу, прислал нам для публикации на Форуме.

Приглашаю к ознакомлению со статьёй !

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Судьба судов "Труд" и "Пролетарий" ("Пролетариат")

Сообщение yan »

Сухогрузный теплоход «Труд»

Изображение

Останки теплохода «Пролетариат» в Новороссийске, 1944 год

В 1929 году для Дальневосточных линий на заводе имени 61 коммунара в Николаеве были заложены два крупных двухвинтовых грузовых теплохода «ДИКТАТУРА» и «ТРУД». В 1933 году состоялся их спуск на воду, причем «Диктатура» при спуске получила наименование «ПРОЛЕТАРИАТ». Суда водоизмещением 18700 т (9100 брт), дедвейтом 12700 т имели длину 151,7 м, ширину 18,8 м и осадку 8,84 м. Два вертикальных реверсивных двигателя типа Зульцер мощностью по 2700 э.л.с. обеспечивали теплоходам скорость хода в 12,9 узла. В 1936 году из-за занятости завода военными заказами дизель-электроходы перевели на достройку в Одессу на судостроительный завод имени А Марти.
Там их и застало начало Отечественной войны. 22 июля 1941 года при бомбежке завода одна бомба попала в «Труд». С 27 июля недостроенные теплоходы вошли в состав Черноморского флота как транспорты. 17 августа 1941 года «Пролетариат» с эвакуационными грузами увели в Мариуполь. Туда же 6 сентября загруженный половиной всего складского хозяйства судового оборудования, расходных материалов и продовольствия Черноморского морского пароходства увели теплоход «Труд». «Пролетариат» вскоре увели в Керчь под загрузку зерна, а «Труд» с ценнейшим грузом и складскими работниками ЧГМП так и остался в порту. Для его эвакуации не хватило буксировщиков. 8 октября 1941 года Мариуполь был захвачен немецкими войсками.
Под обстрелом танковых пушек последним из Мариупольского порта вырвался танкер «Кремль». В пути его капитан получил шифровку начальника Черноморского пароходства В ней предписывалось вывести из Азовского моря недостроенное крупнотоннажное судно «Пролетариат» с 11 тысячами тонн пшеницы на борту. «Пролетариат» стоял на якоре, на внешнем рейде Керченского порта. Рулевого управления он не имел. К тому же в порту не оказалось ни одного буксира, который мог бы при буксировке поддержать судно на фарватере. Тем не менее, капитан дал команду пришвартовать «Пролетариат» лагом к своему танкеру и, не колеблясь, взялся за выполнение этой весьма сложной и опасной задачи. Далеко не каждый капитан решился бы произвести проводку двух груженых крупнотоннажных, пришвартованных друг к другу бортами судов по узкому мелководному Керченскому проливу и дальше между минными полями да еще при условии, что одно из судов несамоходное и не имеет рулевого управления. Для этого нужно быть уверенным в высоком профессиональном мастерстве своего экипажа. Через два дня танкер «Кремль» и пришвартованный к нему сухогруз «Пролетариат» благополучно прибыли в Новороссийск. 2 июля 1942 года во время массированного налета немецкой авиации на Новороссийский порт теплоход «Пролетариат» был потоплен от взрывов, попавших в него бомб. В 1944 году он был поднят АСС ЧФ и разобран.
Дизель-электроход «Труд» был подорван, отступающими немцами на входе в порт Мариуполь в сентябре 1943 года с целью затруднить эксплуатацию порта. Глубина моря в месте затопления около 8 метров. Пробоины в корпусе были огромны, отсеки внутри корпуса занесены сотнями (если не тысячами) тонн песка, поэтому проектом подъема предусматривалось заделка пробоин классическими кессонами. Они были изготовлены Мариупольским судоремонтным заводом и тщательно подогнаны по обводам корпуса. В местах постановки кессонов были промыты котлованы. Заделать водонепроницаемые переборки на затонувшем судне не удалось из-за трудности доступа к ним. Однако благодаря тщательной подгонке кессонов к корпусу полное осушение отсеков «Труда» было проведено всего за двое суток двумя электронасосами. Работы были выполнены в течение пяти месяцев. После подъема «Труд» был разобран.


© Ю.Н. Трифонов 2002 г

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Судьба судов "Труд" и "Пролетарий" ("Пролетариат")

Сообщение yan »

Юрий, огромное Вам спасибо за интересную статью, неожиданные интересные сведения о двух очень загадочных судах, за своевременный отклик на мою просьбу !
Спасибо !!!

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Судьба судов "Труд" и "Пролетарий" ("Пролетариат")

Сообщение yan »

И вот, у меня вопрос ко всем.

По всей вероятности, в 1941 году в Одессе больше не строилось других судов с похожими названиями, стало быть, упоминаемые в качестве строившихся пассажирских судов "Труд" и "Пролетарий" - именно эти суда, из стаьи Юрия Трифонова.

Но почему они оказались в фокусе утвержения, что это были строившиеся именно пассажирские суда ? Может в какой-то момент, когда суда уже возводились как сухогрузные, проект, или как минимум - техническое задание, были изменены на достройку судов в качестве пассажирских или грузопассажирских ? Да и как-то странно выглядит, что в 1930-е годы так долго строили корпуса именно грузовых судов.

Может кто-нибудь что-нибудь знает, или есть какие-нибудь предположения ? Будем очень рады интересной информации или предположениям, прямо или косвенно приоткрывших бы загадку дальше, до полной ясности ситуации.

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Судьба судов "Труд" и "Пролетарий" ("Пролетариат")

Сообщение yan »

С удовольствием представляю материалы, которые прислал нам для публикации Юрий Трифонов, благодарю его за них, за участие и отклик на мою просьбу !

Перед нами - схема головного судна серии, дизель-электрохода "Труд", и наиболее интересный отрывок из его описания в соответствующей статье из справочника "Теплоходы" Проф. Б.М. Лобач-Жученко, 1938 года издания. Такими предполагалось построить эти два судна ("Труд" и "Пролетариат") изначально.

Изображение

Изображение

Изображение

Bull
Новый человек на судне
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 08 июл 2010, 14:36

Re: Судьба судов "Труд" и "Пролетарий" ("Пролетариат")

Сообщение Bull »

yan писал(а): По всей вероятности, в 1941 году в Одессе больше не строилось других судов с похожими названиями, стало быть, упоминаемые в качестве строившихся пассажирских судов "Труд" и "Пролетарий" - именно эти суда, из стаьи Юрия Трифонова.
Странное упоминание, учитывая, что в Одессе, просто технически не могли построить суда таких размеров. Где, на коленке? Абсолютно безосновательно. К тому же строили их изначально как грузовые. Писалось еще в СУДОСТРОЕНИИ за 80е годы.

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Судьба судов "Труд" и "Пролетарий" ("Пролетариат")

Сообщение yan »

Один из энтузиастов флота из Одессы сообщает о том, что действительно, в какой-то момент перед войной было принято решение, строившиеся тогда два судна "Труд" и "Пролетарий"("Пролетариат") достраивать как пассажирские суда. Как крупные пассажирские суда.

В Одессе, на предшественнике ОСРЗ-1, до войны вполне могли провести как минимум строительство надстроек судов и даже такой величины как 17000 - 19000 BRT

Bull
Новый человек на судне
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 08 июл 2010, 14:36

Re: Судьба судов "Труд" и "Пролетарий" ("Пролетариат")

Сообщение Bull »

1. Решение может было и принято, но никто ничего не сделал. Как видно на фото корпусов, они так и остались грузовыми.

2. Надстройки строить могли. Но если знаете сколько времени заняла реконструкция Крыма и танкеров после войны на СРЗ-1, то будет понятно насчет перестройки.

Железный дорожник
STAFF, штурман
Сообщения: 622
Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00

Re: Судьба судов "Труд" и "Пролетарий" ("Пролетариат")

Сообщение Железный дорожник »

Bull писал(а):
yan писал(а): По всей вероятности, в 1941 году в Одессе больше не строилось других судов с похожими названиями, стало быть, упоминаемые в качестве строившихся пассажирских судов "Труд" и "Пролетарий" - именно эти суда, из стаьи Юрия Трифонова.
Странное упоминание, учитывая, что в Одессе, просто технически не могли построить суда таких размеров. Где, на коленке? Абсолютно безосновательно. К тому же строили их изначально как грузовые. Писалось еще в СУДОСТРОЕНИИ за 80е годы.
Позволю себе не согласиться с вами. Допустим - судно МОГЛО БЫТЬ заложено и частично построено например на Черноморском ССЗ в Николаеве. После чего суда на буксире частично построенными переводятся в Одессу и там достаиваются.
Орда не дремлет! Орда зла!

Bull
Новый человек на судне
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 08 июл 2010, 14:36

Re: Судьба судов "Труд" и "Пролетарий" ("Пролетариат")

Сообщение Bull »

Они и были заложены и частично построены как грузовые в Николаеве. Но нет никаких следов перестройки их в пассажирские. Может планы и были (как правило пятилетние), только ничего не сделалил. Почему-то Залесский ничего об этом не упомянул.
Последний раз редактировалось Bull 10 ноя 2012, 22:38, всего редактировалось 1 раз.

Ответить