Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Речной флот. История, актуальные события, архивные материалы.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

ДРУЗЬЯМ ЮНОСТИ: УСТЮГСКОМУ КУРСАНТУ АНАТОЛИЮ ТОКАРЕВУ И СУДОВОМУ МЕХАНИКУ ИЗ МУРМАНСКА ИЛЬЕ ВАХНИКУ ПОСВЯЩАЕТСЯ.


На таком пароходе в далеком 1972 году я познавал Белое море.

Изображение

Этот материал я опубликовал в ЖЖ более года назад. Фото знакомого пароходика подтолкнуло к поискам заветных тетрадочек о Северной Двине и Белом море. О синем Онего и далеких рейсах по Балтике, Средиземке, Каспию и морю Черному.
Пароходы, на которых я работал по сути были морским, но по ведомственной принадлежности - речными. Это сейчас высокомерно взиравшую на речников знаменитую Макаровку превратили в Академию морского и РЕЧНОГО флота. Некогда отношения между речниками и моряками в ведомственном смысле этого разделения профессий были, по выражению автора юмористической статьи в журнале " Крокодил", столь же сложными, "как отношения между тори и виги в британском Парламенте..."
У меня даже папочка лежит, названная: " ММФ против МРФ". В ней - статьи капитанов и работников пароходств, рассуждающих, кто есть "истинные моряки", а кто " и реку позабыл, и моря не видел настоящего"...
Итак, для начала - про маленький пароходик, принадлежавший ММФ, буксирчик, чуть не ставший музеем, но равнодушно искромсанный на металл газорезчиками речной РЭБ....
А потом - про один из моих любимых пароходиков юности...И далее - по теме....
.

ПРОЩАЙ, ПАРОХОД

Цена морского наследия 300 тонн металлолома

Изображение


На ремонтно-эксплуа­тационной базе (РЭБ) флота, что находится в затоне Исакогорка, разрезали пароход­-музей. Вместо несостоявшегося экспоната истории отечественно­го парового флота по­лучилось почти триста тонн металлолома.

Буксирный пароход «Прокатчик» был постро­ен в середине 1957 года в Ленинграде. Это классиче­ское судно портового пла­вания, способное шварто­вать океанские транспор­ты, нести лоцманскую службу, выполнять бесчи­сленные вспомогательные работы: длина 33 метра, ширина – семь, осадка ­три. Паровая машина в пятьсот лошадиных сил позволяла развивать ско­рость до десяти узлов. Таких, носящих имена по названию пролетарских профессий – «Рудокоп», «Молотобоец», «Стале­вар», «Сварщик», «Свер­ловщик », – было около сотни по всей стране.

«Прокатчик» сначала был передан в Мурман­ский торговый порт, а в 1986 году начал работать в Архангельске . Когда к нам в порт поступили мощные буксиры – кантов­щики, ветерану нашли другое применение – сбор­щик льяльных (нефтесо­держащих) вод. В 2002 году он был выведен из эксплуатации и мог бы пойти на слом, как случи­лось со всеми другими. Но десять лет назад его, как казалось, ждала другая судьба.

На списанном по возра­cтy буксире Сергей Терен­тьев, председатель Архан­гельского отделения Ассо­циации морского наследия России, найдя единомыш­ленников среди работни­ков порта, судоходных компаний и общественных флотских организаций, начал создавать музей. Уверенность, что труд не будет напрасным, энтузи­астам придавало заклю­чение экспертного совета при Политехническом му­зее: пароход «Прокатчик» признан национальным достоянием России, памят­ником первой категории.

Сергей Васильевич гово­рил тогда: «Надо создать в центре города на бере­гу реки музейный ком­плекс – музей Северного мореплавания, парусник «Запад», паровой буксир «Прокатчик». И это будет не только научная дея­тельность – учет, хране­ние, изучениедокументов по мореплаванию, но и ку льтурно-просветительская работа, популяриза­ция истории флота среди населения».

Примеры эффективного использования списанно­го по старости флота в нашей стране есть. Так, в Калининграде, который морским портом стал, когда был прорыт канал до Балтийска, есть музей Мирового океана. И не только есть, музей живет, процветает. Экспонаты на морские темы сюда везут со всех уголков России. Деньги на его деятельность выделяет федеральный бюджет, Военно-морской флот и мэрия города. На зависть многим и многим для него построено новое здание, рядом ошварто­ваны научное судно «Витязь», подводная лодка проекта 641. Музей посе­щают различные делега­ции, горожане с гордостью показывают его приезжим.

Традиция сохранять ко­рабли и суда для истории, для будущих поколений существует во многих стра­нах и очень давно. Так, в США согласно решению конгресса корабль, нося­щий имя какого-либо шта­та, по окончании службы на флоте передается имен­но в этот штат. Его берегут, за ним ухаживают.

Весь мир знает о чайном клипере «Катти Сарк», который стоит в Вели­кобритании. В Швеции на строгом учете состоит каждый судовой корпус, который вызывает, по мнению историков, инте­рес. В портовых городах Германии собраны целые морские музеи, состоящие из устаревших судов …

Нет, не получилось в Архангельске ни создать музейный комплекс, ни сохранить национальное достояние. Музею-буксиру за это время так и не на­шлось постоянного места стоянки, «Прокатчик» переводили от одного при­чала к другому, от другого к третьему. Наконец, судоремонтники РЭБ флота приютили его в затоне реки Исакогорка. Но и их терпению пришел конец. Осенью прошлого года буксирное судно, так и не ставшее музеем, подняли на слип. А недавно рабо­чие РЭБ приступ или к его разделке на металлолом.

Сергей Терентьев прояс­нил ситуацию так
:


- За десять лет не раз убеждался, что к морской отечественной истории в нашем городе относятся равнодушно. А сам един­ственный на Севере уни­кальный пароход с со­хранившимися в рабочем состоянии механизмами никому не нужен. В оди­ночку содержать «Прокатчик » мне просто не по силам.

Владимир СОКОЛОВ.
Фото из архива автора.
«Правда Севера». 01.03.2013.


А начиналось всё так красиво

Последний пароход Архангельска

Недавно на Красной пристани Архангельска был отмечен 50-летний юбилей настоящего трудяги – буксира «Прокатчик». Этот юбилей неприметного на вид суденышка ни в коем случае нельзя обойти молчанием хотя бы потому, что «Прокатчик» оказался последним пароходом, сохранившимся в Архангельске.

Близнецы

Как рассказал его нынешний капитан-директор Сергей Терентьев, «Прокатчик» стал одним из пароходов серии пролетарских профессий. Подобных нашему судов на верфях Ленинграда и Петрозаводска появилось в 50-е годы более ста единиц. Близнецы «Рудокоп», «Сталевар», «Сварщик» бороздили воды, пожалуй, каждого порта Советского Союза от Владивостока до Бреста.

Водосборщик

«Прокатчик» свою трудовую жизнь буксира начал в Мурманске. В Архангельске он появился в 1984 году. Через год, после ремонта и переоборудования, командование над буксиром принял Аркадий Родминцев. Аркадий Николаевич стал бессменным капитаном «Прокатчика» вплоть до конца 90-х годов, когда судно перестало выходить в рейсы. «Главным предназначением парохода, – вспоминает Родминцев, – был сбор с проходящих судов «льяльных» загрязненных вод. Такие воды получались в результате работы двигателя, конденсата, различных протечек. Пропитанную мазутными остатками жидкость мы отвозили в специальный пункт очистки на судоремонтный завод «Красная кузница».

Конечно, далеко не всегда нам приходилось заниматься только этим. Зачастую «Прокатчик» исполнял и лоцманскую службу, проводя по двинскому мелководью в порт тяжелые морские суда».

Переоборудование

С ноября 2002 года «Прокатчик» начали переоборудовать под музейное судно.

- Вначале, – вспоминает автор затеи Сергей Терентьев, – никто не верил, что у нас чего-то может получиться. Но с каждым годом, когда из списанной посудины все более стал прорисовываться настоящий буксир, у нашей идеи стало появляться всё больше сторонников». – Это ярко показал юбилей «Прокатчика». На вечере, прошедшем в будущей кают-компании буксира, практически все собравшиеся там обещали непременно оказать помощь в скорейшем превращении «Прокатчика» в настоящий музей. С учетом того, что гостями праздника было почти всё мореходное начальство региона, ждать этого осталось недолго.

Музей

В музее, как заверил нас его директор, посетители будут знакомиться с настоящим судовым оборудованием, картами. Каждый сможет постоять на капитанском мостике за штурвалом.

«Прокатчик» станет первым музеем Архангельска на воде. Он, как считает Сергей Васильевич, очень нужен городу. Особенно детворе. Именно здесь она впервые будет постигать романтику морской стихии, превращаясь потом в первоклассных капитанов.

Буксир уже сейчас мог бы принять первых посетителей. Всё дело тормозит лишь ремонт Красной пристани. Причал, у которого он сейчас стоит, аварийный. Пойди по нему народ, всё разом оказалось бы в воде. Когда какой- нибудь из причалов отремонтируется, буксир перекочует туда, сразу же начав новую музейную жизнь.


Тараканов К. «Независимый взгляд» 1 августа 2007 (29)

P.S.: Отмечу, что в Петрозаводске буксиры проекта 730 не строили. Автор путает Петрозаводск и Петрозавод в Ленинграде. Но в Беломорско - Онежском пароходстве в 1950-1970-х годах несколько таких буксиров работали на Белом море.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 08 ноя 2015, 14:09, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

Буксирный пароход ПРОКАТЧИК. Надежда на вторую жизнь.

Изображение

Таким был почти отреставрированный пароход проекта 730 "Прокатчик". Обыкновенный паровой буксир 1950-х - 1970-х. В 1972 году на однотипном буксире "Ерофей Хабаров" я зарабатывал морской ценз для получения диплома штурмана малого плавания. Август на Белом был холодным и серым. И вдруг, с наступлением сентября погода изменилась. В приполярном Беломорье наступило тихое северное лето. Я стоял ночные вахты со вторым помощником Юрой Марковым. Юра пришел на буксир из рыбаков и вахты с ним были наполнены рассказами о промысле, далекой Атлантике, о маленьких гордых СРТ-шках Беломорской базы гослова. О рейсах продолжительностью в полгода, о чудаках капитанах, о матросах "на заработках", стоянках в веселом Мурманске и коробках с одеколоном "Тройной", который бравые рыбаки закупали перед выходом на промысел.
После двух часов вахты Юра отправлял меня на камбуз - заварить свежий густой чай. Пароход полз по ночному Белому морю в экзотическую Умбу или в ближнюю поднадоевшую Кемь, мы пили черный густой чай маленькими глотками из армейско-флотских кружек, и Юра все рассказывал...
Во время первой моей с ним вахты в половине восьмого Юра отправил меня будить кокшу. "Она просыпается с боем, ты с ней не церемонься: одеяло забирай, она и проснется..."
Валя действительно сопротивлялась пробуждению. Отвернулась к переборке и молчала. Спала, однако. Я дернул одеяло. Валя оказалась совсем без одеяний. В неглиже. Она томно потянулась и протянула ко мне руки не открывая глаз. Я спешно ретировался. Не моего вкуса была сонная кокша.
В рубке Юра весело хихикал. Всех новеньких матросов он разыгрывал подобным образом.
Можно многое вспомнить из рейсов на "Хабарове". Как долбанулись мы с Юрой в причал с полного хода.. Как Юра вырулил в штормовом море на единственную в районе банку. Как он однажды "вкусил" лишнего и заснул...в духовке на камбузе...
Славная была практика на маленьком буксире "Ерофей Хабаров". Sistership отреставрированного и порезанного "на иголки" БП "Прокатчик".
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 22 сен 2016, 21:20, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

Беломорские буксиры - "коньки". "Ерофей Хабаров" и его sisterships.

Изображение

В конце 1950-х в Беломорский эксплуатационный участок БОПа на смену послевоенным паровикам ФИН -500 пришли буксиры, которые в пароходстве окрестили "коньками", пароходики проекта 730. "Малые финны" ушли работать на Онего, а в Беломорске прописались "Ерофей Хабаров", "Пржевальский", " Матрос Матюшенко", " Невельской" и "Беринг".


Этот снимок я сделал в Беломорском морском порту в 1973 году. Тогда заканчивалась эпоха паровых судов даже в отдаленном Беломорье. На смену паровичкам шел дизельный флот. И эти два "конька" уже стояли на холодном отстое. Бродяги Белого моря "Пржевальский" и "Матюшенко" отработали свое. Последний из работающих "коньков" - "Ерофей Хабаров" устало бегал в недальнюю Кемь, изредка - в Архангельск и Онегу. Иногда - в заполярную Умбу. Еще бодро бороздил морские просторы беломорский "большой финн" - БП "Титан". После "Хабарова" в следующее лето я трудился на нем. "Титан" был последним паровичком, на котором довелось осваивать штурманское ремесло. Потом были только дизельные сухогрузы и рыбаки....
Первая любовь запоминается навсегда. Моей первой любовью в мире пароходов были паровые буксиры. И потому, увидев в сети информацию о разрезанном на металлолом паровичке "Прокатчик", грустно подумал о конечности всего в этом мире. Уходят люди и пароходы. И грусть об ушедших пароходах бывает не менее сильной, чем о людях, проживших свое и покинувших этот мир...

Железный дорожник
STAFF, штурман
Сообщения: 623
Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Железный дорожник »

Vitalis Merta писал(а):
В период существования Мариинской системы ( ВБК запущен в 1964 году), водный путь от Вытегры до Рыбинского ВДХР являлся акваторией Шекснинского речного пароходства. Отсюда и литера Ш.
Спасибо, честно говоря о существовании такого пароходства не знал.
Орда не дремлет! Орда зла!

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

Мое первое Море. И первый штурвал.

Изображение

В конце апреля 2013 года у меня был очень личный юбилей. Сорок пять лет назад, в апреле 1968 года, практикантом -матросом отправился я в первый свой рейс на буксирном пароходе. Из Великого Устюга - в малоизвестную реку Юг. Летом - тихую и совсем мелкую, совершенно не судоходную.... Ныне и весной туда пароходы не ходят. Построили - протянули в глухоманный вологодский городок Никольск шоссе. Не ахти какое, не автобан, конечно. Но грузы в глубинку возить можно.
И исчезло с конца восьмидесятых понятие "Операция ЮГ".
Любое явление в истории можно оценить и как положительное, и как отрицательное. Не буду много букв расходовать по этому поводу, скажу лишь: при всей многовекторной дури советской власти,были в коммунистической империи и разумные деяния. Например, создание мощного речного флота в стране имело значительную положительную составляющую.
Сколько народу было занято интереснейшей работой ! Да, работой очень не легкой. Вредной для здоровья . Но для молодежи такая работа была хорошей школой жизни, сравнимой даже с военной службой. И , конечно, более полезной, чем служба военная. Ведь каждое суденышко речного флота создавало реальный продукт: доставляло нужные грузы из пункта А в пункт Б.
Сразу предупреждаю тех, кто прочтет данный опус: вступать в полемику ни с кем не буду. Пишу не для широкой публики, но для узкого круга френдов, кто сможет и захочет меня понять. И для внуков. В надежде, что по достижении моего возраста им это станет интересно...
А начиналось все в очень далеком 1966 году на берегу Кубенского озера, в устье совсем маленькой речушки Прокинки, где стояли ладно сшитые из добротного дерева суденышки рыбаков бригады гослова..
..
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 15 сен 2019, 21:41, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

Меняю Херсон на Великий Устюг. Год 1966-й.

Изображение

В постах про Кубеноозерье я уже рассказал, как на берегу Кубенского озера, во время рыбацких плаваний на маленьком МРБ, у вечерних костров, где в большом котле варилась вкуснейшая уха, тихо родилась и уже более не покидала меня понятная лишь лучшим друзьям тяга к тропам северных рек. Илья - друг с Украины, из города, где жили родители,из города, где приходилось зимовать и мне. Да верный Гурий - житель местный, вологодский, окающий и классно играющий на баяне. Илья звал меня поступать в Херсонскую мореходку. Но я оказался упрямее. Я привез Илью на берега Кубенского озера. И Илья, никогда до этого не бывавший севернее Киева, вдруг заболел болезнью северных вод и белых ночей. Забегая вперед, отмечу, что в запланированный к поступлению Великий Устюг Илья прокатился напрасно. Не прошел по конкурсу. Форму флотскую, речниковскую получил в Череповце, где и закончил за два года профтехучилище речного флота. В первое плавание отправился по Волго-Балту на трудяге буксире "Пудож".
А Гурий долго раздумывал: в родной Вологде, той, что на старом снимке, тоже было профессиональное училище речников при Сухонском речном пароходстве. Не надобно экзамены сдавать. И учиться всего два года.... Но и тут я переубедил упрямца: в Устюге не просто профтехучилище. В Устюге Великом - речное училище, техникум. Штурманами станем. Со средним специальным образованием. Мудрость была не моя. Мать так мыслила. "Уж если не хочешь в ВУЗ после средней школы, хоть техникум закончи !"
Смешно вспомнить, но судьба откорректировала наши планы. Я отведал учебы в профтехучилище. И ничуть об этом не жалею. Илья забрался еще севернее - в Заполярный Мурманск. Закончил среднюю мореходку. Стал судовым механиком. Океанские морозильные траулеры долго были ему домом...
Гурий все же оказался в любимой Вологде после окончания речного училища в Великом Устюге. И целую навигацию бороздил на буксире-толкаче проворную торопливую Сухону. Но и его потянуло отведать морской работы. Поштурманил на "Волго-Балте" - сухогрузе. Белое море прошел вдоль и поперек ( в Кандалакшу - вдоль, в Архангельск - поперек ), Балтику. А потом, вдруг подался аж в Сахалинское морское пароходство....

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

Город Вологда. Начало нашего пароходского мира. 1960-е.

Изображение

Эта фотография из старого альбома про древнюю Вологду наглядно показывает, какими широкими и полноводными бывают даже небольшие реки весной. Фотография - из 1960-х и называется "Ледоход на реке Вологде".
В те годы и вплоть до конца 1980-х, река Вологда на протяжении участка от города и до места впадения в Сухону была оживленной судоходной дорогой. Напрашивается словечко "трасса", но это не про Вологду-реку. И не про извилистую, мелководную в межень Сухону. Именно, водными дорогами были эти реки. Петляющие среди лугов и угоров, " в неизменной фуфайке сосновых лесов", как сказала когда-то про Северную Двину известная и талантливая вологодская поэтесса Ольга Фокина...
Хочется и про город Вологду поговорить, и про поэтов вологодских. А писатели... Один только Василий Белов - самобытный и совестливый северянин - большая увлекательная тема... Если без формальных штампованных славословий...
А Николай Рубцов с его полными пронзительной боли стихами... "В горнице моей светло... Это - от ночной звезды.."
Можно много о вологодских звездочках вспоминать. Именно о звездочках. Испоганено ныне попсой понятие ЗВЕЗДА касательно талантливого человека.
После смерти родителей стал я редко бывать в Вологде. Да и город уже не тот. "Никогда не возвращайтесь в прежние места..."
Вологда 1960-х - мой город. После суток в долго-бредущих поездах, выбирался я на длинный перрон, ехал к вологодской тетушке Нине Ивановне и после этого отправлялся в любимую деревню.
Вологда была совсем не таким городом, какие были на пути нашей семьи, семьи офицера, кочующего по всему Нерушимому от Камчатки до Украины.
Вологда была уютной большой деревней в хорошем смысле этого слова. Деревянной, тихой, именно с резными полисадами и зелеными двориками. Только самый центр, да площадь у вокзала были городскими. За мостом, на Чернышевского, где жила тетушка, была уже деревня. Зеленая, с серыми бревенчатыми домами, с редкими пятиэтажками-хрущовками - высшим достижением той, провинциальной цивилизации.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

"Если Вологда не город."..

Изображение


"Если Вологда не город, то и Волга - не река ! " - распевал не раз отец Гурия, хватив чекушечку...
Ну конечно же, город, никто и не спорит.... Пару лет назад, подъезжая к Вологде по Ярославскому шоссе, мы были поражены размерами новостроек... Машина преодолела затяжной подъем и взору открылась панорама новой Вологды. Жаль, был поздний вечер и фото прекрасной панорамы не получилось...
А на этом снимке - Вологда 1960-х. Река Вологда в межень. Буксирчик тащит плот прямо через акваторию городского пляжа к потехе купающихся. А на заднем плане - дебаркадер речного вокзала. И два пассажирских парохода у дебаркадера. На одном из них мы и отправились в Великий Устюг. Пароход назывался "Т.Г. Шевченко".
Еще с царских времен, со второй половины 19 века существовало пароходное сообщение между Вологдой и Архангельском. Именно - с Архангельском. В начале 20 века на этой линии появились двухпалубные пассажирские суда. Последний из них, постренный в 1911 году пассажирский пароход "Н.В.Гоголь" все еще бороздит Северную Двину, катая туристов из Архангельска в Котлас и обратно. Спасли от участи остальных красавцев-колесников этот пароход руководители Северодвинского судостроительного завода "Звездочка" 1970-х годов. Выкупили по цене металлолома речной раритет у Велико- Устюгских речников, отреставрировали, подарили вторую жизнь....
А в древней Вологде пароходов давно нет. Ни пассажирских, ни буксирных. Фактически и Сухонское речное пароходство уже не существует. Ушло в прошлое судоходство на Вологде и Сухоне. По этому поводу разное можно прочесть и услышать. Мол, не бегают по реке суда в таком количестве - и ладно. Не распугивают рыбу, не размывают берега...
Только вот, рыбы что-то в реках по всему Северу больше не стало. Скорее, наоборот. А нужная и старинная судостроительная отрасль загублена и в Вологде, и в Великом Устюге, да и в Котласе тоже...Целые династии корабелов исчезли. Как и династии речников.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

Старые пароходы старой Вологды.

Изображение

Старый снимок пассажирского дебаркадера пристани Вологда.
Того самого, от которого отправлялись паровые двухдечники. В большую воду рейсы были прямо до Великого Устюга. Мы уезжали в конце июля, по малой воде. И шел пароход "Т.Г. Шевченко" только до Тотьмы. Прекрасного тихого городка почти не изменившегося за последние полвека. Недавно "погуглил" Тотьму: все по-прежнему. Все те же, только состарившиеся вместе с нами особнячки, белоснежные церквухи, зеленые в короткое северное лето берега...
Только и изменений: не ходят из Вологды в старинную и уютную Тотьму большие двухпалубные пароходы....Нет этих пароходов давно. Нет вообще на Сухоне пароходов.
Я уже и не помню, почему затеяли мы ехать в Великий Устюг по Сухоне. Ведь потом добирались туда новоиспеченные речники поездом. Самолетом даже. Конечно, не было в Великом Устюге тогда железной дороги.
Поезда направлением на Воркуту притормаживали на пару минут у домика с надписью ЯДРИХА и бежали дальше на северо-восток. А из Ядрихи в Великий Устюг через льнокомбинатовское Красавино бегал автобус. Дорога была разной. Без асфальта, разумеется.Зимой автобусик пробегал 60 километров пути быстро. Весной совсем не ходил...
Уже потом, в апреле 1969 года, когда получили мы с однокашниками Сергеем и Володей направление в Петрозаводск, познакомился я с весенней дорогой из Устюга в Ядриху. Впрочем, ничего необычного в этой дороге не было. Колея. Надсадно ползущий по ней трехосный ЗИЛ... Такая же дорога еще в первой половине 1960-х соединяла Вологду с селом Новленское, городками Кириллов и Белозерск. Но в 1967-м ее заасфальтировали. Дорога на Ядриху и в 1969-м была грунтовой.

А рейс парохода "Т.Г.Шевченко" начинался для нас праздником первой встречи с рекой... Матрос с повязкой у трапа проверил билеты. В лицо пахнуло запахом пара, горячего масла, краски, мазута, воды и свежим ветром реки. Мы прошли в каюту, совсем такую, как плацкартное купе в поезде, и уселись у окон. Пароход рявкнул, поворочал лениво колесами, толкнулся в дебаркадер, снова рявкнул надсадно и весело одновременно. И стал скользить мимо дебаркадера, выбираясь на середину Вологды-реки, на фарватер.


Изображение

Дорога из Ядрихи в Великий Устюг в 1960-е годы в весеннюю распутицу.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 15 сен 2019, 22:02, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

Нас влекли паровые машины. Пароходы на плесах Двины.

Изображение

Нашел в сети фото пассажирского парохода "Т.Г.Шевченко",того самого, что был нашим первым речным судном, пусть и числились мы на нем только как пассажиры...
Мимо проплывали низкие и близкие берега Вологды-реки, ничем не примечательные, но вот выбрался пароход в Сухону и "стало посвободней", как выразился Гурий. Он все сравнивал узкую реку с просторами Кубенского озера и высказал мысль: "Пожалуй, правильно мы делаем, что поступаем в речное училище. За четыре года, может и научат нас такие большие пароходы по такой узкой реке водить... А в ГПТУ за два года - никак не научиться..."
До чего же зачастую коварна злодейка-судьба ... Нелестно о профтехучилище Гурий отозвался, а учиться в нем мне довелось... Вылетел я из речного училища за мелкую драчку очень быстро, спасибо, что на вечерне-заочное взяли, при условии, что работать буду по профилю, или в ГПТУ учиться. Не домой же ни с чем возвращаться.... Пришлось с нового учебного года стать "ремесленником". Так называли в Великом Устюге городское профтехучилище № 4 при судоремонтном заводе. Называли такие учебные заведения на протяжении их истории существования первоначально школами ФЗО ( фабрично-заводское обучение), потом - ремесленными училищами. С этим названием "ремеслуха" просуществовала в Великом Устюге более 10 лет и кличка закрепилась...
"В мАгазине народу -те нету, одни ремесленники", - язвительно повторял Гурий впоследствии услышанное в городе..
Я расширял ставшее фольклором : " Народу-те нету - одни речники !".
А в целом, уязвленное самолюбие было излечено лишь когда взяли меня продолжить учебу в Петрозаводское речное училище... Правда, взяли после трех курсов вечерне-заочного в Устюге только на второй курс... Но здесь была объективная разница в специальностях: пусть потерял год, зато специальность "Морское судовождение" ! Молодость и утраченная ныне романтическая составляющая придавали этому фактору весомость и самоуважение... Да и Илья, тоже пройдя через ГПТУ в Череповце, получал специальность судового механика аж в Мурманской мореходке...

Несколько слов о пароходе "Т.Г. Шевченко". Построен он был в самом начале 20-го века, в 1901 году в подмосковной Коломне. И паровую машину там же построили. Пришел пароход в Вологду по Северо-Двинской системе, то есть - из Мариинской системы его буксировали по Северо-Двинскому каналу, через Кубенское озеро. Длина парохода - 51, 7 метра. Ширина - 7, 36 м. Вероятно, это его корпус имел такие габариты по ширине: колесные пароходы, обычно, значительно шире за счет обносов гребных колес. Тот же "Дмитрий Фурманов", мой первый рабочий пароход, при длине корпуса всего на пару метров короче, чем у парохода "Т.Г.Шевченко", ширину корпуса имел - 9 метров, а с обносами был аж 17 метров вширь.. Машина, конечно, у "Т.Г. Шевченко" слабовата была: всего- то 252 лошадиные силы. Но, надо отметить, лошадиные силы паровой машины и дизеля - это не одно и то же..
В 1940 году пароход "Т.Г.Шевченко" капитально ремонтировали: увы, не выяснил где. Возможно, в Великом Устюге, но и в Вологде судоремонтный завод тогда уже мог провести ремонт. В 1955 году пароходу заменили котел и модернизировали машину....
Ах, эти паровые машины. Я много бы потерял, не случись та учеба в ГПТУ- 4. Ведь учился я там по специальности рулевой - судомашинист. И с тех пор влюблен в паровые машины тихой и нежной любовью...

Ответить