Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Речной флот. История, актуальные события, архивные материалы.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

Чай. Вахты. Василич. Белое море. Сентябрь.

Изображение

Порт Кандалакша на Белом море в начале 1970-х.
Кроме морских судов Мурманского и Северного пароходств здесь во время летней навигации всегда можно было встретить теплоходы типа "Волго-Балт" из Череповца и волжские "Нефтерудовозы". Однажды вахтерша на проходной спросила парней с морского буксира: " Ребята, вы моряки или с "Волго-Балта" ?. Фраза бабуленции стала девизом экипажа буксира."Ты моряк или с "Волго-Балта" ! - ворчал капитан на боцмана, которого, несмотря на долгий морской стаж, все же укачивало и в штормовую погоду и он всегда обитал у дымовой трубы, спасаясь от приступов тошноты. "Мы моряки или с "Волго-Балта" ! - вопил хиленький практикант из последних сил вытягивая на лихтер тяжелый буксирный трос. Флотский юмор никогда не бывает обидным. Он всегда добрый. И те, кто с "Волго-Балтов" это понимали....


Тимо рассказывает:


"Василич отзывался о женщинах плохо. И это смущало, порождало сомнения и протест. Ведь жила в моей мальчишеской душе вера в Любовь. И эта вера через год, когда стал я штурманом и встретил в Архангельске Александра, получила подтверждение. Александр передал мне дневники погибшего на Двине Ильи.
А пока я выслушивал откровения Юрия Васильевича и сомневался:
- Утомляют они, когда живешь с ними постоянно. Я теперь, как мартовский кот: помяукал, отловил кошечку, приласкала она меня и гуд бай !
- И что, только в марте и нужны тебе кошечки, Василич ?
- Доживешь до моих лет, поймешь ! Ты меня более чем в два раза моложе. Все в этой жизни приедается. Я иногда в загул ухожу. На несколько дней. Заметил, старпомовскую вахту стою, а не старпом. Исполняю обязанности. Ибо зело неумерен в винопитии бываю. Загуляю в Беломорске чисто на базе жажды алкогольной. На базе гослова всегда можно корешей с капустой встретить. На нашу-то зарплату не больно погудишь. А те, из Атлантики пришлепавшие, они тебя и в ресторанчик по старой памяти сводят, и коньячком армянским угостят. Уважают старых друзей, Белое море бороздящих в домашних рейсах. У нас ведь на пароходе не все пьянь дремучая. Капитан может, но воздерживается. И так уже утопил СРТ по-пьяни. Чуть в тюрьму не уехал... Старпом гудит часто. Вот и сейчас - на берегу. В отгулах. Или загулах. Машинисты в Беломорске расслабляются. Кочегары... Те на бормотухе сидят в основном. Коньяк "Де Бормотье" у них - любимый напиток. Есть и чисто семейный народ. Те, кто далеко ходить не желает. Жены держат. Дети.
- У нас на онежском буксире кочегары вообще в дефиците были. Как придем в Петрозаводск, они сбегали. Капитан брал двух матросов и шел к гастроному неподалеку. Там всегда за углом шаромыжники отдыхали. После того самого бормотушного коньяка. Мы их под рученьки, которые, сам понимаешь, совсем не белы. И на пароход. Просыпается такой красавец, а мы уже в озере. Механик новоиспеченному кочегару наливает пол-кружки бормотухи, огурец соленый торжественно вручает и в котельное ведет. "Вот манометр, вот форсунки. Их чистить надобно в конце вахты. По очереди. Не перепутай порядок выключения: сначала мазут, затем - пар. Иначе - рванет ! Мазут подогревай. Вот здесь - вентиль..." И все в этом духе. Бывало - оставались такие кочегары надолго. Все же - чистая постель, кормят, работа не тяжелая. Оклады, конечно, совсем маленькие. Кочегарам оклад полагался - 67 рублей. Ну, бывало, премию выписывали...
- А ты откуда так хорошо работу кочегара знаешь ?
- Так я же в Устюге сначала на машиниста пароходного учился. Это в Петрозаводске совмещенки нет. А в Устюге - там и на дизелях - совмещенка. Штурман- помощник механика. Капитан- механик.
- Мне эту систему не понять. На рыбаках такого сроду не было. Я тебе лучше про баб расскажу.
Бывает, в загуле подцепишь лахудру. Про любовь ей три короба наплетешь. Такой сладкой она покажется. Не только в марте, конечно.
Трезвый я и робковат, и не лежит душа к шмарам страшным. Красавицы, как понимаешь, меня не жалуют. Они на рыбаков западают, на торгашей. Вот пойдешь в загранку - все твои будут. А мне только с залитыми шарами и играть в любовь. И если закрутил роман - главное - не протрезветь.
Василич отхлебнул чаю, внимательно посмотрел на меня:
- Завидую. Молодой, скоро в загранку пойдешь. Все красавицы твои будут... А мне беломорские шмары остаются. Не в радость они. Чисто кошачья физиология.
- Я верю, Василич, в настоящую любовь. Пока не разочаровался. Но опыт отношений у меня - книжный. Не любят меня девчонки.
- Вот в загранку пойдешь, тряпки возить будешь, полюбят !
- Не нужна мне такая любовь. Это ведь - почти проституция....
- Что-то перестаешь ты мне нравиться, парень. Бери от жизни все, пока молод. Я вот даже ростом не вышел, а в твои годы их штабелями ! "

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

Вахты. О вояках и космонавтах.

Изображение


Порт Кемь. Рабочеостровск. Лесоэкспортные причалы.
В 1960-е - 1970-е здесь в течение всей навигации грузились суда-лесовозы с пиломатериалами на экспорт. Иностранцев в Кемь не пускали и причалы имели вид совсем уж непрезентабельный. Вышки времен ГУЛАГа дополняли мрачную картину. Кстати, именно отсюда, из Рабочеостровска везли пароходы на Соловки многочисленных врагов народа начиная с 1920-х, когда был основан Соловецкий лагерь особого назначения - СЛОН и до его ликвидации в 1940-х. Погуглил фотографии этих мест. Мало что изменилось в пейзажах Рабочеостровска, лишь созданное человеком в краю сказочной "Калевалы" стало еще более напоминать о Всероссийской разрухе....


Тимо рассказывает:

Василич сбегал к компасу, стрельнул пеленгатором на маячок, записал пеленги, перевел их в истинные, перенес на карту. Записал время. Улыбнулся:
- Я тут в последний раз набрался в Рабочеостровске на научнике. На мысе Картеш есть небольшой научный центр. У них - суденышко, бывший сейнер. А на нем - дружок мой давний. Лет десять назад с ним в Атлантике рыбу стране добывали. Теперь он здесь, по Белу-морю скитается, науку обеспечивает. Рассказывал, как на Карельском берегу вояки во время стрельб избу разнесли. Они в Белом море частенько пальбу устраивают. Район закрывают - и понеслось...Вот про "Беломорку" мы говорили. Она именно в такой район и попала. А тут с лодки по мишени болванками долбили. И залетела такая болванка в деревню. Прямо в избу попала. Хорошо, в избе той никого не было. Бревна летали выше елок....
А корешок на своем сейнере там на рейде стоял. И все это видел. Так с него подписку взяли о неразглашении.
Увы, по пьянке он мне все и поведал. Но это - военная тайна ! Ты смотри, никому ! А то в загранку не выпустят...
- Молчать буду, Василич ! Я когда на "Балтийском" боцманил, мы с солью из Петрозаводска в Мурманск шли и тоже у Летней Золотицы район вояки закрыли. Но кэп наш и не думал на якорь становиться. Продолжали идти. Смотрим, нас тральщик догоняет. И по громкой связи требует остановиться. Кэп валенком прикинулся, вышел на мостик с жестяным рупором прошлого века вопит в эту жестянку: "Не слышу вас !!!"
Они нас чуть на абордаж не взяли. Кэп все же "стоп" выполнил и уже без жестянки: "Нас никто не предупреждал, вы первые. Могли бы по "Кораблю" с нами связаться. У вас частоты другие ? Тут ничем помочь не могу. Это - проблема ваших адмиралов.... А мы - на коммунизм работаем. Соль везем рыбакам Мурмана. В ваших военных играх не разбираемся.. На якорь встать ? А чей это приказ ? Вы мне бумажку пожалуйста... Я ведь не могу в Петрозаводск радио послать: незвестное военное судно приказало нам встать на якорь... Что ? У вас корабль, а не суднО ? А кто командир ? Не разглашается ? А если я вас не послушаю, утопитете ? Все, встаю на якорь. Задержан неизвестным тральщиком под флагом ВМФ СССР. Так в пароходство и радирую. Соль, она продукт длительного хранения. Вот только, если план не выполним, нас премии лишат. Сорок процентов к окладу. Понимаете сейчас, что я не могу испытывать симпатий к вашим потешным играм....
- Ну и Мастер у вас был ! Он что, не боялся парткома ?
- А плевать ему было на партком. Его с визированного парохода за что-то на бревноносец загнали. На линию Архангельск - Калининград. И соль иногда в Мурманск подбрасывать.
По весне на Каму ходили за ГПС, так он маркону при всей команде выдал: "Ты свяжись -ка с Петрозаводском, а то, может Карелия уже к финнам отошла. Выходит, на врага работаем !"
- Да, еретик, однако.
- Еще какой ! Но как капитан - талант ! Обидели мужика....
- Я в политику не лезу. По причине винопития. Ведь вот тогда с корешем надрались, очутился я на камбузе. На нашем. Поварихи захотелось. Но по причине перебора, я головой в духовке заснул. Сплю, и снится мне, что лечу я в космическом корабле. Как Гагарин. А стармех наш, Дед то есть, у меня - кочегаром. Корабль космический, значит это, на твердом топливе...
Разбудила меня без пятнадцати восемь наша кокша. Она чай пришла готовить. И очень испугалась: Василич вроде, а головы нет... Вопила !"
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 08 ноя 2015, 15:14, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

Беломорские рейсы. Перешвартовка.

Изображение



Лесовоз "Пустозерск" Северного морского пароходства на Северной Двине идет за пиломатериалами в Архангельск. Начало 1970-х годов.
Пиломатериалы и круглый лес вывозили из портов Белого моря сотни лесовозов. Самым большим лесным портом, "всесоюзной лесопилкой", был Архангельск. Каждый день плотоводы Северного речного пароходства приводили в лесной порт несколько плотов, каждый кубатурой не менее 15 тысяч тонн. Тема истребления северных лесов - непаханное поле для исследователей. Впрочем, леса продолжают истреблять и сейчас. Количество плотов на Северной Двине, конечно, резко уменьшилось. Лес везут по автодорогам.
Печально, что миллионы кубометров "северного золота", проданные в сотни стран Европы, Азии, Америки и Африки, не принесли процветания российскому северу. И Архангельская земля, и российская Карелия, огромная Коми и Вологодский край по-прежнему без современных дорог, в провинции почти нет благоустроенного жилья, достойно оплачиваемой работы, качественной медицины и образования. Огромные, необъятные по масштабам территории влачат жалкое существование.


Рассказывает Тимо:


Наш пароходик возвратился в Беломорск. Капитан виртуозно зашел в шлюз и запросил причал. Диспетчер ответил и направил нас к пустующей бревенчатой стенке, где обычно череповецкие "Волго-Балты" ожидали разрешения на выход в Белое море. Ошвартовались. Капитан сбежал по трапу и направился по делам в диспетчерскую. Мы с Василичем остались в рубке. Вахта наша еще не закончилась...
Василич вдруг поинтересовался:
- Штурман будущий, а ты книги про море любишь ?
- Конечно, Василич. В школе особенно любил читать про парусный флот. Парусники - само совершенство нашего прекрасного мира...
- Идеалист ты, Тимо...
- А что, не так ?
- Молод ты еще. И мир наш далеко не совершенен, и парусники хороши только на картинке. Я в твои годы практику на паруснике проходил. Я ведь рыбную мореходку в Таллинне закончил. Была там учебная баркентина "Вега". Красивое судно. Но в штормовом море на нем неуютно было . А уж такими громадинами как "Седов" в шторм управлять - это же подвиг. На современных парусниках хоть машина есть. А во времена досюльные....Не-е-т, парусники, это для романтиков. А я - другой. Мне и в рыбаках экзотики хватило..."Кто видел в море корабли, Не не конфетных фантиках...Кого шторма как нас ........., Тому не до романтики !"
А дам-ка я тебе книжечку почитать. Без обложки. Без начала и конца. То ли Новиков-Прибой, то ли Конецкий....
В это время в "Корабле" зашумело и хрипло попросило: "Ерофей", ответьте диспетчеру !"
Василич не спеша взят трубку и непривычно важно ответствовал:
- "Ерофей" на связи. Исполняющий обязанности старшего помощника капитана Юрий Васильевич Марков !"
- Василич, надобно причал освободить. С моря "Волго-Балт" шлюзуется. Встаньте ко второму причалу, там под кормой у "Балтийского -24" вам местечка хватит, метров тридцать причала там свободно...
- Понял вас, готовлю машину !
Василич засуетился, стал важным и деловым. Я еще не видел его во время маневров, обычно кэп все это делал сам.
Из машины доложили о готовности. Матросы на баке и корме ждали команд.
Василич распорядился отдать кормовой, браво отвел корму "Ерофея" от причала и приказал отдать носовой. Пароход выскочил на середину канала и побежал ко второму причалу. Василич стоял на левом крыле, я крутил штурвал по его командам и дергал ручку машинного телеграфа. Телеграф на "Ерофее" был в единственном экземпляре и располагался у штурвала. На крыльях мостика, как на больших буксирах и у сухогрузов его не продублировали.
Василич, вероятно, припозднился. Мы шли явно быстро прямо в корму сухогруза, на корме оного было обозначено: "Балтийский -24. Петрозаводск".
На юте красовалась юная кокша, томно взиравшая на наш пароходик сверху вниз. И вдруг она быстренько исчезла.
Сверху, оно видней..
- "Стоп" в машину !!!! - заорал Василич. И тут же добавил: "Полный назад !!!"
Я мгновенно выполнил его команды. Но только потом мы узнали, в чем Василич ошибся. Пароход же, на мгновение сбавив ход при команде "Стоп", резко прыгнул вперед и понесся прямо в корму сухогруза. Именно этого и испугалась томная кокша.
Я едва успел перекатать штурвал лево на борт, опередив Василичеву команду, и наш ядреный "Ерофей" ( ледокольный корпус !) влетел в причал и полез на него так резво, что только благодаря штурвалу, в который я вцепился, мне удалось удержаться на ногах. Обломки бревен взлетели с обоих бортов, один из них шлепнулся на бак.
По причалу бежал кэп и виртуозно матерился. На "Балтийском - 24" появились зрители аж на безопасной шлюпочной палубе - на уровне трубы "Ерофея"....
Василич был белее мела, белее белой краски, которой только несколько дней назад я нанес у форштерня стертую сейчас напрочь шкалу осадки в футах и сантиметрах....
После "разбора полетов" все стало ясно. Я был словесно поощрен за то, что успел отвернуть пароход от кормы "Балтийского". Василичу была обещана вечная должность второго помощника без перспектив стать старпомом...
А главной его ошибкой была команда "Стоп".
- Столько работаешь, а не знаешь, что нельзя этому долбодятлу "стоп" давать ! Он все время реверс путает !
Комплимент относился ко второму механику. Тот, действительно, перепутал реверсы и после команды "стоп" дал машине "полный вперед" вместо "полного назад". Поэтому капитан при маневрах с "самого малого вперед" переходил сразу на "самый малый назад", а уже затем давал "полный назад". Впрочем, у Васильича, решившего бравым маневром удивить смазливую кокшу на сухогрузе, времени для такого долгого маневра не оставалось.
Весь вечер мы меняли бревна в причале, а ночью ушли сопровождать перегонную речную "Ракету" в Архангельск.
"Ерофей" от удара в причал совсем не пострадал, если не считать полностью ободранную шкалу осадки и слетевшую с плиты на камбузе кастрюлю с вкусным компотом..."


Изображение

Тот самый "Балтийский -24" в Петрозаводске. 1969 год. Начало навигации.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

"Волго-Балты". Грустно вспомним.

Изображение

Сотни таких судов с начала 1960-х и до настоящего времени перевозят самые различные грузы по рекам и морям . Это суда класса река-море. Их и ныне можно встретить во всех портах Балтики и Черного моря, в Архангельске и Астрахани, на Амуре и Дунае. Десятки теплоходов типа "Волго-Балт" в течение северных навигаций трудились на линии Кандалакша - Череповец в сложных условиях неспокойного Белого моря, в тесноте Беломорско-Балтийского канала и Волго- Балтийского пути. И в реке и в море они не были абсолютно своими: штормы пугали эти суда, более речные, чем морские, на внутренних судоходных путях "Волго-Балты" тоже выглядели чужаками: излишне высокие для речников борта, немалые габариты и осадка. Длина корпуса "Волго-Балта" составляет 114 метров, осадка - 3, 4 метра. Конечно, чисто речные "Волго-Доны" значительно крупнее. Но они - речные.
Самая трагическая авария случилась на речных путях именно с теплоходом типа "Волго-Балт", головным из серии, названным именем одного из его создателей. Погибший на Волго-Балтийском водном пути в районе пристани Горицы теплоход назывался "Профессор Керичев". Был 1972 год.


Тимо рассказывает:

Пароходик наш стоял в Кеми. В рубку поднялся третий помощник. Он недавно закончил Рыбинское речное училище. В Рыбинске морских штурманов не готовили, прислали штурмана в Беломорск для работы на рейдовом теплоходе "Шлюзовой". Но парень выпросил у кадровика направление на морской буксир. Рыбинским штурманам к речному диплому прилагали вкладыш, дающий право работать на море в 25 мильной прибрежной зоне. Поэтому штурманА из РРУ трудились и на череповецких "Волго-Балтах" на линии Череповец- Кандалакша - Череповец.
Василич над третьим подтрунивал, называл его "Коля - пресная вода" и частенько шутил про "кривое море".
Но сейчас вид у Николая был настолько печальный, что наш вечный второй помощник сам стал серьезным и поинтересовался:
- Что случилось, Николай Палыч ?
- "Керичев" сгорел в Волго-Балте. Со всем экипажем. В сорока метрах от берега.... У меня там друг работал... Вот...
Николай показал нам расплавленный кусок стекла:
- Ребята передали. Расплавленный иллюминатор с "Керичева".... Все сгорели. И двое детей у капитана, он их в рейс взял.... По Волго-Балту прокатить... Сам погиб и дети.... И вся команда....
- А что у них случилось ? Ведь мы этот теплоход недавно в Беломорске на рейде видели. Шел в канал....
- На Волго-Балте, в районе Гориц они слишком к кромке прижались.... И их кормой к кромке подсосало... А навстречу "Волгонефть" шла. С сырой нефтью на Финляндию. "Керичев" впилил "Волгонефти" прямо в танк. Нефть вспыхнула, разлилась по каналу. Пытались тушить. Бесполезно. Шлюпки тоже загорелись. А у "Волгонефти" шлюпки закрытые- они в них на берег съехали....Два парня с "Керичева" в воду прыгнули...Там и погибли.... Остальные в кают-компании кружком вокруг детей сели. В кают-компании их и нашли.... Температура такая была, что ребята с "Волгонефти" на борт "Керичева" подняться не смогли...
- Коля, а "Волгонефть" тоже сгорела ?
- Нет, там врубили систему пенотушения. Она на танкерах мощная. Запенили весь пароход. "Керичев" от удара на мель забросило. А танкер успел из зоны горения назад отработать. Капитан там со старпомом до последнего оставались. Спасли "Волгонефть", а команда на берег съехала...
Два курсанта из Череповецкой хабзайки от "Керичева" отстали. Загуляли... До сих пор в запое... Шок у них....
Мы долго молчали. Василич вспомнил горевший в океане БМРТ:
- Страшное дело - пожар в море. Особенно, если шторм и ветер... А тут-то...В канале ! У берега ! Обидно !
- Вот видишь, Василич...- Николай печально посмотрел на второго. - И в реке можно в такую переделку попасть !.. В "кривом море"....
- Транспорт есть транспорт. Источник повышенной опасности. Чуть ослабил внимание - получи !
- Как ты недавно в Беломорске ....
- Тимо молодец, руль успел перекатать. А то впилили бы в зад "Болту".
- А что, хороша там кокша была ?
- Стар я для нее. У нее, небось там хахаль есть.... Ладно, Тимо, у нас вахта закончилась. Сейчас журнал заполню и приходи, книжку обещанную дам. Без начала и конца. Может угадаешь, кто автор....
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 08 дек 2018, 19:01, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

Старина беломорская.

Изображение

Лесовоз " Могилев" на Северной Двине". Начало 1970-х. Время, когда паровые сухогрузы в советском морском флоте становились редкостью. Морской флот достаточно быстро обновлялся, пароходства получали новые теплоходы. Листая подшивки газеты "Водный транспорт" в каждом номере тех лет встречаю информацию о пополнении флота.
К сожалению, развитие флота значительно опережало развитие береговой базы. Всегда острой оставалась жилищная проблема на водном транспорте, как на морском, так и на речном. Получить квартиру, работая на берегу, было значительно проще. А в плавсоставе даже капитаны часто не имели своего угла, кроме каюты на вверенном судне. В память врезалась строчка из воспоминаний выпускника мореходки 1970-х: "Нам вручили дипломы судоводителей и мы стали бездомными..." "Мой адрес - море" -это тоже из той жизни....


Тимо рассказывает:

Василич принес свою любимую книжечку. Была она без обложки и без последних страниц. Штурман берег ее, потому что прошла книжечка через все промысловые районы Атлантики, через руки и мысли друзей-рыбаков, хранила на страницах не всегда аккуратные пометки и пропитана была запахами рыбного промысла...
Автора я так и не удосужился определить. Думаю, это один из писателей-маринистов прошлого века. Некоторые эпизодики мне так понравились, что переписал их к себе в черновик, где делал записи по плавательской практике.
....." Теплым июньским утром старый морской буксир отдал швартовы и взял курс в открытое море.
Форштевень легко резал тугую волну, слегка скошенные назад мачты столь же легко рвали низкие облака. Казалось, пароход плыл в тумане.
Свободные от вахты матросы спали, бодрствующие играли в домино, дымя изглоданными трубками.
Немолодой матрос Гукин, которого за несерьезное поведение все зовут Ванька Леший, сидит на койке и хрипит под гитару забубенную песню, ужасно грустную песню...
В песне поется об арестантах, которых оторвали от молодых жен и любимых, их везут умирать на холодный северный остров.
У Лешего отчаянно трещит голова, потому что все три дня на берегу пил он мертвую.
Ни невесты, ни семьи у него нет, и молодые жены из песни его не волнуют совсем. Просто Ванька в этом состоянии и "Камаринскую" исполнил бы на грустный лад.
Блеклые, водянистые глаза Лешего таят крайнюю степень тоски и Ваньке хочется, чтобы кто-нибудь заметил эту муку, чтобы шепнул слово утешения кто-нибудь. А еще лучше - плеснул бы в стаканчик....
Гукин громко вздыхает, молчит, закончив песню. И обращается, наконец, к Коту Нептуну, сидящему на койке Лешего:
- Дурак ты, дурак, Нептун ! И чего тебе на море служить ? Тут и опохмелиться-то негде !
Нептун давно привык к Ванькиным наставлениям и пребывает в полном равнодушии. А Леший и не рассчитывает на участие Нептуна.
Слова Ваньки имеют иную цель. Гукин знает наверняка, что у боцмана Иваныча непременно имеется в загашнике родимая беленькая. Эту бутылочку и подразумевает Ванька, о ней мечтает вожделенно.
Боцман поднимает голову, забив противнику очередного "козла". Крутит ржавые прокуренные усы. И изрекает в сторону открытого иллюминатора:
- Слепой курице - все пшеница !
Гукин понял. Он бросает на боцмана тусклый наигранно- непонимающий взгляд. Леший готов немедленно заулыбаться, если боцман подмигнет соболезненно. А если Иваныч издевается, Леший готов к словесной горячей обороне. Он кирпич обожженный, горячий, голыми руками не возьмешь. Даже с похмелья !
Но по лицу боцмана никак не определишь, что у него на уме. Глубокие серьезные глаза холодны.."

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение yan »

Виталис, спасибо большое за Ваш обстоятельный рассказ, нить личных воспоминаний, с ним связанных. Спасибо большое за исторические фотографии, сопровождающие Ваше повесвование.

Ждём продолжения !

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

yan писал(а):Виталис, спасибо большое за Ваш обстоятельный рассказ, нить личных воспоминаний, с ним связанных. Спасибо большое за исторические фотографии, сопровождающие Ваше повесвование.

Ждём продолжения
!
Спасибо, Ян за внимание к моему опусу из 1980-х. Надеюсь, на этот раз я выложу его до последней строчки. :D

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

Старина.А не на Белом ли море сие происходило ?

Изображение

Беломорье. Карельский берег. Здесь незримо присутствуют герои бессмертного эпоса KALEVALA.

Тимо рассказывает:

Продолжение событий в безымянной книге.
"Дак ить зубы сполоснуть бы, Иваныч ! Душа насквозь прогорает ...- сокрушается, не выдержав, Ванька.
Лохматый, сутулый, крепко, но неладно сшитый Евсей охотно встревает. Тема актуальная. Он поворачивается к Ваньке всем туловищем, вскидывает указательный палец и изрекает, сильно нажимая на "О" :
- Негоже соблазну волю давать. Ибо мир соблазнов полон. Тому же горе, кто способствует им.
- Ай, да помолчи, поповская рожа !
Ванька раздражается, хотя и побаивается спокойного и категоричного Евсея.
Матросы Евсея уважают, грубостей по отношению к нему не допускают и выходку Ваньки встретили презрительным матом.
Речи бывшего сельского попа Евсея матросы всегда слушали серьезно. В море душа просит защиты более, чем на земле. Чувствуется бренность сущего и ощущение ничтожности своей в сравнении со стихией бескрайней живет в каждом моряке.
Но стихия водная прекрасна, а посему рождается надежда: нет, не напрасно живу я, и для меня тоже огромность этого мира, который сложен, суров, но и добр ко мне. И моя к нему доброта обернется для меня сторицей. Да, человек далек от совершенства. Но не он ли сам в этом виновен ? Все дано ему разумно, но губит себя человек жадностью, злобой, завистью....
- Эх, - вдруг решает Ванька Леший, окончательно уразумев, что водочки ему не видать, как зайцу отваги, - чем жить да век плакать, лучше спеть да помереть !
Он лихо ерошит жидкие русые волосы, набирает в легкие воздуха и хрипит яростно: "Лишь приехал из деревни, два рубля спустил в харчевне !!!"
Леший выдерживает великолепную паузу, окидывает взглядом улыбнувшихся нечаянно матросов, и заканчивает: "Праздник ежели без водки, как корова без хвоста !!!"
Матросы смеются, на неподвижном лице боцмана медленно выравниваются, добреют хмурые складки. Он ворчит:
- Поешь, как рыба. А занятно !
Леший нисколько не обижается:
- Как рыба и есть... Одну бы рюмочку, Иваныч ?
Боцман с минуту грызет кончик уса, делает вид, что увлечен только "козлом", но наконец бросает в иллюминатор:
- Зайдешь ко мне через полчасика. Потолкуем.
- Иваныч, отец родимый ! - умиляется Ванька.
Боцман доигрывает партию и уходит медленно.
Леший тут же срывается с койки, но резко тормозит: полчаса еще не прошло, а боцман пунктуален до чертиков.... Но оставаться в кубрике более нет сил и Ванька бредет по трапу наверх, выходит на палубу и взахлеб глотает плотный и стылый воздух. Его начинает бить дрожь
.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 11 апр 2019, 18:40, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

Поморская старина. Беломорье. Записки Ильи.

Изображение

Поморский и карельский город Кемь в 1916 году.
Фотография Сергея Михайловича Прокудина- Горского, талантливого российского фотохудожника, уроженца Владимирской губернии ( 1863 год). О Сергее Михайловиче достаточно много информации в сети, в том числе и в Википедии. Мировую известность С.М. Прокудин - Горский приобрел как пионер цветной фотографии в России и создатель "Коллекции достопримечательностей Российской империи".
Тем, кто заинтересовался творчеством Сергея Михайловича - одна из многочисленных ссылок:

http://www.livejournal.com/update.bml


Тимо рассказывает:


Странички книги без названия:


"Радист, именуемый Марконом, или Спасите Наши Души,оборачивается к Лешему и задает вопрос, который всегда служит началом веселого разговора:
- А чего ты не женился, Леший ?
Леший, поправленный уже сердобольным боцманом, скребет наигранно всей пятерней в затылке, изображает на лице совершенное отчаяние:
- Одинокому, Маркони, охо-хо. А женатому - то ай-яй-яй !
- Это как ?
- А так ! От матроса ветром должно пахнуть, а от хозяйки - дымом ! Значит, вразброс жить. А женская ласка, что морская тишь....
- Язвы друга, наносимые по братолюбию, достоверней вольных лобызаний врага, - торжественно вещает Евсей. - К тому же Апостол Иоанн возглашал: " В деле любви несть страха !"
Евсей, одетый как и все остальные, в рокон и зюйдвестовку, обнимает Лешего длинными руками и басит:
- Готов ли ты принять новое страдание, Ванька ? К рыбам во чрево не жаждешь попасть ?"


Так и не рассказал Василич, что это была за книга.... Судя по наличию Маркона на буксире, события происходили уже в двадцатом веке. И только гораздо позднее нашел я рассказ про Ваньку Лешего: Веселое горе — любовь.
Гроссман Марк Соломонович
НА СТАРОЙ ШХУНЕ «МЕДУЗА»



Тогда в семь тридцать утра мы пришли в Умбу. На рейде стояли два БОПовских лихтера, а у причала -пароход "Днестр" из Архангельска и его sistership "Западная Двина". "Днестр" вошел в залив чуть раньше нас и ошвартовался удивительно быстро. Мы поставили лихтер - 13 к причалу после обеда, причем изрядно помучались: пошел отжимной ветер и черная громадина баржи никак не желала становиться под погрузку.
Из Кандалакши пришел "Рулевой", притопал из Беломорска "Онежский - 4", суденышко, построенное на базе лихтера- тысячника, за что его пароходские остряки прозвали "русским чудом". Отправил письма друзьям и родителям.
Когда утром вышел на вахту, мы уже шли. Пароход ушел из Умбы в 23 часа. На море свежо, но волны нет. Тюлень высунул любопытную мордочку из воды. Заалел восток. " Солнце красно поутру - моряку не по нутру..."
Светило вынырнуло прямо из воды и перебросило алую дорожку через море. Справа - Карельский берег. Страна Калевала. Идем в районе Калгалакши. Не путать с Кандалакшей !
Василич объясняет, как эффективно будить нашу тяжелую на подъем кокшу:
- Тащи с нее одеяло и не падай в объятья. Ничего сложного !
Кокша, как оказалось, спит в чем родила ее матушка. Потянулась заманчиво... Быстренько забросил одеяло на верхнюю койку - и наверх по трапу. Кокши, они такие !


А Илья в это время топал на "Вирме" в Ленинград .
Это уже потом, когда заполучил я его дневник, прочел:
" 4 сентября. В Питере нас выгрузили и снова загрузили на Вологду. Питер очаровал и убил. Я не нашел ее. Я был у нее, но мне сказали, что девушка не появлялась в общежитии уже неделю. На работе узнал, что у нее еще отпуск.
Побродил по набережной. Одетая в гранит Нева - божественное сочетание воды и камня. Серое небо и вечная зелень хвои. Цвета этой земли..
Как прекрасен этот город и как пуст он без тебя ! Девчонка, почему ты не со мной сейчас ! Ведь сама судьба распорядилась о нашей встрече ! Ты игнорируешь повеления судьбы ! Я с Двины, с плотовода, попадаю на идущую в Ленинград "Вирму", а тебя здесь нет !"
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 11 ноя 2018, 00:41, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Тропы северных рек. Белые ночи Поморья.

Сообщение Vitalis Merta »

Василич о рыбацкой юности.

Изображение

После тех памятных рейсов по Белому морю на маленьком паровом буксире, Тимо пять лет отработает помощником капитана на судах загранплавния Беломорско-Онежского пароходства. Но жилищная проблема заставит молодого штурмана искать возможные пути скорейшего ее разрешения.
Мечта об океанских рейсах приведет Тимо в рыболовный флот. Возможно, именно рассказы Василича о рыбацких его рейсах сослужат свою службу.


А пока - рассказ Василича о практиканте из далеких 1950-х:


К обеду пришли в Беломорск. Постояли в ожидании шлюзования и пошли в Шижню. Лихтер с рейда забрал маневренный "Шлюзовой". Встали вторым корпусом к большому буксиру "Титан". Он -на котлочистке, пары спущены, в машине слышны звуки ремонта.
В сравнении с маленьким "Ерофеем" - он действительно "Титан". Наша немаленькая труба как раз на уровне его высокого бака. Мощная мачта с "вороньим гнездом", огромные шлюпки, клепаный корпус. "Титан" сейчас бегает только до Мурманска. А в былые годы он ходил в Карское море, сопровождал как спасатель перегоняемые на сибирские реки речные теплоходы. Он и сейчас - самый большой буксир в пароходстве.
Мы взяли бункер и ожидаем распоряжения диспетчера. Погода продолжает портиться. В море уже не выпускают "Волго-Балты": 23-й, 34-й, 16-й. Тут же стоят БОПовские "Морской -2" и "Морской -3". Красивые теплоходики, их строит моя любимая страна - Суоми. Им не страшен шторм и они вскоре уйдут в рейс.
К вечеру дождь полил как из ведра. Засвистел в вантах ветер. Диспетчер распорядился взять на морском рейде лихтер на Кемь. Вышли в 23 часа.
Наша с Василичем вахта началась, когда уже подходили к Кузовам. Штурман заварил густо чай, похлебали, помолчали. Ночью в Кузовах беседовать некогда. Успевай с курса на курс руль перекладывать.. В 6.40 поставили лихтер и в балласте побежали в Беломорск. Погода наладилась. Утро снова - солнечное. На рейде в Беломорске взяли двухтысячник - лихтер № 10 и повели его в Умбу. На дневной вахте справа снова проплывали загадочно недальние Соловки.
Погода меняется каждый час. Прошел заряд с градом, на севере собрались черные тяжелые тучи, напоминая о близкой зиме.
Василич, испив очередную кружку чаю, вдруг вспомнил:
- Я тебе давно хочу рассказать забавный случай из первых моих рейсов в Атлантику. Я тогда на траулере третьим помощником ходил. В Мурманске прислали к нам практиканта. Из высшей мореходки. Четвертый курс, как ты у нас...
Парень с юмором был. Но со старпомом сразу не сошлись характерами. Старпом у нас был пенсионного возраста. Из тех, кто так и не стал капитаном. Невзлюбил чиф будущего инженера. Свято верил старый хрен, что с уходом его поколения флоту - амба. На вахте молодой матрос -практикант гальюны драил, палубу швабрил, чистил все, что нуждалось в чистке во время перехода на промысел...
Однажды все же поставил старпом парня на руль. А гирокомпаса на траулере не было. По магнитным компасам тогда мы ходили...
И инженер-судоводитель будущий, на руль встав, гак небольшой стальной за пазуху положил. Естественно, путевой компас врать стал безбожно. Парень обратил на этот факт внимание старпома. Тот, по привычке не принимать самостоятельных решений, помчался к капитану. Матрос, пока старпом к мастеру бегал, гак выкинул. Шеф пришел и убедился: компас ведет себя вполне адекватно. Психанул: зря побеспокоили. Не любил мастер, когда тревожили его во время перехода. И послал старпома на верхний мостик определяться по солнцу. Тот умчался, даже на время не взлянув. Потом - про хронометр вспомнил. Потом - за конспектами старыми побежал: давно по солнцу не определялся. Всю вахту пыхтел, определялся, исправлял подсчеты, путался, пересчитывал...Не до практиканта было. И тот спокойно вахту на руле отстоял. Впервые за практику.

Ответить