Речной теплоход "Серго Орджоникидзе" (пр.588)

Речной флот. История, актуальные события, архивные материалы.

Модератор: yan

Ответить
Сатан
Staff
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 17 ноя 2007, 21:59
Откуда: г.Москва

Речной теплоход "Серго Орджоникидзе" (пр.588)

Сообщение Сатан »

Сегодня многие уже и забыли об этом теплоходе, а ведь еще совсем недавно (прошло каких-то 15 лет) это был один из лучших круизных трехпалубных судов Московского речного пароходства.

Изображение
т/х "С.Орджоникидзе" на Онежском озере

Речной пассажирский теплоход «Серго Орджоникидзе» (проект 588) было построен весной 1960-го года на верфи «VEB Mathias Thesen Werft» (ГДР). В этом же году была осуществлена перегонка судна в г.Петрозаводск, где новый теплоход поступает на баланс Беломорско-Онежского пароходства, и начинает работать в качестве плавучего дома отдыха для трудящихся Карелии. Первую свою навигацию теплоход отработал на 12-ти дневных рейсах по маршруту Петрозаводск – Ленинград – Петрозаводск.
Однако уже в следующую навигацию принимается решение о перегоне теплохода в Москву. Весной 1961 года теплоход «Серго Орджоникидзе» по Беломоро-Балтийскому каналу, Северной Двине и Северодвинской шлюзованной системе перебирается на Волгу и в Москву. Теплоход распределяется в Московское речное пароходство.

Изображение

В Москве «Серго Орджоникидзе» выполнял различные туристические рейсы. Например 1965-м году он совершал туристические рейсы до Астрахани. (Вот расписание рейса 1965 года - http://library.riverships.ru/Timetables/1965-mam1.htm).

К 80-м годам теплоход совершал круизы и в Ленинград. «Серго Орджоникидзе» всегда был на хорошем счету в пароходстве и пользовался популярностью среди туристов.

Изображение

Увы, но этому теплоходу не удалось пережить «смутные» 90-е годы, а причиной этому послужило роковое для судна стечение обстоятельств вечером 3 июля 1992 года, когда «Орджоникидзе» отправился от причала о.Валаам и пересекал Ладожское озеро. Вот примерная хронология события из обзора прессы: «Пожар вспыхнул на трехпалубном теплоходе «Серго Орджоникидзе» 3 июля 1992 года, около 22 часов вечера, когда судно пересекало Ладожское озеро возле маяка Кареджи следуя с острова Валаам. На борту отдыхало 119 туристов, а всего было 173 человека.
Возгорание произошло в машинном отделении теплохода. Сообщив о чрезвычайном происшествии в рулевую рубку механик и два помощника были вынуждены покинуть машинное отделение, так и не сумев ничего сделать - огонь и дым сожгли там воздух и раскалили все остальное.
Когда старпом Ю. Маслов объявил общесудовую тревогу по борьбе с пожаром, радист уже стучал в эфир SOS. В 22.19 звуки беды эхом послала Петрокрепость. В 22.30 горящий теплоход стал против ветра и бросил носовые якоря возле банки «Железница». К левому борту уже швартовался контейнеровоз СТК-1009, на подходе был «Нефтерудовоз-17».
В это же время через раскаленную кормовую переборку и потолок пожар пошел в кормовой кубрик команды и в сушилку белья на главную палубу, из негерметичных дверей машинного отделения языки огня тянулись к кормовому трапу. Вырубилось питание основных пожарных насосов, затихли пожарные брандспойты. В рубке «Орджоникидзе» командовал старпом Ю.Маслов, а капитан С. Назаров боролся с огнем вместе с экипажем. По его указанию аварийная партия с СТК провела разведку очага в каютах экипажа. Через несколько минут началось тушение пожара в МО, а в надстройку теплохода полилась вода из систем тушения СТК.
Проводницы собрали туристов на открытой палубе в носовой части горящего судна и эвакуировали их на СТК. К 23 часам туда пересадили 140 человек.
К месту аварии неслись СПК «Метеор» №№136 и 149, чуть позже вызвали пожарную «Ракету-01». К утру 4 июля возле горящего «Серго Орджоникидзе» было уже 12 судов: сначала заливали огонь, потом откачивали воду.
Пламя удалось удержать в кормовой части судна, но там оно успело пройтись по главной, средней и шлюпочной палубе, повредив таким образом все ярусы пассажирской надстройки. Огнем обожгло 6 кают и кубрик экипажа, кают-компанию, помещение музыкального салона, 18 кают пассажиров. Лишь после этого очаг удалось локализовать, а с приходом пожарной «Ракеты-01» и затушить окончательно.
В 6 часов утра 4 июля морской буксир № 1219 привел затихший „Орджоникидзе" на Кошкинский рейд Невы. Спасенным туристам с «Орджоникидзе» Московское речное пароходство предоставило теплоход «Николай Бауман», на котором желающие смогли продолжить рейс».


Все кончилось без человеческих жертв, все туристы были своевременно эвакуированы. Но вот теплоходу повезло меньше чем туристам. Он был перегнан в Москву, где долгое время стоял у причала Хлебниковского затона в г.Долгопрудный. Увы, в те годы списывались и отправлялись на переплавку суда в куда лучшем состоянии чем «погорелец-Орджоникидзе».
В 1995 году теплоход «Серго Орджоникидзе» был отбуксирован на судоремонтный завод в пос.Белый городок, где он был благополучно разрезан и отправлен на переплавку в г.Череповец. Вот так безрадостно закончилась история этого теплохода.

Изображение

Почему-то так получилось, что фотографий теплохода «Серго Орджоникидзе» на просторах Интернета практически не сохранилось. Однако на самом деле очень многие видели этот теплоход уже после пожара, просто не догадываясь, что это был именно он. В 1994-м году, на волне популярности вновь вышедшего альбома «Титаник» рок-группа «Наутилус Помпилиус» провела съемки клипа на песню «Титаник» именно на борту сгоревшего «Орджоникидзе».

http://www.youtube.com/watch?v=fnXz6pPf ... efault.jpg

Благодрарю за информацию: Александра Соснина, Михаила Архипова (за информацию и фото), интернет-ресурс http://www.infoflot.ru

Аватара пользователя
Катюшка
Пассажир 3-го класса
Сообщения: 69
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 05:02
Откуда: Пермь

Re: Речной теплоход "Серго Орджоникидзе" (пр.588)

Сообщение Катюшка »

Простите мне мой кретинизм, а СЕЙЧАС, что с этим теплоходом?
Я фея! Могу феянуть..а могу и нафеячить...)))

Сатан
Staff
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 17 ноя 2007, 21:59
Откуда: г.Москва

Re: Речной теплоход "Серго Орджоникидзе" (пр.588)

Сообщение Сатан »

Катюшка писал(а):Простите мне мой кретинизм, а СЕЙЧАС, что с этим теплоходом?
Дык... Разрезали его в 95-м году и плагополучно сплавили в гвозди...

Аватара пользователя
Катюшка
Пассажир 3-го класса
Сообщения: 69
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 05:02
Откуда: Пермь

Re: Речной теплоход "Серго Орджоникидзе" (пр.588)

Сообщение Катюшка »

Сатан писал(а): Дык... Разрезали его в 95-м году и плагополучно сплавили в гвозди...
Оооооо, мда:(
Я фея! Могу феянуть..а могу и нафеячить...)))

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Речной теплоход "Серго Орджоникидзе" (пр.588)

Сообщение yan »

Очень интересная и познавательная статья, она написана красивым языком, поддержана хорошими фотографиями, иллюстрирующими жизненный путь судна. Я всегда считал, что такие статьи очень нужны и полезны. Кроме просто необходимости составления базы данных о каждом судне в отдельности, непосредственное знакомство с каждым отдельным судном способствует формированию полномасштабных знаний о флоте, судоходстве и каждом конкретном историческом периоде в этом направлении.

Саша, большое спасибо за Ваши работы, буду очень рад если Вы это продолжите !

Сатан
Staff
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 17 ноя 2007, 21:59
Откуда: г.Москва

Re: Речной теплоход "Серго Орджоникидзе" (пр.588)

Сообщение Сатан »

Ян, я обязательно продолжу. Может кому-то эта информация пригодится, а у меня ее накопилось очень много. 8-)

Аватара пользователя
Катюшка
Пассажир 3-го класса
Сообщения: 69
Зарегистрирован: 20 янв 2008, 05:02
Откуда: Пермь

Re: Речной теплоход "Серго Орджоникидзе" (пр.588)

Сообщение Катюшка »

Я вот раньше (когда ещё не знала, что такое речной круиз, не была близка знакома с т/х), ни когда особо не уделяла этому внимание. А сейчас мне очень грустно, узнавать о каких-то авариях, видеть ржавые суда. Я почему-то их стала воспринимать, как какой-то живой организм..
Спасибо, Саш! Продолжай! "Мы должны знать своих героев в лицо"
Я фея! Могу феянуть..а могу и нафеячить...)))

Ёжик

Re: Речной теплоход "Серго Орджоникидзе" (пр.588)

Сообщение Ёжик »

Ну кто-то еще помнит) Я грусто-рад что мой теплоход завершил свой путь в Череповце,не бросили а переработали.Зато под своим именем как чел настоящий))У меня на память осталась вахтенная повязка и ключ мастер,а вообще прикольно вспоминать...это другой мир...особенно в совковые времена(на милиции ни сухого закона,пьяные туристы пугающие воду,какающие чайки,бессонные ночи,соловьи, все по-,гонки на перегонки,драки с пассажирами да и теплоход на теплоход тож бывало)такое не забывается.Катайтесь на здоровье кто может и хочет!
бывший матрос т/х Серго Орджоникидзе 1986г
P.S.Да кстати товарищи бывшие туристы у кого-то наверняка фотки теплохода сохранились отсканьте не жалейте,скиньте на мыло evt@bk.ru в инете их почти нет 5-6 штук,заранее СПС!

Не_столь_важно
Новый человек на судне
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 10 окт 2009, 18:19

Re: Речной теплоход "Серго Орджоникидзе" (пр.588)

Сообщение Не_столь_важно »

Памяти туристического теплохода «Серго Орджоникидзе» Московского речного пароходства.

По местам стоять, со швартовых сниматься!
Встретим в плаваньи праздничный май.
Будет в Волге весна отражаться
И весенний родимый мой край.

Телеграф прозвенел «самый малый».
Марш «Прощанье Славянки» гремит.
И с причала прощальный крик души запоздалый
Теплоходу вдогонку летит.

Пробираясь ущельем канала
Капитан наш Егоров суров:
По бортам нависает, как скалы
Рукотворный бетон берегов.

И волна, как невольница – птица
Бьётся в берег, ломая крыло.
Двадцать дней будет ждать нас столица
И хранить расставанья тепло.

Вот на траверзе Водники встали
Плавсостава приют и затон.
Оглашает прибрежные дали
Теплохода густой баритон.

В тесном шлюзе швартуемся к стенке,
Здесь туристок есть чем удивить.
Мы с друганом моим Овчаренко
Будем всех их всё лето любить.

Теплоход нас несет к дельте Волги,
Его ждёт астраханский причал.
Пусть с тобою я плавал недолго
Для меня ты начало - начал.

Помню всё, пенный след за кормою,
Помню судна могучую дрожь.
Теплоход, не расстанусь с тобой,
Ты в душе моей вечно живешь!

Бывший матрос теплохода «Серго Орджоникидзе» Фролов Борис Иванович. Навигации 1963-1964 г.г.

Ответить