«Вацлав» и «Клара» - грустная история двух астраханских «линейщиков».
Не знаю у кого какие ассоциации вызывает упоминание этих двух теплоходов, мне лично всегда очень печально от того, что два вполне еще живых корабля были бестолково скинуты со счетов и загублены.
Общая информация:
Речной пассажирский теплоход «Вацлав Воровский» (проект 26-37) был построен в 1961 году на верфи Narodny Podnik Skoda Komarno (Slovenske Lodenice n.p. Komarno) в Чехословакии (г.Комарно). С учетом длительного перегона теплохода, в первую навигацию «Вацлав Воровский» смог выйти лишь в июле следующего – 1962 года.
Сразу по приходу на Волгу теплоход был перегнан в Астрахань. С этим портом приписки «Вацлаву Воровскому» предстоит отработать почти все, отведенное ему время.
«Вацлав Воровский» сражу встает в состав судов, обслуживавших скорую линию Горький – Астрахань. Собственно весь проект судов 26-37 и строился для работы на скорых линиях. Как бы то ни было, у теплохода менялись владельцы (было даже время работы «Вацлава» с Азербайджанским советом по туризму), но маршрут его почти никогда не изменялся.
В том же 1962-м году, на Волгу прибывает из Чехословакии еще один теплоход.
Речной пассажирский теплоход «Клара Цеткин» (проект 26-37) был построен в том же 1961-м году на той же верфи на верфи Narodny Podnik Skoda Komarno (Slovenske Lodenice n.p. Komarno) в Чехословакии (г.Комарно).
Также как и «Вацлав Воровский» «Клара Цеткин» перегоняется в Астрахань. Она тоже станет «коренной астраханкой» аж до 1996 года. По прибытии в Астрахань «Клара Цеткин» встает в работу на скорую линию Москва – Астрахань.
И все в судьбе этих теплоходов было, как и у всех остальных собратьев. Со временем уходила эра колесных судов, корабли списывались, а «чехи», в том числе и главные герои этой статьи оставались единственными востребованными. Но был один нюанс: оба теплохода были приписаны к Астрахани и комплектовались астраханскими командами, которые никогда не отличались особым обслуживанием на борту. Уже в 1966-м оба теплохода отметились в газетах и, увы, не в лучшем свете.
«Неудовлетворительно поставлено торговое обслуживание пассажиров в ресторанах теплоходов “Клара Цеткин”, “Парижская коммуна”, “Воровский”. Нередки случаи обсчета клиентов, продажи товаров по завышенным ценам.
На теплоходе “Воровский” зав. производством Рукавишникова и буфетчица Краюшкина в холодильнике ресторана хранили приобретенную ими в Астрахани у браконьеров соленую осетрину, паюсную икру, частиковую рыбу.
Навигация на Волге продолжается. Пассажирский поток не иссякает. Экипажи работают на пределе. Всем нам искренне хочется верить, что с первых шагов пассажир на судне встретит истинно русское радушие обслуживающего персонала, а не обсчеты и обвесы».
В дальнейшем мало что менялась. Особым негативом туристов пользовалась «Клара». «Воровский» всегда стоял середнячком. Примерно с таким же раскладом теплоходы подошли к 90-м годам.
После навигации 1992 года «Клара Цеткин», за которой на тот момент уверенно закрепилось звание худшего транспортного судна снимается с московской линии, а в 1993-м году работает уже на линии Нижний Новгород – Астрахань.
В одной из газет 1992-го нашлась такая вот заметка, которая рассказывает про обстановку на борту «Клары Цеткин».
«Плавучий остров коммунизма.
ЭТА история началась с телефонного звонка в редакцию: "А вы знаете, что в России есть плавучий остров коммунизма?" - "Как это?" - "А так: купите билет в круиз Москва-Нижний Новгород-Москва и сами убедитесь"...
...Путешествие по великой русской реке Волге - это своего рода путешествие во времени. Оно начинается прямо на пристани: имя плавсредства до боли знакомо из учебника средней школы - "Клара Цеткин". Бортовое радио скрашивает круизный досуг строго отобранным репертуаром: симфоническая классика, патриотические песни советских композиторов. Хорошо поставленный голос диктора повествует об оставленных за кормой достопримечательностях. Стоит ли говорить, что тематика экскурсий выдержана в той же строгой манере: по ленинским местам, местам боевой и трудовой славы, памятникам героям революции. Присутствует на теплоходе и свой "красный уголок", центральный стенд которого украшает вырезанная из "Советской энциклопедии" статья о Кларе Цеткин. На вопрос, не пора ли идти в ногу со временем, капитан судна ответил, что "этим жили и жить будем".»
«Вацлав Воровский» продолжает трудиться на своей привычной линии Нижний Новгород – Астрахань уже под «знаменами» СК Волжское Пароходство.
В 1995-м году «Воровский» снимается с линии и встает на холодный отстой в затон «Память Парижской Комунны» в Нижегородской области. Туда же в 1996-м году перегоняется «Клара Цеткин». Два теплохода, вышедшие друг за другом со стапелей верфи, пришедшие в один год на Волгу, продолжают повторять судьбу друга.
Стоящие без присмотра суда быстро разграбляются, и в 1998-м году списывается «Клара Цеткин», а в 1999-м году «Вацлав Воровский».
Списанный т/х "Клара Цеткин"
Остовы списанных теплоходов транспортируются к заводу «Северсталь» в Череповце, где они, набрав воды, стояли еще довольно долго, вызывая любопытство и недоумение туристов с проходящих судов.
"Клара Цеткин" (дальний) и "Вацлав Воровский" (ближний) в Череповце
В 2003-м году остов теплохода «Клара Цеткин» был осушен и разделан на металлолом, «Вацлав Воровский» остался в заливе один…
За информацию и фото благодарю - http://www.infoflot.ru, http://www.riverships.ru, М.Архипова
Теплоходы "Вацлав Воровский" и "Клара Цеткин" (пр.26-37)
Модератор: yan
Re: Теплоходы "Вацлав Воровский" и "Клара Цеткин" (пр.26-37)
Саша ! Снова большое спасибо за интересную статью !