Страница 1 из 13

Трамваї - Трамваи

Добавлено: 01 апр 2010, 21:55
yan
ЯП, 26.03.2009:

Эту тему следовало открыть уже давно, но всё никак не складывалось. И вот, наконец пришло и её время ! Поводом послужила моя вчерашняя деловая поездка в трамвайный город Карлсруэ.

Наш старый добрый друг трамвай. Постепенно он уходит с улиц городов, ему на смену на внутрирегиональном городском сообщении приходят автобус или автобус с троллейбусом, а на межрегиональном городском сообщении - лёгкое метро. Но всё же ещё сохранились города где в соизмерении с их размерами и населением достаточно развит именно трамвайный вид транспорта и на улицах можно увидеть самый настоящий трамвай. А иногда, если уж очень повезёт - и старые трамваи прошлых десятилетий, находящиеся в эксплуатации на обычных линиях.

К таким городам поправу относится город Карлсруэ. В небольшом городе насчитывается целых 8 трамвайных маршрутов. "Бонусом" является ещё и то, что на одном из маршрутов (номер 5) на постоянной основе а на другом (номер 8) - эпизодически работают исторические трамваи, построенные в 1960-е - 1970-е годы. Таких трамваев осталось правда не много, от полутора до двух десятков, но они очень украшают улицы города, относя, например меня к приятным воспоминаниям моего детства, когда в Одессе в конце 1970-х годов ходили чем-то отдалённо похожие на них трамваи типа "РВЗ-6". Интерьер таких трамваев тоже вызывает восторг - деревянные сидения, деревянные и пластические детали 30 - 40 летней давности сохранившиеся в превосходном для обычных рейсовых трамваев состоянии.

Интересным ещё является и то, что в Карлсруэ через центр города по трамвайным путям проходит несколько линий лёгкого S-Банна, связывающего Карлсруэ не только с его основными пригородами но и с довольно далеко отстоящими крупными городами, такими как Баден-Баден, Пфорцхайм, Маннхайм.

К сожалению, вчера я сделал всего одну фотографию, поскольку у меня было немного времени и была непогода - сильный ветр с дождём. Поэтому представлю несколько интересных фотографий, взятых из Интернета.

Изображение
Трамвай маршрута номер 1, Карлсруэ. Фото из Интернета

Изображение
Трамвай маршрута номер 2, и поезд лёгкого S-Банна линии S5 в центре Карлсруэ. Фото из Интернета

Изображение
Интерьер трамвая в Карлсруэ. Фото из Интернета

Изображение
Поезд лёгкого S-Банна линии S41 в центре Карлсруэ. Фото из Интернета

Изображение
Трамвай маршрута номер 2, Карлсруэ. Фото из Интернета

Изображение
Трамвай маршрута номер 4, Карлсруэ. Фото из Интернета


И конечно же, трамвайная линия 5 с её прекрасными и такими непосредственными трамваями, которые прохдят насквось через Карлсруэ, и заканчивают свой маршрут недалеко от речного порта на Рейне :

Изображение
Трамвай маршрута номер 5, Карлсруэ. Фото из Интернета

Изображение
Трамвай маршрута номер 5, Карлсруэ. Фото из Интернета

Изображение
Трамвай маршрута номер 5, Карлсруэ. Фото из Интернета

Изображение
Трамваи маршрута номер 5 на конечной возле речного порта, Карлсруэ. Фото из Интернета


Изображение
Карлсруэ, схема линий рельсового транспорта


Штутгарт, 26 марта 2009 года

Re: Поездки на трамваях

Добавлено: 02 апр 2010, 11:22
yan
Железный дорожник, 27.03.2009, 20:12 :

Цитата:
Трамвай маршрута номер 5, Карлсруэ. Фото из Интернета

Вот и думай с кого МТВ слизали

Изображение

А если серьезно - то вообще подобная архитектура характерна для 30-50х годов. Именно тогда начался переход от таких "псевдоаэродинамических" конструкций к современным коробкам, где функциональность была поставлена во главу угла.
Ян, у меня такой вопрос - в Карлсруэ какова принятая ширина колеи? Дело в том что в Германии сушществует минимум 3 типа колеи трамвайных путей.

Re: Поездки на трамваях

Добавлено: 02 апр 2010, 15:07
yan
ЯП, 27.03.2009, 20:32

Привет, Пётр !


Мне почему-то "пятёрки" из Карлсруэ больше напомнили именно РВЗ-6:

Изображение

Хотя, конечно, у РВЗ-6 ход был более лёгким и сами формы трамвая более элегантными.

Ты прав, эти трамваи (5-й маршрут в Карлсруэ) наверное и концептуально и конструктивно ближе к МТВ-82.


Что касается колеи то я рассуждаю логически - когда поезда их лёгкого S-Банна переходят с обычного железнодорожного полотна на трамвайное полотно то ничего не меняется - ширина между колёсами нигде не меняется. Ветка от железной дороги отходит и без изменений ширины включается в трамвайную сеть. Значит делаем вывод, что ширина трамвайной колеи в Карлсруэ такая же как и у обычных и скоростных железных дорог.

Re: Поездки на трамваях

Добавлено: 03 апр 2010, 18:02
yan
Железный дорожник, 27.03.2009, 22:59 :

Тоесть 1435 мм. Просто гдето в Германии есть узкоколейный трамвай - часть вагонов якобы с него попала в СССР (если не ошибаюсь - в Ригу)

Re: Поездки на трамваях

Добавлено: 03 апр 2010, 18:05
yan
ЯП, 28.03.2009, 15:22 :

Я своими глазами видел узкоколейные трамваи лишь в следующих городах: Таллин, Евпатория, Львов, Аугсбург, Вюрцбург, Ульм, Штутгарт(до 2007 года).

В Вюрцбурге и в Аугсбурге проводилась работа по замене парка на более современный. Куда ушли более старые трамваи - не знаю. В Штутгарте в декабре 2007 года была закрыта последняя линия узкоколейного трамвая (номер 15). Но вагоны были переданы и/или проданы в Румынию.


Изображение
Фото из Интернета. Последние месяцы существования трамвайной линии 15 в Штутгарте. Вскоре по большей части его маршрута была пущена линия лёгкого метро U15

Изображение
Фото из Интернета. Последние месяцы существования трамвайной линии 15 в Штутгарте.

Re: Поездки на трамваях

Добавлено: 04 апр 2010, 12:22
yan
ЯП, 08.07.2009, 15:52 :

В Одессе трамвай 914 снова приступил к выполнению обычных рейсов по трамвайному маршруту номер 5. Так будет продолжаться до первой недели сентября, а затем только по выходным дням до конца сентября.


Изображение
Фото Александр Н. С сайта "Одесса на колёсах", http://www.odessatrolley.com

Изображение
Фото Александр Н. С сайта "Одесса на колёсах", http://www.odessatrolley.com

Re: Поездки на трамваях

Добавлено: 04 апр 2010, 16:33
yan
ЯП, 09.07.2009, 20:38 :

Мало кому известно о том, что в Одессе существует и находится в ходовом состоянии трамвай 312 - это один из немногих сохранившихся до наших дней трамваев типа КТМ1. После завершнеия пассажирской эксплуатации в 1970-е годы трамвай был переделан в двухкабинный и в настоящее время работает буксирным трамваем на Одесском трамваеремонтном заводе ВАРЗ (бывш. трамвайное депо номер 3, бывш. Депо им. Ильича).

Если кто-либо пожелает во время посещения Одессы осмотреть трамвай, то следует добираться на трамваях маршрутов 11 и 12 до конечной остановки "Товарная". Это место расположено в центральной но "нетуристской" части города, поэтому людям, плохо ориентирующимся в Одессе рекомендую проводить осмотр в светлое время суток, и оставлять данное место задолго до того, как начинает темнеть.

Изображение
Фото Александра Н., 28 августа 2008 года. С сайта "Одесса на колёсах", http://www.odessatrolley.com

Re: Поездки на трамваях

Добавлено: 05 апр 2010, 13:14
yan
Железный дорожник, 09.07.2009, 20:54 :

Ян, а не тали часть Одессы, о которой Бабель писал в своих "Одесских рассказах" (ну когда Беня Криг еще не был королем)?

Re: Поездки на трамваях

Добавлено: 05 апр 2010, 13:15
yan
ЯП, 09.07.2009, 21:20 :

Я сейчас уже подробностей не помню - эту книгу мне нужно перечитать, так как читал её лет 20 тому назад.

Скажу лишь, что это - южная окраина района т.н. "Молдаванки", она ещё называется "Товáрная" или "Степовáя". Ещё до начала I Мировой Войны туда ходил трамвайный маршрут номер 32, и он сохранялся ещё как минимум до середины 1930-х годов. Сейчас не помню когда было построено это депо, но во второй половине 1930-х годов оно уже существовало, и в те же годы в этот район пришла другая трамвайная ветка со стороны Главного Вокзала, а вместе с ней и трамвайные маршруты под сегодняшними номерами 11 и 12.

Re: Поездки на трамваях

Добавлено: 05 апр 2010, 13:16
yan
Железный дорожник, 09.07.2009, 22:27 :

Так вся эта лихая братия во главе с Беней Кригом и Манькой - родоночальницей слободских громил - и обитали на Молдованке. Гдето там был завод Тартаковского - где собственно Беня и пошел на первое дело, куда его направил Фроим Грач.

PS http://www.lib.ru/PROZA/BABEL/odessa.txt - тут "Одесские рассказы", все что есть из прозы Исаака Бабеля в электронной библиотеке В. Машкова - http://www.lib.ru/PROZA/BABEL/