Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Общаемся здесь на любые темы.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Началась работа по разработке Положения о вознаграждении преподавателей и их дополнительном снабжении продуктами первой необходимости.

Открытие техникума намечалось на первую половину октября или с ноября 1920 года. Предполагалось открыть III и IV подготовительные и I – й специальный классы, « … принимать лиц уже с соответствующей образовательной подготовкой как из личного состава судоходцев так и посторонних лиц, чтобы не открывать пока первых двух подготовительных классов и тем самым не создавать тормоза для открытия Техникума вообще».
Преподавание в техникуме вводилось семестровое: I–ый семестр теоретический, а II-й практический; этим достигались две цели: - «контингент учащихся судоходцев не будет оторван от прямых обязанностей и – вновь поступившие не судоходцы в достаточной мере усвоят практические приёмы управления судами и тем закрепят теоретические познания».
В каждый класс предполагалось набрать по 25 человек, ввиду размещения школы в стенах другого учебного заведения. По всему каравану флота были разосланы анкеты «… для заполнения желающими поступить в техникум из наличного кадра судоходцев, а так же помещения объявлений об открытии его в прессе Северного края по Северо-Двинскому бассейну». Как отмечает начальник училища, « … заявления и анкеты поступают уже в большом количестве, что говорит о том, что самими судоходцами осознается недостаточная подготовленность, а так же чувствуется стремление к знаниям».

6 ноября 1920 года школа судоводителей открыла свои двери. Три первых класса, с 75 –ю учащимися: в 1 классе - 39 человек, во 2-м -27, в 3-м – 9 слушателей, при двадцати преподавателях и 4-х руководителях лабораторий и мастерских. Изучались следующие общеобразовательные предметы - арифметика, география, естествоведение, геометрия, тригонометрия, алгебра, химия, физика, гигиена, космография, история труда, рабочее законодательство, история, русский язык, немецкий язык, черчение, рисование; специальные предметы – речное законоположение, судостроение, судовая практика, лоция, навигация, механика, электротехника, радиотелеграфия и счетоводство общее и специальное, а также ремёсла - столярное, малярное, такелажная практика.
Первый состав преподавателей школы судоводителей: Князев В.Н. , Кузин Д.Т., Трапезников А.П., Бернацкий И.Л., Минина М.В., Шадрин, Гудин М.Е., Образцов А.А., Полднев А.Ф., Азов Н.И., Шишкин В.М., Полозков, Стрекаловский, Косцов В.В., Вячеславов В.А., Юрьев А.А., Шириков М.В., Остроумов Ф.Н., Наумов А.М., Пестовский, Котельников НП. (См. приложение - фото)
Как отмечает заведующий школой Князев В.Н. в докладной записке, « занятия идут регулярно, но нормальность нарушается недостаточностью учебных и наглядных пособий, как по общеобразовательным, так и по спецпредметам особенно. Недостаточно канцелярских и чертёжных принадлежностей. Занятия в лаборатории и физическом кабинете нарушаются недостаточностью приборов и аппаратов, реактивов, материалов и посуды в особенности отсутствием спирта для производства опытов по химии, демонстрации компаса (спиртового), а в мастерских – ограниченным количеством столярных инструментов, отсутствием верстаков, станков для плетения матов в такелажной мастерской. Малярную мастерскую необходимо оборудовать при школе, т.к. учащиеся ходят в мастерские Нац.флота за 3 версты."


Изображение

Первые педагоги школы судоводителей.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.


Изображение

Великий Устюг. Пароходы начала 20 века.


. С началом открытия школы В. Н. Князев отправляет обращение в вышестоящую инстанцию с просьбой о предоставлении учебного парохода для прохождения практики учащимися школы, на что получает согласие с условием выполнять задания Обвода, а также весной 1921 года Князев просит сделать распоряжение по Мариинской и Волжской областям предоставлять учебному судну «ОКА» дрова по пути следования и вообще оказывать всяческое содействие. Учащиеся и командир учебного парохода «ОКА" обеспечивались усиленным пайком не ниже красноармейского. Практика для учащихся профессионально-технических учебных заведений являлась государственной учебной повинностью, все учреждения должны были оказывать содействие в её прохождении.
В первую очередь практика предоставлялась окончившим полный курс учебного заведения,во в II-ю перешедшим на последний курс, в III-ю перешедшим на II-й курс , назначение проводилось в порядке очереди.
Учащимся-практикантам по окончании учебного года выдавалось социальное обеспечение за 2 месяца вперёд в виде подъёмных, на практике выплачивался обычный заработок, установленный предприятием сообразно квалификации, и довольствие. Выдавалась особая программа занятий с указанием вопросов, которые курсанты должны проработать. Для контроля и руководства практикой выделялось особое лицо из технического персонала. К 15 мая учебное заведение должно было предоставить отчёт о размещении учащихся на практике.
Успешно окончившие учебный год награждались натуральными премиями.

Школа брала на себя заботу о питании своих слушателей и преподавателей. Из Центрального Продотдела Водного транспорта было принято распоряжение о довольствии персонала и учащихся техникума, о нормах питания не больше 3-х месяцев, в день.
Хлеб-1 фунт
Мясо, рыба-1/4ф.
Сахар-3-2 золотника, 1 ф. в месяц
Соль-3 золотника
Жиры-2 –.-.-.
Овощи сухие-4з.
Свежие-60 з.
Чай-0,24 з.
Табак-3 з.
Спички-4 коробка
Мыло-1/2 фунта.
(золотник ~~ 4,27 гр., фунт ~~ 409,5 гр., ).
В целях недопущения пропусков учебных занятий применялись следующие меры воздействии на слушателей:
-выговор, - уменьшение социального обеспечения,
- обращение в товарищеский дисциплинарный суд,
- в особо важных случаях – исключение с откомандированием на прежнюю должность, лишения права на повторное поступление на какие бы то ни было курсы, с опубликованием об отчислении.
Весной 1921 года из Берегового комитета Союза работников водного транспорта в школу поступила партия обуви (кожаных ботинок, полуботинок и парусиновой обуви), по развёрстке причитается школе судоводителей: мужской обуви -52 пары, дамской -168 пар, из полученной дамской обуви причитается одна пара на 2 работницы. Выдача производилась только остро нуждающимся, поступившим на работу до 1 февраля 1921 г. Так же до 1 мая 1921 г. были получены ситцевые платки, которые выдавались по спискам.
В конце лета сложилась неблагоприятная обстановка с хлебом в Поволжье, поэтому 27 августа береговой комитет союза работников водного транспорта постановил: « за сентябрь с работников, получающих 30 фунтов муки, удерживается 3 фунта, получающим 25 фунтов – 2 фунта в пользу голодающих Поволжья.
Предлагается у работников, довольствующихся хлебом, вырезать купон №40 и отправить в Райпродвод со списком.
Работники, не получающие хлеба, могут внести по 3 фунта муки из своих запасов, приём будет производиться в Первочастной лавке в часы торговли».

В газете «Советская мысль» № 117 от 28 мая 1921 года в разделе «Местная жизнь», сообщалось об открытии в текущем году механического отделения техникума, заявления принимались до 1 июля с.г., т.к. количество мест ограничено, то подавшие заявления будут проходить испытания и медицинский осмотр.
Приёмные испытания включали:
1) русский язык – краткие сведения по этимологии и синтаксису, письменные и устные предложения,
2) арифметика- 4 действия над целыми числами любой величины и простые дроби,
3) география - краткие сведения о частях света и география России,
4) история - общие сведения (важнейшие события) из русской истории.

В апреле 1921 года Президиум Северо-Двинского Губисполкома просил оказать хозяйственную помощь по обработке земли, уборке урожая, снабжению дровами и ремонту помещений семействам милитаризированных водников, приравненных к семьям красноармейцев.
Из документов архива за 1926-1927 год стало известно, что в училище обучалось 106 слушателей, из них женатых слушателей 42 человека, холостых 64 , учащихся волжского бассейна 11 человек, Северного бассейна -95.
17 декабря 1926 года в училище поступило подтверждение о том, что учащимся учебных заведений, обучение которых дает право на отсрочку призыва, предоставляется в год призыва их сверстников один раз на всё время, необходимое для окончания учебного заведения.
Проводились общие собрания слушателей совместно с преподавательским составом. На них поднимались самые разные вопросы. Например, в протоколе № 2 общего собрания о стипендии, о рабочем кредите, о борьбе с пьянством и хулиганством был заслушан доклад товарища Атабекова. Постановили: « …принимать самые решительные меры с лицами, которые позорят нашу страну, что недопустимо. Величайший позор тому гражданину, который позволяет то или другое, в особенности без всякой на то причины; мы будем бороться с этим злом по культурно-просветительской работе».
На заседании профкома рассматривали вопрос о создании столовой. Решили – столовую не создавать т.к. нет средств, а получать обеды в столовой «Нарпита», которая даёт согласие отпускать обеды в кредит, а по истечении месяца погашать его.
Слушатели и преподаватели не отставали от событий, которые происходили в стране, на одном из общих собраний техникума разбирался вопрос о подписке на заём индустриализации.
Директор техникума Таргонский В.П. (1922-1933 гг.) предлагает включить в план работы культкомисии создание журнала, в котором предлагалось освещать жизнь курсантов во время практики, устроить платный вечер в пользу горнорабочих Англии. Намечено открытие музыкального и спортивного кружков. Утверждена смета на культработу в сумме 135 рублей.
Для соблюдения порядка в общежитии выбирали старосту, он назначал дежурного, который должен был вставать в 6 часов утра, готовить чай, после ухода на занятия проводить уборку помещения, следить за чистотой коек, выключать электрические лампочки, топить печи, убирать ватер-клозеты, воду из под умывальников. Невыполнение данных заданий влекло исключение из числа «общежитников».
С 19.00 начинались занятия по самоподготовке, поэтому запрещалось громко говорить, петь, слушать музыку. Так же не разрешалось ночевать в общежитии посторонним лицам и иметь спиртные напитки.

17 ноября 1926 года из СЕВВОДЗдравотдела поступило предписание «Вод.сан участок просит организовать сан.комиссию из учащихся, если таковой до сего времени не организована».
12 февраля 1927 года в субботу в клубе водников состоялся вечер, где был заслушан доклад «Пушкин и освободительное движение», дана пьеса Антимонова «Нужная бумажка» в 3-х действиях. Орланский «Не вспоминай», музыка Глинки «Северная звезда» исполняла Корелина. Выступления струнного оркестра Мазурка, марш мандолистов, декламация.
Изучая пожелтевшие страницы, почти вековой давности мы сделали вывод - многие традиции курсантов речного училища продолжают жить и сегодня.
Мы так же выяснили, кто стоял у истоков образования речного училища, какие трудности испытывали организаторы в то далёкое время, где располагалась школа судоводителей и многие другие вопросы.


Изображение

Изображение

МКАУ «ВУЦА» начало работы над исследовательским проектом
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 01 ноя 2019, 17:08, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.


Пароходы Сухоны и Северной Двины 1920-х - 1930-х годов.

Что представлял в упомянутый период флот, куда шли работать специалисты, подготовленные в Великом Устюге ? Значительная часть речного флота Сухоны и Северной Двины пострадала в период гражданской войны в 1918-1919 годах. Часть судов была переоборудована в боевые корабли и участвовала в боях на Северной Двине. Закончились боевые действия и судоремонтники Великого Устюга приступили к восстановлению флота, возвращению пассажирских пароходов и буксиров к мирному труду. Ядро пассажирского флота составляли двухдечники, работавшие на Сухоне и Северной Двине до революции.

Изображение

Изображение

Пассажирской пароход "Генерал Кондратенко" был построен в Нижнем Новгороде в 1911 году для Северного пароходного общества. Был национализирован и переименован в 1918 году. Получил название "А.И.Желябов". Пароход работал на Северной Двине и Сухоне и был списан в 1970 -е годы.



Изображение


В 1901 году коломенские корабелы построили для северян пассажирский двухдечник "Учредитель". Пароход встал на линию Вологда-Архангельск. В 1919 году судно было национализировано, получило название "Тарас Шевченко" ( с 1937 года - "Т.Г.Шевченко" ). В 1955 году пароход был капитально отремонтирован. В 1964 году его передали Сухонскому речному пароходству. "Т.Г.Шевченко" обслуживал пассажирскую линию Вологда - Тотьма до 1978 года. В 1979 году судно разрезали на металл.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 08 янв 2020, 23:44, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Пароходы Сухоны и Северной Двины 1920-х - 1930-х годов.

Изображение

Изображение

В 1913 году в Сормово был построен пассажирский пароход "Генерал Скобелев", после национализации получивший название "Карл Маркс". Этот пароход долгие годы работал на Северной Двине.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 14 май 2019, 03:20, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Пароходы Сухоны и Северной Двины 1920-х - 1930-х годов.

Изображение

Изображение


В 1902 году в Коломне был построен пассажирский пароход, названный "Преподобный Зосима". После национализации судно переименовали, с 1923 года - "Л.Д,Троцкий", в 1926 году -новое название: "А.Марти". В 1929 году пароход получил имя "М.Фрунзе", а в 1938 году название дополнили и двухдечник до конца срока эксплуатации носил на борту наименование: "М.В. Фрунзе". Судно перевозило грузы и пассажиров на линии Котлас-Архангельск, весной пароход заходил в реки Емцу и Юг. Списали двинской лайнер в 1975 году.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »


СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.



Пароходы Сухоны и Северной Двины 1920-х - 1930-х годов.

Изображение


Пассажирский пароход "Вел.Кн. Елизавета Федоровна" 1900 года постройки. После национализации - "Архангельск", затем- "Стенька Разин" и, наконец, "Степан Разин". Изначально пароход был однопалубным, но после капитального ремонта в Великом Устюге ему надстроили второй дек. Работал на Двине, Емце, Вычегде до 1975 года.

Кроме перечисленных пассажирских пароходов в 1920-1940 годах в бассейне Северной Двины работали еще несколько судов, перевозящих пассажиров между Вологдой и Архангельском. Возможно несколько позже этот раздел будет дополнен более подробной информацией об этих пароходах.
Пока назовем суда:
Пароход "Н.А.Некрасов", изначально - "Петр Великий" - двухдечник, работавший на Северной Двине.
Пароход "Виктор Гюго", построенный в Сормово в 1912 году. Однодечник, работал на Северной Двине. В конце 1960-х годов ржавел на берегу в Двинском Березнике.
Пароход "Иван Каляев", изначально "Михаил Криличевский". Двухдечник, работал на Сухоне и Северной Двине, затем на Вычегде, был еще раз переименован и назывался "Коми-пионер".
Пароход "А.С. Пушкин". Был построен в Сормово в 1913 году. Двухпалубный, работал на Сухоне и Северной Двине.
Пароход "Н.А. Добролюбов", изначально "Преподобный Савватий". Был построен в 1902 году на Коломенском заводе. Работал на Северной Двине, затем - в Сухонском пароходстве.
Пароход "М.В. Ломоносов". Не переименовывался. Был построен в Коломне в 1905 году. Двухпалубный. Работал на Сухоне и Северной Двине.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Буксирный флот 1920-1930-х годов на Сухоне и Северной Двине.

Изображение

Выпускники Велико-Устюгского речного техникума получали назначения не только на пассажирские пароходы Сухоны и Северной Двины, но и на буксиры. Основное ядро буксирного фота составляли пароходы дореволюционной постройки, но уже в конце 1920-х -начале 1930-х годов на реки Севера стали поступать новые пароходы как местной постройки, так и от судостроителей Волжского бассейна. На снимке - паровой буксир "Могучий", построенный в Рыбинске на верфи имени Володарского в 1931 году. Буксир работал на Сухоне долгие годы и был выведен из эксплуатации в 1973 году, когда на смену паровому флоту шли дизельные суда. .

Изображение


Долгие годы работал на Северной Двине буксирный пароход "Павлин Виноградов", изначально- "Мурман". А всего таких буксиров на Двине было два: второй назывался "Карл Либкнехт". Построен "Павлин Виноградов" был в 1906 году в Коломне, "Карл Либкнехт" -там же на три года раньше- в 1903 году. Пароходы базировались в Лименде близ Котласа. Прослужили на Северной Двине эти 540-сильные буксиры до середины 1960-х годов.

Буксирный и пассажирский флот Сухоны и Северной Двины в конце 1920-х- 1930-х годах постоянно пополнялся. Так, в 1930 году на судостроительно-судоремонтной верфи имени Национализации флота, как был назван завод, были построены буксирные пароходы "Пропагандист", "Массовик" и пассажирский пароход "Сталинец".
В 1936 году верфи вернули название "завод". А в 1937 году там построили 20 винтовых и 5 колесных деревянных газоходов.
В 1938 году из нового судостроения ушли в плавание три заднеколесных газохода: "Осипенко", "Гризодубова" и "Раскова".

Следует отметить, что в 1922 году при заводе была создана школа речного ученичества, впоследствии ставшая профтехучилищем, где готовили рядовые кадры плавсостава, командиров малого флота и судоремонтников. В 1935 году потребность в командных кадрах для рек Сухона, Северная Двина и Вычегда увеличилась, и в поселке Лименда открылся второй в бассейне речной техникум.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Дом морехода Шилова. Здесь с 1920 по 1929 год находился речной техникум.


Профессионально-техническая школа судоводителей в городе Великий Устюг была в 1922 году переименована в Северо-Двинский дневной рабочий техникум водного транспорта. Расширяется круг специальностей: с 1922 по 1925 годы учились только судоводители, в 1925 году открыто судомеханическое отделение, в 1930 году - эксплуатационно-экономическое, в 1931 году- судостроительное, в 1932 году- судоремонтное, в 1933 году - технологическое и гидротехническое. Техникум неоднократно менял свое название: Северо-Двинский техникум водных путей сообщения, Северо-Двинский политехникум водных путей сообщения, Великоустюгский речной техникум, Великоустюгское речное училище (1947 год). Согласно распоряжения Министерства транспорта РФ от 26.10.2001 года № НС-114-р училище переименовано в государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Великоустюгское речное училище имени З.А.Шашкова". Согласно распоряжения Министерства транспорта РФ от 19.12.2003 года № НС-148-р переименовано в федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Великоустюгское речное училище имени З.А.Шашкова".
В настоящее время - Великоустюгское речное училище им. З.А. Шашкова - филиал Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.


Переименования:
Профессионально-техническая школа судоводителей Центрального культурно-просветительного отдела "Цекульвод" Всероссийского союза работников водного транспорта г.Великий Устюг Северо-Двинской губернии с 6 ноября 1920 г. — 1 января 1920 г.
Северо-Двинский дневной рабочий техникум водного транспорта "Цутранпрос" Наркомата путей сообщения г.Великий Устюг Северо-Двинской губернии с 1 янв. 1922 г. — 1 янв. 1929 г.
Северо-Двинский техникум водных путей сообщения, Северо-Двинский политехникум водных путей сообщения, Великоустюгский техникум водного транспорта Наркомата водного транспорта город Великий Устюг Северо-Двинской губернии, с августа 1929 года...Северо-Двинского округа Северного края, с июля 1930 года...Северного края, с декабря 1936 года...Северной области, с сентября 1937 года - Вологодской области - 1 янв. 1929 г. — 1 янв. 1937 г.
Великоустюгский речной техникум Наркомата водного транспорта, с 1940 года...Наркомата речного флота, с 1946 года... Министерства речного флота РСФСР г.Великий Устюг Вологодской области - 1 янв. 1937 г. — 1 сент. 1947 г.
Великоустюгское речное училище Министерства речного флота РСФСР, с 5 июля 1990 года...Российского государственного концерна Речного Флота г.Великий Устюг Вологодской области.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 09 мар 2019, 23:03, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение


Новое здание речного техникума изначально было двухэтажным.

В школу судоводителей пришли молодые люди с пароходов, матросы, рулевые, кочегары, посудники, часто малограмотные, но горевшие желанием учиться, руками строить новую жизнь. Производственники, занимавшие командные должности на судах, в школу были приняты без экзаменов. Среди слушателей первого набора были: Е.П.Тчанников, бывший начальник Главного Управления МРФ. Нелаев П.Ф. - капитан парохода, преподаватель речного училища, Шашков З.А., министр речного флота, Чекин В.П., ныне доцент Львовского политехнического института, Моданов З.И., начальник Северного пароходства. Первый учебный год закончился 15 марта 1921 года. Директору школы Князеву В.Н, удалось добиться, чтобы учебную практику слушатели школы проходили на определенных пароходах. Таким учебным судном стал пароход «Ока», вся команда его была укомплектована из состава слушателей школы. Часть учащихся проходила практику на пароходе «Забияка». 1922-23 учебный год стал переломным в жизни школы судоводителей: она была реорганизована в Северо - Двинской дневной рабочий техникум. Большую работу по реорганизации школы в техникум провел ее директор Таргонский В.П. Техникум получил в свое распоряжение дом по улице Банковской (теперь улица Шилова, д.6, детский дом). Северо - Двинской рабочий техникум с 1922-1925 гг. подготовили 178 квалифицированных специалистов речного транспорта. В эти годы в техникуме учились и успешно его закончили Шашков З.А., бывший министр речного флота, Фомин С.А. -генерал - майор, Ворков С.С. - кандидат военно - морских наук. С 1929 года рабочий техникум был реорганизован в дневной. Учащихся принимают с семилетним образованием. Одновременно с 1 сентября 1929 года было открыто вечернее отделение (отделение стажистов) для водников, работающих на производстве. Это обучение без отрыва от производства. 1929-30 учебный год техникум начал в новом здании, приспособленном для учебных целей. Здание двухэтажное, 20 аудиторий и кабинетов получили в свое распоряжение учащиеся, хорошую библиотеку. В подвальном помещении оборудована столовая и раздевалка. В старом здании техникума разместилось общежитие, а в каменном здании склада была оборудована столярная мастерская. Много сил и энергии приложил директор техникума Петров Василий Васильевич, приехавший в 1932 году после окончания педагогического факультета Ленинградского института водного транспорта. Круг специальностей расширяется. В 1925 г. открыто судомеханическое отделение, в 1930 г. эксплуатационное, в 1931 г. судостроительное, в 1932 г. - судоремонтное и в 1933 г. - технологическое и гидротехническое. Техникум переименован в Политехникум водного транспорта. Занятия идут в три смены, т.к. помещение не удовлетворяет нужд техникума: уроки можно проводить только в 14 классных комнатах и кабинетах, а групп было 28. Неоднократно ставился вопрос о расширении учебного корпуса. На 1 января 1940 года в техникуме было 9 групп судоводителей (239 человек), 6 групп путейцев (145 человек) и вечернее отделение стажистов - (81 человек). Всего, таким образом, 465 человек. В техникуме не было спортзала, уроки физкультуры проводились часто в классе, не было и актового зала, таким образом, вопрос о расширении учебного корпуса требовал безотлагательного разрешения.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение


Колесный буксирный пароход "Фридрих Энгельс" был построен в Коломне в 1930-е годы и работал на Сухоне до середины 1970-х годов.


Уже в 1921 году, когда еще не обозначена была разница между профессиональными училищами и техникумами, Главпрофобр РСФСР рассылал в учебные заведения водного транспорта инструкции о порядке прохождения плавательской практики будущими водниками. Любая профессия предполагает освоение начальных практических навыков в период учебы, но особенно это важно для будущих речников.


В государственном архиве Великого Устюга хранится интересный документ, который мы приводим полностью. В нем - живое и в то же время бюрократически лаконичное наставление о практике питомцев -водников будущего речного техникума:

ИНСТРУКЦИЯ об организации летней практики учащихся в профессионально-технических учебных заведениях Главпрофобра в 1921 году.


1. Практика для учащихся профессионально-технических учебных заведений Главпрофобра является государственной учебной повинностью, а потому все учреждения должны оказывать содействие для успешного ее выполнения.
2. Для обеспечения надлежащей практики учащихся Главпрофобр предлагает учебным заведениям войти немедленно в сношения с предприятиями и хозяйственными органами губернии и района о предоставлении практики на основании Постановления ВСНХ, которое при сем прилагается.
Примечание: при обращении указывается квалификация практикантов, их специальность и число мест, которые должны быть предоставлены практикантам.

3. В первую очередь практика предоставляется окончившим курс учебных заведений, во вторую- перешедшим на последний курс, и в третью- перешедшим на второй курс. Прием и назначение на практику производится предприятиями в порядке указанных очередей.
4. Если Высшим Учебным Заведениям не удается путем личных сношений с учреждениями, указанными в пункте 2 обеспечить учащихся практикой, то они телеграфно уведомляют об этом Главпрофобр, сообщая данные, указанные в примечании к пункту 2, для размещения учащихся по его указанию. Остальные учебные заведения в подобных случаях телеграфно уведомляют о том же Губпрофобра, которые незамедлительно входят в сношения относительно предоставления практики с Промбюро ВСНХ и Губсовнархозами.
5. Учащиеся командируются к месту практики по окончании учебного года, причем им выдается социальное обеспечение за два месяца вперед в виде подъемных. На практике им уплачивается обычный заработок, установленный предприятием за счет хозяйственных органов сообразно квалификации учащихся и выдается довольствие, которое они получают по месту своих занятий, или натуральное довольствие, установленное для рабочих предприятия, если к тому представляется возможность. Причем, получение двойного пайка воспрещается.
6. Учащимся, командируемым на практику учебными заведениями, при отправлении выдается особая программа их занятий в течение практики с указанием вопросов, которые они должны разработать, или на которые они должны обратить внимание.
7. Те учащиеся, которые не окончили курс учебного заведения, возвращаются с практики к началу учебного года в учебное заведение и представляют подробный отчет о своей деятельности, заверенный администрацией предприятия с указанием отношения практиканта к возложенным на него обязанностям.
8. Для наблюдения, пояснения, контроля и руководства практикой администрацией предприятия выделяется особое лицо из технического персонала предприятия, обязанности которого оплачиваются по лекторскому тарифу ( одна лекция по 40 минут -300 рублей по их поясу не свыше 8 часов ежедневно) из сумм Главпрофобра.
9. К 15 сентября сего года учебные заведения - высшие непосредственно, остальные через Губпрофобры - представляют отчет в Главпрофобр о размещении учащихся на практике с указанием рода практики, предприятий и квалификации учащихся, имевших практику, а также число учащихся и их квалификацию и специальность, которые не могли получить практики в предприятиях, с указанием причин не получения.


Председатель Главпрофобра Ю.Преображенский, заведующий отделом ТУЗ В. Александров, управляющий делами Главпрофобра М.Рессер.

Ответить