Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Общаемся здесь на любые темы.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Один из первых пассажирских пароходов для Сухоны - "С.А.Леваневский" был построен в Лименде в 1935 году и работал в Сухонском речном пароходстве до начала 1970-х годов.

Двадцатые-тридцатые годы - период восстановления разрушенного в ходе революционных событий и гражданской войны хозяйства. И время событий, что нанесли немалый ущерб, в частности, Северному краю и Великому Устюгу. Из положительного отметим развитие школьного образования в городе и районе ( в 1926 году в районе 58 школ), открытие профессиональных учебных заведений. В 1924 году заработала щетинная фабрика, учрежден Велико-Устюгский район, в 1928 году - построена новая электростанция в городе.
Ведется, хотя и в скромных объемах, жилищное строительство, строятся мосты и дороги. В то же время новая власть, изгоняя из украшающих город изумительных по красоте храмов священнослужителей и верующих, подвергает прекрасные архитектурные памятники Великого Устюга разрушению и откровенному разграблению.

Уроженец города Александр Викторов, в книге воспоминаний "Автономка. Детские годы" пишет о судьбе своего деда, устюгского капитана Алексея Николаевича Маркова ( 1884-1939). Капитан Марков был уважаем судовладельцем, у которого работал, неплохо зарабатывал и вовсе не горел желанием служить новой власти. Но вопрос стоял категорически: либо ты капитан советского парохода, либо- к стенке. Многие речники были репрессированы в печальной памяти 1930-е годы. На смену им советская власть готовила молодых людей новой формации.
В этой связи интересен документ Архива Великого Устюга, который мы приводим ниже.



ОТЧЕТ по Северо-Двинскому Техникуму Водных Путей Сообщения за 1926 - 1927 учебный год ( по схеме, помещенной в приложении к инструкции о проведении весенних конференций по Профобру).

А. ПРИЕМ В ПРОФТЕХНИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ.
1. В 1926 -1927 учебном году был произведен прием стажистов водников в младший и старший подготовительные классы ( не считая приема окончивших весной 1926 года 3 класс первой ступени судоводительского отделения и первый класс второй ступени того же отделения).
Поступившие в указанные классы учащиеся в отношении подготовленности стоят выше поступивших в прежние годы. Из характерных недостатков в общем развитии и навыках следует отметить: а) малую начитанность; б) относительно слабые навыки в орфографии и арифметике.
Указанные недостатки объясняются, главным образом, тем, что у поступающих стажистов между окончанием школы и поступлением в Техникум образовался разрыв в несколько лет, за которые полученные в школе знания заслоились и забылись.
2. В 1926 -1927 учебном году имелись кружки учебного характера, работавшие в вечернее время и оказавшие, по отзывам учащихся, большую помощь .
Кроме того, для отставших в результате прохождения допризывной подготовки был продлен срок учения и проведены занятия по математике. В результате разъяснения учителями вопроса о значении взаимной помощи среди учащихся таковая имела место и дала положительные результаты.

3. Благодаря тому, что в младшем и старшем подготовительном классах по просьбе Техникума Отдел Просвещения разрешил увеличить количество учебных часов против отведенных учебным планом Путранпроса, слабая подготовка поступивших в школу болезненно на дальнейшей школьной работе не отразилась.
Настоятельно необходимо, учитывая реальное положение вещей, сохранять и в дальнейшем младший подготовительный класс. С другой стороны, необходимо учебный план старшего и младшего подготовительного класса построить на 36 недельных часах, исходя из того соображения, что учащиеся этих классов в учебное время службой не заняты. Из причин, влияющих на отбор учащихся при приеме, следует отметить:
а) социальное положение учащихся;
б) успешность, проявленная на испытаниях;
в) наличие стажа плавания и работ в мастерских;
г) результаты медицинского осмотра.

Б. УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ.
1. Классы, идущие по программам Рабочего Техникума, работали по основному учебному плану Рабочего Дневного Техникума Водного Транспорта по специальностям речного судовождения и речной судомеханической службы ( Бюллетень Путранпроса от 25/ Х /24 г.) Младший и старший подготовительные классы по учебному плану Путранпроса ( Бюллетень № 40 от 16 октября 1926 года).

2. Отступления от официального учебного плана 1926-1927 учебного года по классам Рабочего Техникума были весьма незначительны:

а) Преподавание иностранного языка не велось. Совет, учитывая условия плавания наших учащихся на глухих Северных реках, признал преподавание иностранного языка нецелесообразным. К тому же исключительная краткость учебного года и длительный период плавания должен сказываться особенно на иностранном языке - его забывают без практики. За нецелесообразность преподавания иностранного языка в С-Двинском Техникуме высказалась в свое время и районная конференция. Опыт показал, что те учащиеся, которые учили иностранный язык ( прежде он в Техникуме преподавался), теперь его совершенно забыли. Было признано более целесообразным увеличить число уроков по русскому языку в счет уроков иностранного языка.

б) Преподавание отдельного предмета НОТ не велось за отсутствием преподавателя этого предмета. Элементы НОТ были вкраплены в отдельные дисциплины.

в). В первом классе первой ступени судоводительского отделения было введено 3 часа в неделю специальных предметов ( лоция и судовая практика). Объясняется это тем, что в подготовительном классе, в котором эти учащиеся ранее учились, тоже не было специальных предметов и таким образом они в течение 2-х лет были бы оторваны от спец-предметов. В младшем и старшем подготовительном классах количество часов занятий, по сравнению с учебным планом Путранпроса, с разрешения отдела Просвещения увеличено в младшем подготовительном классе до 29 недельных часов.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение


Сухона в районе Луженьги.


В 1990 году Велико-Устюгскому речному училищу исполнилось 70 лет. Газета "Речник Сухоны" от 2 ноября 1990 года посвятила училищу подборку исторических материалов. О довоенном периоде работы училища,( в то время это был техникум ), рассказал С.Ф. ЛАТЫНЦЕВ, долгое время возглавлявший коллектив В-УРУ.

С.Ф. ЛАТЫНЦЕВ. ПЕРВЫЕ НАСТАВНИКИ.


В год 70-летия Велико-Устюгского речного училища вспоминаются некоторые эпизоды, связанные с началом судоводительской работы на реке.
В 1934 году весной, после окончания первого курса речного техникума в Великом Устюге нас направили на учебную практику на пароход "ЕЛАБУГА". Всего нас, практикантов, на этом судне было 35, да штатный экипаж- 36 человек, всего более семидесяти. Пароход этот имел мощность паровой машины 400 лошадиных сил, на нем были установлены три паровых котла, в которых сжигалось по 110 кубометров дров в сутки.
Капитаном парохода был Ершов Михаил Федорович, выпускник нашего техникума. Самая тяжелая и утомительная работа на судне - почти ежедневная погрузка дров. Помню, как мы грузили их В Абрамкове, Харитонове, Рочегде и в других пунктах, одновременно по 300-350 кубометров по 4-5 часов подряд. Работала вся команда и практиканты. Дрова носили на деревянных носилках попарно по установленным на берег с судна трем сходням. Не всегда дрова были сухие, а накладывали на носилки много.
Как и в любой работе тогда был комсомольский задор, соревнование. Иногда даже разрывались холщовые рукавицы, так как концы ручек вставлялись в рукавицы, иначе было бы тяжело держать руками носилки.
Наш 30-летний капитан был полон энергии и задора. По должности на судне от погрузки топлива освобождались капитан и механик, но капитан Ершов выходил почти каждый раз на погрузку на пару с Владимиром Головушкиным, 3 - м штурманом, тоже нашим выпускником, и носил дрова. Обычно нагружали на носилки они больше всех, так как оба были высокие ростом, сильные. Сам капитан подавал нам, молодежи, пример во всем.
В первые дни на судне мы швабрили палубу, но очень неумело. Увидев это, Михаил Федорович подошел к нам, взял швабру у одного из нас и не только рассказал и показал, а до пота нашвабрился, потом еще несколько раз контролировал, научились ли швабрить и хвалил за хорошую работу.

Личным примером он учил нас прыгать с шестом на берег, бросать легость, измерять глубину наметкой, выскакиванию с борта с якорем-кошкой на плече на берег, как только судно ткнется носом в берег. Помню, после месяца работы практикантом, вызвал меня в каюту и говорит: " Хотя тебе нет 18 лет, ты ростом вымахал большой, работаешь хорошо, заменишь ушедшего с судна матроса". Я, конечно, не отказался, даже рад был доверию и так до конца навигации работал матросом. А потом на заработанные деньги купил себе первый суконный костюм.
В то время баржи были все деревянные, суда с паровыми машинами, движителями были в большинстве бортовые колеса, на грузовых и грузопассажирских судах никакой погрузочно-разгрузочной техники механизации не было, кроме тачек. На буксирных судах не было буксирных лебедок, малое количество судов имели механические приводы рулевого устройства и механические шпили.
Все работы по подъему якоря, управлению рулем, с буксирными тросами осуществлялись вручную. За штурвальным большим колесом стояло два, иногда даже четыре человека.
Но несмотря на ежедневный ручной тяжелый труд, уже шло движение за производительный труд, ударничество, соревнование между членами экипажа и между экипажами судов.
В Котласе мы своим судном сводили на Забелинский рейд до 28 барж. В то время рейдового флота почти не было, приходилось все рейдовые работы выполнять транзитным пароходам.
Затем составляли схему их счалки, соединяли баржи по 5- 6 штук борт к борту и по 4 - 5 счалов в длину. Конечно, на забуксировку и счалку такого количества барж уходило много часов и работали все: и матросы и практиканты, днем и ночью, ибо эта срочная авральная работа должна быть непрерывной. Так мы по-ударному работая, помогали выполнить 1-й пятилетний план в четыре года.
После забуксировки приводили такую армаду барж в Архангельск. Капитану нужно было проявить в судовождении большое искусство, чтобы весь караван привести без повреждений и аварий. Плоты зимней сплотки от Котласа до Архангельска водили объемом до 30 тысяч кубометров.


Изображение

Прекрасная Северная Двина. Из альбома С. и Ю. Селяниновых.


Хорошим воспитателем был капитан М.Ф. Ершов. Всегда он был в среде молодежи, в спортивных мероприятиях, в проведении досуга, в любых работах сам первый, примером был для всех. Его любили все члены экипажа за веселый нрав, за человечность, за то, что он сам все умел лучше всех делать и хорошо научить. Его с благодарностью помнят все те речники, с которыми ему пришлось работать на возглавляемых им судах.
Он впоследствии работал капитаном на пароходе "КАРЛ ЛИБКНЕХТ", в то время самым мощном из трех подобных пароходов на Северной Двине (550 лошадиных сил), водил плоты объемом 40 тысяч кубических метров, большегрузные караваны барж и был отмечен правительством за выдающиеся показатели в перевозке грузов орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени.
После войны М.Ф. Ершов работал капитаном-наставником. После демобилизации из ВМФ в 1946 году я продолжительное время работал руководителем плавательской производственной практики речного училища и весь летний период находился на судах. Нередко приходилось встречаться с Михаилом Федоровичем уже не практикантом, а вполне сознательным человеком, прошедшим горнило войны, и беседы с ним приносили большое удовлетворение. От него я получал опыт в работе с людьми, с учащимися.
В то время я не знал, что Михаил Федорович окончил наше училище, разговоров, видимо, на эту тему у нас не было. Узнал я об этом позднее, из документов архива училища: Михаил Федорович закончил на шесть лет раньше меня речной техникум. Имя Ершова Михаила Федоровича увековечено названием теплохода Северного пароходства "КАПИТАН ЕРШОВ". Это один из первых теплоходов, построенных у нас, но его возраст уже около 30 лет. Следовало бы в ближайшем будущем назвать его именем большой новый грузовой или пассажирский теплоход соответственно трудовым заслугам.

Когда я учился в техникуме в 1933 - 1937 годах, учащиеся проходили три плавательские практики на судах. Третью практику я проходил на пароходе "СОВЕТ" постройки Коломенского судостроительного завода, в роли третьего штурмана. Капитаном этого судна был выпускник нашего техникума Стрекаловский Михаил Александрович, который в 1941 - 1948 годах работал начальником Котласского речного порта.


Изображение

Буксирный пароход "СОВЕТ" и агиттеплоход "СЕВЕРЯНИН" на Северной Двине. 1968 год.


В начале сентября 1935 года, после окончания практики в роли старшего штурвального на пароходе "ВОЖДЬ", в отделе кадров пристани Котлас предложили мне работать до конца навигации третьим штурманом на пароходе "СОВЕТ" вместо уходящего в армию нашего выпускника В. Третьякова. Я согласился. Капитан меня отпустил для продолжения учебы на четвертом курсе только после разоружения судна, 25 ноября, и на учебу в техникум я опоздал на две недели, лишив себя отпуска. За эти последние два месяца навигации, самые трудные по метео-условиям, капитан многому меня научил.
Я по-настоящему стал понимать азбуку управления судном с караваном барж или с плотом и получил опыт ведения судовой отчетности и по зарплате, и по транспортной работе и снабжению судна материалами, инвентарем, вести путевой журнал.
На третью плавательскую практику в навигацию 1936 года меня капитан М.А. Стрекаловский пригласил работать в роли третьего штурмана, так как к этой должности он меня уже подготовил осенью 1935 года.
Михаил Александрович был молодой капитан, ему было всего 26 лет, но очень способный и грамотный. Поэтому ему было доверено большое судно по тому времени.
Проработали всю навигацию безаварийно. Самое важное - он был прекрасным воспитателем, учил меня на полном доверии. Моя вахта была днем, но третьему штурману самостоятельно нести вахту даже днем доверяют редкие капитаны. Он воспитал у меня ответственность, и я относился к выполнению своих штурманских обязанностей очень серьезно и оправдывал его доверие, поэтому он в мою вахту на мостике не появлялся. Но запомнились мне на всю жизнь два случая по работе на "СОВЕТЕ".
Первый. Шли мы рейсом из Архангельска в Котлас с шестью порожними баржами. Вверх по реке управлять судном с баржами несложно. Но в то время по Северной Двине молем сплавляли сплавщики очень много леса, из-за чего колеса ремонтировали по несколько раз в течение одного рейса. Выше Усть-Пинеги в правое колесо попало толстое бревно и застопорило машину. "Что делать ? -подумал я - послать за капитаном или самому выходить из этого положения ? Нет, -думаю, - пора справляться самому.."
Послал в колесо матросов и штурвального распилить бревно поперечной пилой. Работа эта затянулась, закончили освобождение колеса примерно через час-полтора. За это время караван барж и пароход снесло течением вниз по реке. Но удачно, потому что здесь был плесовый участок реки. Люди вышли из колеса, я дал машине малый ход, но запоздал дать стоп и буксирный трос лопнул как натянутая струна. К счастью, оборванным концом троса никого из людей не задело. Я, конечно, опешил, но не растерялся. Решил сделать поворот и подойти к передней барже. Конечно, поворот в сплавном массиве бревен сделать было нелегко. Но все же, с передней баржи подали снова буксирный трос, закрепили его на барже, и уже во второй раз выходя на буксир для его натяжения, я дал реверс стоп с малого хода своевременно, не оборвал его и трос натянулся.


Изображение

Буксирный пароход "КОТЛАС" Сухонского речного пароходства. Построен в Перми в 1931 году. Работал до 1971 года.

За пять минут до окончания вахты вышел на мостик капитан. Судно уже шло полным ходом вперед. Он меня, конечно, спросил, почему судно за вахту прошло малое расстояние. Я ему все рассказал о случившемся. Он на мое сообщение, улыбаясь, заметил: "Ну, ты этот случай запомнишь на всю жизнь и больше не порвешь ни одного троса."
Умный и выдержанный был воспитатель и чудесный человек, Михаил Александрович. Многому он научил меня в судовождении. Потом мне это пригодилось на море, на военных кораблях, когда я был командиром на торпедных катерах и на охотнике.
Второй случай. Шли на "СОВЕТЕ" вверх по Северной Двине в районе Пермогорья с тремя баржами уже в ноябре. Видимость была плохая, шел сильный снег. Я стоял на вахте, и как мне тогда была нужна подсказка капитана ! Но он, возможно, спал. У правого берега в этом районе был широкий полой, отделенный от основной реки большой песчаной косой. Из-за снежного заряда я не увидел песчаной косы и завел баржи далеко в полой, поздновато увидел косу. И снова самолюбие не позволило вызвать капитана на мостик. Напряг всю свою память и способности и сумел сделать поворот с тремя баржами в полое. Вышел из полоя, отыскал фарватер и пошел по назначению.
Затем судьба меня связала с обучением предмету "Морское судовождение" в речном училище на многие десятилетия. Сейчас тружусь уже 45-й год.
Пользуясь случаем поздравляю выпускников с 70-летием училища и желаю больших успехов в нелегкой работе на реке.


С.Ф. ЛАТЫНЦЕВ. Преподаватель речного училища. 3 ноября 1990 года.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 13 май 2019, 00:54, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение


Годовой отчет по учебным заведениям Северо-Двинской губернии за 1923-1924 учебный год. Северо-Двинский Рабочий Техникум Водного Транспорта.
Полный курс обучения -3 года.



Уже в ноябре 1926 года Северное Управление Внутренних Водных путей отправляет начальнику С-Двинского Дневного Рабочего техникума ВТ циркуляр ( дело № 347 1-12, л.4) "О реорганизации С-Двинского Рабочего Техникума в единый тип техникумов ВПС". Таким образом положено начало создания единой системы подготовки кадров для морского и речного флота страны.
Начальник техникума ТАРГОНСКИЙ сообщает, что в прошлом учебном году при Техникуме было:
Первый подготовительный класс с числом учащихся 35 человек, первый класс первой ступени судоводительского отделения - 20 учащихся, 3 класс первой ступени судоводительского отделения с количеством учащихся 24 человека, первый класс второй ступени судомеханического отделения -20 человек и первый класс первой ступени судомеханического отделения -20 учащихся. Всего в Техникуме обучалось 128 человек. Отмечается, что большинство учащихся имели большой практический стаж работы на речном транспорте.
Для теоретической части обучения отведено 22 учебных недели, но дата окончания учебных занятий устанавливается в зависимости от начала навигации и полностью в 22 недели уложиться не удается.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Велико-Устюгское речное училище по праву гордится выпускником Речного Техникума периода становления этого учебного заведения. В 1922-1926 годах здесь учился Зосима Алексеевич ШАШКОВ. Юноша из деревни Новинки Сольвычегодского района ( ныне Котласский район Архангельской области) Зосима Шашков успешно закончил Техникум, освоив специальность судоводителя, и уже в 1933 году получил инженерное образование в Ленинградском институте водного транспорта. В 1937 году Зосима Алексеевич был выдвинут директором Горьковского института инженеров водного транспорта. В 1938 году З.А. Шашков назначен заместителем наркома водного транспорта СССР, в 1939 году - народным комиссаром речного флота СССР. До 1961 года З.А. Шашков находился на постах: министра речного флота СССР, министра морского и речного флота СССР, министра речного флота РСФСР. В 1961 -1967 годах З.А. Шашков работает в Госэкономсовете, Госплане СССР, где занимается вопросами планирования развития транспорта, а затем, после выхода на пенсию и до последних дней жизни - Зосима Алексеевич - профессор Московского института инженеров водного транспорта.
Именно имя Зосимы Алексеевича Шашкова носит Велико-Устюгское речное училище и поэтому его питомцы носят гордое имя ШАШКОВЦЫ.


Изображение
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 13 май 2019, 00:57, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Пассажирские пароходы на Северной Двине. 1930-е годы.


В архиве Великого Устюга хранится Доклад о работе Северо-Двинского Рабочего Техникума Водного Транспорта за Первый триместр 1924 -1925 учебного года. Документ 347 -1 - 7 хронологически несколько не укладывается в последовательность изложения нашего материала, но его следует привести для ознакомления с периодом, вероятно, наиболее сложным в становлении Техникума. Нехватка помещений, слабая материальная база. И трудности набора подготовленного контингента учащихся - все это отражено в докладе начальника Техникума. Мы сохраним стиль изложения материала. Это позволит глубже осознать своеобразие периода, понимание педагогическим коллективом Техникума необходимости подготовки грамотных специалистов речного флота для Севера, края, где водный транспорт часто единственный способ доставки пассажиров и грузов на огромные северные расстояния.


"В 1924 -1925 учебном году Северо-Двинский Рабочий Техникум Водного Транспорта вступает в 5-й год своего существования. В начале организации он именовался Профессионально- Технической школой Судоводителей, затем в 1922 году был реорганизован в 4-х годичный техникум.
В настоящем учебном году он имеет 2 отделения: Судоводительское и Судомеханическое, которые, в свою очередь разделяются на две ступени. Первая ступень готовит штурманов 2 разряда и механиков 3 разряда. Вторая ступень - штурманов Первого разряда и механиков Второго разряда.
По своему типу он принадлежит к Рабочим Техникумам, в нем обучаются рабочие-стажисты с производства. В настоящем учебном году Судоводительское отделение имеет в Первой ступени 2 класса: второй и третий, и во Второй ступени - один класс.
В Механическом отделении, открытом только в настоящем году, обучающихся нет, так как среди стажистов не имелось достаточного контингента лиц, отвечающих требованиям для поступления в Первый класс механического отделения.
Ввиду того, что к поступающим в 1-е классы Рабочих Техникумов предъявляются требования об образовании в объеме 5 классов школ Соцвоса, а между тем среди стажистов лиц с таким образованием почти нет, то при Техникуме организован подготовительный класс для поступающих в специальные классы в объеме 5-летней школы. Он обслуживает как судоводителей, так и механиков.
Таким образом, в недалеком будущем Техникум будет иметь 9 классов: 4 - Механического отделения, 4 - Судоводительского отделения и один общеобразовательный класс.
В прошлом учебном году оставалось в Первом спец. классе - 23, во Втором спец. классе -37; из них в настоящем учебном году обучается во Втором спец. классе -20 и в Третьем спец. классе - 30.
Для производства в Техникум приема в настоящем учебном году была организована Приемная комиссия в составе: Районного Инспектора по просвещению на Водном Транспорте, Начальника Техникума, Представителя Союза Водников и Представителя Комитета В.Л.К.С.М.
Было подано заявлений от желающих обучаться в Техникуме: Первый класс механического отделения - 30 шт, Второй класс Судоводительского отделения - 14 шт., в Третий класс Судоводительского отделения - 1, во 2 ступени Судоводительского отделения -35, и в Подготовительный класс - 46, из них - судоводителей -32 и механиков -24.
В Первый класс Судоводительского отделения прием заявлений не производился, т.к. в начале учебного года, в связи с открытием Механического отделения, приема в Первый класс Судоводительского отделения предлагалось не производить."

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение


Апрельский ледоход на Сухоне.


Доклад о работе С-Д Рабочего Техникума... Продолжение.


"По рассмотрении заявлений в приемной комиссии было допущено в Первый класс Механического отделения с испытанием - 14 человек, без испытания - 7 человек, и отклонено 9 человек. Во Второй класс Судоводительского отделения с испытанием принят - 1 человек, без испытания - 1 чел, отклонено- 12. В Третий класс Судоводительского отделения - 1 чел.
Во 2-ю ступень было принято 35 человек, но ввиду разъяснения Цутранпроса, что во 2 ступени могут обучаться лишь лица, имеющие наличие диплома на звание, 17 человек, не имеющие таковых, уволены. При производственном испытании лицам, поступающим в Первый класс Механического отделения, выяснилось, что ни один из них по своей подготовке не удовлетворяет требованиям для поступления в Первый класс.
После совещания Приемная Комиссия, учитывая то обстоятельство, что среди стажистов вообще нет лиц со знанием в объеме 5-летней школы, было постановлено открыть для обоих отделений один подготовительный класс и прием отсрочить до 25 ноября.
В подготовительный класс было подано заявлений как указано выше, от 40.
По рассмотрении заявлений Приемной Комиссией, последней было допущено для поступления в подготовительный класс с испытанием 40 человек, без испытания - 2 чел., отклонено 4 чел.
Кроме того, подавшим заявления для поступления в Первый класс Механического отделения было предоставлено право вновь подвергаться испытаниям для поступления в подготовительный класс.
Следовательно для поступления в подготовительный класс было допущено с испытанием 54 человека и без испытаний - 9 чел. Всего 63 человека.
Так как Северо-Двинский Рабтехникум имеет законный характер, а не местный, то нами были представлены места Вологде и Вятке по 10 мест. Вологда откомандировала 10 человек, а с Вятки не прибыло, т.о. в подготовительный класс было допущено 73 кандидата.
После приемных испытаний результаты выразились в следующем виде: из числа допущенных в подготовительный класс не явилось 7 человек, оказались негодными по медкомиссии 2 человека и неуспешными при приемных производственных испытаниях - 7 человек.
Из оставшихся 47 было зачислено в подготовительный класс слушателями и 9 -кандидатами.
Постановлением Приемной Комиссии норма нагрузки подготовительного класса установлена в 44 человека. Из числа 47 человек принятых в подготовительный класс уволились из класса 7 человек, таким образом в подготовительном классе осталось вновь принятых 40 человек. Остаются на повторительный курс 2 человека и переводятся из кандидатов в слушатели 2 человека, вновь принято - 1.
В настоящее время состав слушателей в Техникуме в подготовительном классе -45 человек, во Втором классе Судоводительского отделения - 20, в Третьем классе - 30 человек и во 2 ступени - 18 человек. Всего 113 человек. Занятия в спецклассах начались 17 ноября, в подготовительном классе - 25 ноября.

В настоящем учебном году произошли изменения в педагогическом персонале, а именно вновь назначен на должность пом. Начальника Соколов С.И., преподаватели Вотчинский, Моргасов и Вячеславов заменены преподавателями Атабековым, Чурбуниным и Комаровым и вновь приглашены преподаватели Полдиев и Чабаевский. Остальные преподаватели остались прежние. Кроме того, еще был уволен преподаватель счетоводства Прахов, но его предмет еще не заменен никем.
Технические служащие остались прежние, принимая во внимание, что в зимний учебный период в канцелярии Техникума создается масса работы, и кроме того имеется по канцелярии Инспектора, то во избежание застоя последней, нанят технический служащий на Зимний период.
На оборудование Техникума в настоящем году отпущено 4000 рублей, но пока в распоряжение Техникума получено около 2000 рублей. Оставшиеся суммы необходимо получить по возможности в скорейшем времени, т.к. иначе задерживается оборудование Техникума.
Все меры к получению Районным Инспектором приняты. На часть полученных денег дан заказ Издательству Советской Мысли на покупку учебников и учебных руководств, часть их уже получена и выдана слушателям на руки.
В настоящее время в библиотеке Техникума насчитывается до 2600 томов книг. Кроме того, из этих средств приобретено оборудование чертежного класса, оборудование уголка Ленина, приобретены карты, диванчики для зала, шкафы и прочий школьный инвентарь, предполагается установка в нижнем этаже электроосвещения, оборудование физического кабинета и проч.
Смета по Техникуму составлена на 1-й квартал в размере 8961 руб. 74 коп. и на 2-й квартал в размере 4581 руб. 56 коп. На содержание личного состава и социального страхования требуется в месяц 1001 руб.99 коп., на социальное обеспечение учащихся испрошены кредиты по 240 руб. в месяц.
Кроме того в смету 1-го квартала включены кредиты на организацию общежития для слушателей в сумме 2600 рублей. В счет сметы пока получены около 4500 рублей, из них 260 руб. на социальное обеспечение и 2000 рублей на оборудование, остальные на зарплату, соц. страхование , хозяйственные и прочие расходы.
Архангельск сообщил, что нашему Техникуму отпущено на соц. обеспечение 120 руб. в месяц. Этого далеко не достаточно.
Первый семестр предполагается закончить в январе месяце, так что выявить успешность учащихся, ввиду непродолжительности занятий не представилось возможным.
Со зданием Техникуму необходимо что-нибудь предпринимать, иначе в будущем учебном году негде будет заниматься.



Начальник Техникума.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение


Великий Устюг. Первое мая 1928 года.

Изображение

Жилищная проблема для работников Техникума в те годы оставалась весьма острой.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »


СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.


Изображение

Пассажирские пароходы в затоне Велико-Устюгского ССРЗ.


В архиве Великого Устюга хранятся списки окончивших 1 и 2 ступень Северо-Двинского Рабочего Техникума Водного Транспорта в 1924-1925 учебном году. Всего в списке Первой ступени Судоводительского отделения 29 учащихся. В списках Второй - 17 человек.

Первая ступень, будущие судоводители. Большинство - из деревень Устюгского уезда Северо-Двинской губернии. Трое - из Великого Устюга. Один - из области Коми. Двое -из Сольвычегодского уезда:

1. АГАФОНОВ Михаил Ефимович. Область Коми. Город Устьсысольск.
2. БЕЛОЗЕРОВ Степан Платонович. С-Двинской губернии Устюгского уезда Нестеферовской волости деревни Деревесниково.
3. БЕЛОВ Петр Михайлович. С-Двинской губернии, Сольвычегодского уезда, Песчанской волости деревни Григорово.
4. БОЛТИНСКИЙ Николай Леонтьевич. С-Двинской губернии, Устюгского уезда, Удимской волости дер. Курцево.
5. БРЮХОВ Александр Андреевич. С-Двинской губ., Устюгского уезда, Страдной волости деревни Порог.
6. БРЮХОВ Анатолий Федорович. С-Двинской губ., Устюгского уезда, Страдной волости деревни Порог.
7. БРЮХОВ Илья Васильевич. С-Двинской губ., Устюгского уезда, Страдной волости деревни Порог.
8. БЫКОВ Николай Александрович. Город В-Устюг.
9. ВАСИЛЬЕВ Григорий Александрович. С-Двинской губ., Устюгского уезда, Богоявленской волости деревни Матфиевской.
10. ГОШЕВ Павел Иванович. С-Двинской губ., Устюгского уезда, Удимской волости дер. Матвеева.
11. ЕРЖЕНИНОВ Анатолий Прокопьевич. Город В-устюг.
12. ЗАГОРОДСКИЙ Прокопий Васильевич. С-Двинской губ., Сольвычегодского уезда, Алексеевской волости дер. Гришинской.
13. ЗИНИН Василий Георгиевич. С-Двинской губ., Устюгского уезда, Приводинской волости дер. Сакушево.
14. КИРИЛОВ Геннадий Евгеньевич. Город В-Устюг.
15. КОЛОМИНОВ Василий Дмитриевич. С-Двинской губ. Устюгского уезда, Вотложемской волости дер. Осокорской.
16. КУНИЦЫН Геннадий Иванович. С-Двинской губ. Устюгского уезда, Страдной волости дер. Белой.
17. МАРКОВСКИЙ Александр Николаевич. С-Двинской губ. Устюгского уезда, Трегубовской волости дер. Шарденьга.
18. МОДАНОВ Зосима Константинович. С-Двинской губ. Сольвычегодского уезда, Андреевской волости дер. Уткино.
19. НАГИХ Николай Пантелеймонович. Город В-Устюг.
20. ПОНОМАРЕВ Василий Георгиевич. С-Двинской губ. Сольвычегодского уезда, Вешкурской волости дер. Рогозихи.
21.ПОПОВ Александр Аркадьевич. С-Двинской губернии, Устюгского уезда, Страдной вол.,деревни Лодейки.
22. ПАУТОВ Михаил Дмитриевич. С-Двинской губ. Устюгского уезда, Приводинской волости, дер. Поповской.
23. СУХАРЕВСКИЙ Иван Павлович. С- Двинской губ. Устюгского уезда, Удимской волости, дер. Пускино.
24. СЫЧЕВ Василий Павлинович. Город В-Устюг.
25. ТЕЛЕГИН Илья Михайлович. Город В-Устюг.
26. ТЮШЕВ Иван Николаевич. С-Двинской губ. Устюгского уезда, Удимской вол., дер. Куминхи (?)
27. ТЮШЕВ Инокентий Евгеньевич. С-Двинской губ. Устюгского уезда, Удимской вол., дер. Курцево.
28. ЧУРКИН Георгий Викторович. С-Двинской губ. Сольвычегодского уезда, Воробинской волости, дер. Нименды.
29. ЯКИМОВ Никофор Николаевич. С-Двинской губ. Никольска Утмановской волости деревни Воловец (?).



Публикуя эти списки мы надеемся, что имена первых учащихся Техникума времен его становления могут быть интересны потомкам жителей деревень, из которых малограмотные крестьянские парни ушли получать знания для работы на реках Севера. Многие из этих молодых людей стали специалистами речного транспорта и участвовали в становлении водных перевозок по Сухоне, Северной Двине, Вычегде, по другим северным рекам. Это уже значительно позднее, в послевоенный период Техникум, ставший речным училищем, получил известность далеко за пределами нынешних Вологодской и Архангельской областей. Тогда, как видим из списков, практически все питомцы Техникума - из жителей деревень недальних, из Устюгского и соседних уездов. Будем помнить их имена, имена людей некогда учившихся и работавших на буксирных и пассажирских пароходах северных рек.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Великий Устюг. Сухона. Ледоход.


Списки учащихся, окончивших вторую ступень судоводительского отделения в 1924-1925 учебном году значительно меньше. Всего 17 человек. Большинство, как и учащиеся первой ступени- из Устюгского уезда. Один - из Великого Устюга. И один -из соседней Вятской губернии. На реке Вятке тоже нужны судоводители.


1. БРЮХОВ Иван Григорьевич. С-Двинской губ. В-Устюгского уезда, Страдной волости деревни Порог.
2. ГОЛЫШЕВ Михаил Петрович. С-Двинской губ.Устюгского уезда Забелинской вол. деревни Кузнецова.
3. ГОРСКИЙ Василий Лукич. С-Двинской губ. Устюгского уезда Удимской вол.Васильевского общества, деревни Павловской.
4. ДОЛГОПОЛОВ Александр Павлович. С-Двинской губ. Сольвычегодского уезда, Песчанской волости, деревни Рогозины.
5. ЕРЕМИН Николай Андреевич. Вятской губ. Орловского уезда, села Истобенска.
6. ЕРЖЕНИНОВ Дмитрий Михайлович. С-Двинской губ. В-Устюгского уезда Забелинской вол. дер. Федотовская.
7. КУЗНЕЦОВ Александр Григорьевич. С-Двинской губ. В-Устюгского уезда Забелинской вол. деревни Мыска.
8. КУЗНЕЦОВ Иван Леонтьевич. С-Двинской губ. Устюгского уезда Забелинской волости дер. Усова.
9. КУЗНЕЦОВ Федор Платонович. С-Двинской губ. Устюгского уезда Забелинской волости, деревни Усова.
10. ЛЕБЕДЕВ Георгий Тихонович. С-Двинской губ. Устюгского уезда Забелинской волости, дер. Вершины.
11. МЕЗОВЦЕВ Павел Дмитриевич. С-Двинской губ. Устюгского уезда Забелинской волости, дер. Петровская.
12. НЮХИН Александр Алексеевич. С-Двинской губ.Устюгского уезда Удимской волости, дер. Словенское.
13. ПАТЮКОВ Иван Степанович. С-Двинской губ. Устюгского уезда Забелинской волости, дер. Средней-Петровской.
14. ПАУТОВ Петр Васильевич. С-Двинской губ. Устюгского уезда, Приводиской волости, дер. Кузнецова.
15. ПРОТАСОВ Николай Григорьевич. С-Двинской губ. Устюгского уезда, Забелинской волости, дер. Кон... ?
16. СОКОЛОВ Борис Тихонович. Город В-Устюг.
17. ТРУФАНОВ Василий Петрович. С-Двинской губ. Устюгского уезда, Забелинской волости, дер. Фаустово.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение


Путейский пароход "Холмогоры" 1901 года постройки. Место постройки - Коломна. Мощность - 110 л.с. Ранее назывался "Ангарец".

Изображение

СЫЧЕВ Василий Павлович не прошел медицинскую комиссию как судоводитель по зрению. Решение руководства об отказе выдать ему рабочий диплом штурмана..

Изображение

Преподаватель Техникума АТАБЕКОВ Г.С. командирован в Москву. На руках совсем незатейливый документ.

Ответить