Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Общаемся здесь на любые темы.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение


Восьмого апреля 1925 года Техникум, как и все губернские средние специальные учебные заведения страны, получил циркуляр ОНО ( Отдела Народного Образования) о предоставлении годового отчета о работе в истекшем учебном году. К документу прилагалась форма отчета и СПИСОК ВОПРОСОВ, на которые необходимо было ответить руководству Техникума. Для понимания уровня работы Техникума в тот период, приведем перечень вопросов, тем более, что перечень этот в дальнейшем менялся мало .


Список вопросов, на которые надлежит дать ответы в годовом отчете.

1. Полное наименование учебного заведения.
2. Адрес ( почтовый и телеграфный).
3. Время открытия учебного заведения.
4. Время, характер и причины последующих изменений.
5. Число и наименование отделений.
6. Сведения о движении учащихся. Число окончивших ( Ведомости №№ 1, 4, 5)
7.Сведения об учебной жизни: начало и конец занятий, время и продолжительность классных, лабораторных и практических занятий ( расписание по триместрам); перерывы и причины их.
8. Сведения о посещаемости учащимися занятий теоретических и практических в %.
9. Сведения о числе уроков ( в часах), данных и пропущенных преподавателями.
10. Сведения об экскурсиях соответственно изучаемой специальности.
11. Жизнь и работа учащихся: общие собрания, работа исполбюро, академической секции, клуба, кружков; работа в Совете техникума и его секциях, учебном и хозяйственном бюро, в предметных и комплексных комиссиях и т.п.
12. Сведения об общих собраниях Совета, его секций, общих собраниях учащихся и служащих, о заседаниях учебного и хозяйственного бюро, предметных и комплексных комиссиях и т.п.
13. Сведения об административном, педагогическом и техническом персонале с указанием образовательного ценза, педагогического и производственного стажа. При первом отчете прилагается поименной список согласно ведомости № 6; в последующих только сведения о происшедших за год изменениях по ведомости № 2.
14. Связь учебного заведения с органами НКП, ГПФ, и РКИ: посещения представителями их с ревизионными целями и их отметки о результатах ревизии.
15. Сведения о доходах и расходах техникума за год по источникам и литерам согласно ведомости № 3.
16. Сведения о недвижимом имуществе. При первом отчете надлежит дать сведения с указанием размеров, назначении, стоимости с приложением планов; в последующих только изменения в составе недвижимого имущества за год.
17. Сведения о движимом имуществе и инвентаре. При первом отчете - подробные данные о библиотеке, кабинетах, лабораториях, мастерских, учебно-показательных заводах, фермах ( механическое оборудование их, сельско-хозяйственный и живой инвентарь); в дальнейших отчетах можно ограничиться только указаниями стоимости приобретенного и выведенного в расход инвентаря.
18. Сведения о выданных стипендиях и о других видах материальной помощи учащимся ( общежитие, емкость его, питание и т.п.).
19. Введен ли утвержденный ГУС-ом учебный план, какие отступления и изменения допущены в действующем учебном плане с указанием причин этих отступлений.
20. Какие методы преподавания применяются по специальным и общеобразовательным предметам, применялся ли лабораторно-исследовательский, активно -трудовой метод, метод семинарий и т.п., и какие достижения.
21. Имеются ли производственные мастерские и другие учебно-вспомогательные предприятия, их состояние, емкость.
22. План работы в них и его выполнение.
23. Как проводилась летняя практика, инструкция для нее ( в копии) и результаты.
24. Как поставлена поверка знаний учащихся.
25. Поверка знаний окончивших, состав квалификационных комиссий, оценка ими знаний окончивших.
26. Куда направляются окончившие. Поддерживается ли связь с окончившими ранее.
27. Запрашиваются ли предприятия, в которых работают окончившие учебное заведение, об их работе, подготовленности и т.п. и каковы их отзывы.
28. Общественная работа учащихся, связь с советскими, партийными и профессиональными организациями, связь с населением города и деревни и в чем эта связь выражается ( шефство и т.п. )


Изображение

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.


Изображение

Великий Устюг. Мастерские Кузино.

25 сентября 1926 года состоялась Всесоюзная Конференция по профтехническому образованию. Был установлен единый тип техникума водных путей сообщения, как по морскому, так и по речному транспорту для судоводительской и судомеханической специальности.
В нескольких техникумах сохранили подготовительные классы. Прием в такие классы проводился на базе 5 классов общеобразовательной школы. В подготовительные классы принимались исключительно стажеры, причем стаж речного плавания определялся 5 навигациями для судоводителей и 24 месяцами работы и одной навигацией плавания для механиков.
Из циркуляра, находящегося в архиве Великого Устюга ( дело Р-347-1-12, листы 3-4) можно узнать, что в это время техникумы водного транспорта работают в Херсоне, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Перми, Киеве и Благовещенске. И, разумеется, в Великом Устюге. В Ленинграде, Одессе и Архангельске, Баку, Владивостоке специалистов морского флота готовят соответствующие техникумы.



В Архангельске 18-22 октября 1926 года прошло Плановое Совещание Отдела Просвещения Водного Транспорта. Присутствовали: Начальник Отдела ЛАВАЛЬСКИЙ, Инспектор Профобра ВИНОГРАДОВ, Инспектор - Представитель ВЛКСМ ЛЕВИН, Инспектор-Организатор ЖИЛИН, Губоно - МОСОРИН, Севрайкомвод - ЛЕМЕХОВ, Сев. Речное Пароходство - ДЕМЬЯНОВСКИЙ, Арх. Морской Техникум - ПАВЛОВ, ОЗД Севводздравотдела МИРОЧНИК, С.П. Севводздравотдела - КУЗИН, Севводпуть- КМИТА, Начальник С-Двинского Техникума - ТАРГОНСКИЙ.

Изображение

Набережная Сухоны. Великий Устюг. Зима.


По первому вопросу Совещания выступил начальник С-Двинского Техникума тов. ТАРГОНСКИЙ. В прошлом учебном году при Техникуме было: I класс подготовительный с числом учащихся 35 человек, I класс Первой ступени судоводительского отделения - 20 человек, 3 класс Первой ступени судоводительского отделения - 24 человека, I класс Второй ступени судоводительского отделения - 26 человек и I класс Первой ступени судомеханического отделения - 20 человек. Всего обучалось 128 человек. Большинство учащихся с большим практическим стажем. Время начала и окончания учебных занятий устанавливается в зависимости от окончания и начала навигации, поэтому немного не вырабатываются положенные 22 учебные недели.
В Техникуме имеются кабинеты: физический, естественно-географический, кабинет механики и черчения. Техникум остро нуждается в литературе по специальным предметам.
В то же время начальник Техникума отмечает, что подчиненное ему учебное заведение "оборудовано необходимыми приборами сносно ".
Оценено как удовлетворительное состояние здания, где находился тогда Техникум. Количество мест в общежитии - 18.
Как "сносное" отмечено и материальное положение учащихся, все они получают стипендии " при содействии П/райкомвода и при отзывчивости Хозорганов". Небольшое число стипендий выделяет Отдел Просвещения.
Далее начальник Техникума сообщает:
"Учащиеся принимают активное участие в заседаниях Школьного Совета. Взаимоотношения с администрацией хорошие. Также они активно участвуют в общественно-практической работе. Более половины их состоит членами в Местном Клубе водников и работают там в разных кружках.
Переподготовка преподавателей проводится. В учебное время было организовано 4 цикловых комиссии: а( производственная; б) математическая; в) обществоведческая; г) естественно- историческая. Эти комиссии вели методическую работу. Подбор преподавательского персонала соответствует своему назначению.
Успешность учащихся нормальная.
В отчетном году окончило:
Судоводительское отделение Первой ступени - 23 учащихся.
Судоводительское отделение Второй ступени - 19 человек.

После окончания учебного года все учащиеся находятся в плавании. Для лучшей работы в учебной части, проводимой в плавании, необходимо бы распределять учащихся на суда группами, дабы иметь возможность их инструктировать. Также бросить часть учащихся в плавание на Волгу. В этом году этого сделать не удалось."

В прениях выступающие отметили, что "Техникум не имеет достаточного набора арматуры для черчения, что ненормально". было упомянуто о нехватке постоянных преподавателей, учебной литературы, проблеме распределения учащихся на практику. Говорили о направлении практикантов на Волгу, что организовать непросто.
Работа администрации Техникума была признана удовлетворительной.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 01 ноя 2019, 17:36, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.



Изображение

В 2008 году в Архангельске вышла книга "Голубые дороги Поморья" - достаточно подробное исследование по истории Северного речного пароходства. Монография приурочена была к 150 летию Северо-Двинского пароходного общества. Датой создания С-ДПО считается 3 октября 1858 года. В этот день российский император Александр Второй подписал Устав общества.
В книге "Голубые дороги Поморья" учебным заведениям бассейна: речным училищам в Великом Устюге и Лименде отведено, к сожалению, всего несколько страниц, но в повествовании о Велико-Устюгском речном училище ( техникуме до 1947 года) на данное издание ссылаться мы будем достаточно часто: училище готовило кадры и для Сухонского и для Северного речного пароходства. Да и сам судоремонтно-судостроительный завод в Великом Устюге отнесен был к предприятиям Северного РП.
Как мы узнали из притокола Планового Совещания Отдела Просвещения Водного транспорта, техникум в Великом Устюге прилагал усилия для отправки практикантов на Волгу. Ответ на причины этого дает книга "Голубые дороги Поморья". Все дело было в том, что в 1920-е годы флот Северной Двины, Вычегды, Сухоны находился далеко не в том состоянии, в котором он пребывал до событий 1917-1919 годов. Особенно пострадал флот Северной Двины во время боевых действий против английских кораблей, пытавшихся прорваться вверх по реке.
Так, в навигацию 1921 года у Северного облвода работало только 34 грузопассажирских, 92 буксирных и 360 несамоходных судов. ( указ. соч. с.81)
В навигацию 1922 года на реках Севера работали 27 грузопассажирских, 61 буксир и 286 непаровых судов. ( указ. соч. с. 82) К сожалению, формулировка "на реках Севера" не позволяет уточнить сколько судов работали на Северной Двине и Вычегде, но снижение количества единиц флота - налицо.
В 1923 году была проведена реорганизация управления водным транспортом и центр управления речным флотом переместился из Великого Устюга в Архангельск, что создало дополнительные проблемы в восстановлении и укреплении базы флота. Кстати, как мы видим из монографии "Голубые дороги Поморья" ( стр.83), Северное государственное речное пароходство в тот период делилось на Архангельскую, Вологодскую, Котласскую и Устюгскую конторы, Устьсысольское, а с июля 1924 года и Печорское агенства. Сухонское пароходство было создано в 1938 году, Печорское - в 1932 году.
И тем не менее, мест для практикантов не хватало. Впрочем, аргументом для отправки стажеров на Волгу мог быть и более высокий уровень теоретической подготовки волжских судоводителей и судомехаников. Как известно, судоводителей и судомехаников уровня техникума готовили в Нижнем Новгороде и Рыбинске еще до 1917 года, в то время как на Севере в то время не было ни одного подобного учебного заведения.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 18 сен 2020, 23:59, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Судоремонтные мастерские в Великом Устюге. Дата съемки неизвестна.

Изображение


Папка, содержащая переписку с Сев. Упрводом в 1926-1927 учебном году достаточно объемна. В левом верхнем углу папки видим штампик "Велико- Устюгский речной техникум", поставленный в начале 1930-х годов, когда Техникум снова переименовали. В пользу этого - адрес техникума: Площадь Коммуны 7. Этот адрес появился у техникума, когда учебное заведение переехало в новый корпус, в тот, где речное училище находится и в настоящее время.


Мы уже касались содержания доклада Начальника Техникума и планирования работы на учебный год. Представляет интерес хранящийся в вышеупомянутой папке годовой план работы на 1926-1927 учебный год. Здесь - должностные обязанности Начальника и его Помощника ( так в то время называлась должность заместителя). Далее - подробно расписаны обязанности группового старосты и групповой тройки- актива группы, в чьи обязанности входил учет опозданий и пропусков занятий с регистрацией в классном журнале и выявлением причин нарушений. Кроме того староста и тройка актива отвечали за поддержание порядка и чистоты.
Староста общежития отвечал за порядок в здании общежития. Все решения актива оформлялись протоколами.

Занятия в Техникуме начинались в 9 часов. Продолжительность одного урока- 45 минут, после чего следовал 10 -15 минутный перерыв. Всего расписание содержало 7 уроков, седьмой урок заканчивался в 15 час.20 минут.
Особо строго администрация Техникума спрашивала с учащихся за опоздания и пропуски занятий без уважительных причин.Если без уважительных причин в течение полугода было пропущено 20 занятий, ( или 30 занятий в течение учебного года), учащийся из Техникума исключался.


"Каждый пропуск и опаздывание на уроки должно быть оправдано документально. К борьбе с пропусками и опаздываниями на уроки учащихся, помимо администрации Техникума и Школьного Совета, привлекаются: групповые тройки и профком. Следует отметить, что в С-Двинском Рабводтехникуме, как пропуски уроков, так и опаздывания, массового характера не носят и места почти не имеют ( 2% - 3 % )", - отмечает начальник Техникума в своем Годовом отчете.

Отдельно оговариваются пользование телефоном учащимися ( только с разрешения администрации), отлучки учащихся из Техникума ( лишь по уважительным причинам и лишь с разрешения администрации), курение только в отведенных местах и другие нормы общественной жизни Техникума.

Отдельным пунктом оговаривается внутренний режим школьной жизни. Начальник Техникума отмечает, что "детализировать и регламентировать" эту сторону работы вверенного ему учебного заведения трудно.
Определяется как наиболее важное звено работы педколлектива и администрации "не делая никаких отступлений, могущих вредно отразиться на правильной работе в школе, держать курс на действительно товарищеские отношения преподавательского и ученического персонала."


Отметим, что в этот период учащихся даже в официальных документах называют учениками, а учебное заведение - школой. Еще не отработана терминология обозначения особенностей среднего профессионального учебного заведения, да и назвать Техникум средним учебным заведением в 1920-е годы сложно, учитывая, что образование пять классов для поступления в Техникум считалось хорошей базой знаний. В современном временном объеме учащиеся - выпускники, даже прослушав четырехлетний курс, получали образование девятилетнее.

В то же время, знакомясь с документами дела 347-1-12 из архива Великого Устюга, мы видим, как развивается Техникум, как напряженно работает администрация и педагогический коллектив. Это позволит через несколько лет С-Двинскому Техникуму Водных путей, будущему знаменитому на всю страну Велико-Устюгскому речному училищу, выйти на уровень лучших средних специальных учебных заведений водного транспорта .
И Начальник Техникума уже в 1926 году сообщает: "Важно поддерживать постоянный контакт с ученическими организациями. В работе методической комиссии обязательно должен участвовать представитель учащихся".
Начальник Техникума обязан контролировать комиссию по распределению пособий и стипендий. Ведь в то трудное время, как следует из документов, стипендии, при их очень скромном размере, получали далеко не все учащиеся.
Как положительный момент отмечается, что с производственной практики учащиеся приходят "достаточно сознательными и дисциплинированными"
Поэтому и в дальнейшем важно развивать связи с производством, предлагается создать т.н. "бюро связи" для привлечения производственников к работе с практикантами-учениками. Эта работа анализируется через заключения производственников в "Путевых журналах учащихся" - документах, в наше время именуемых "Отчетами о плавательской практике", которые тоже подписывала администрация судна .

Последний раз редактировалось Vitalis Merta 09 апр 2019, 23:01, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Старый Великий Устюг. Вид на город.


Из Годового плана работы Техникума на 1926-1927 учебный год. Продолжение.

"По учету работы учащихся ведутся особые журналы, где отмечено число уроков по расписанию и число данных уроков в каждом классе отдельно, содержание урока, метод проработки."
Учебная часть контролировала эти журналы и следила за правильностью их ведения. Оценка знаний производилась путем краткой характеристики с обязательным выводом. Позднее эта достаточно трудоемкая система оценки каждого учащегося была упрощена до выставления оценки по пятибальной системе, но во второй половине 1920-х годов требовалось указывать усвоил или не усвоил конкретный учащийся тему урока, успевает или не успевает данный учащийся.
Оценки выставлялись по триместрам: 1-й триместр: 01 ноября - 20 декабря; 2-й триместр: 21 декабря - 15 февраля; 3-й триместр: 16 февраля - 01 апреля.
Каждый преподаватель разбивал материал изучаемого курса на три части, ориентируясь на эти временные периоды.


Предусмотрен пункт "Учет работы Школьных Советов, Цикловых комиссий, Санитарной комиссии, общих собраний учащихся".

Важное значение имел вопрос санитарного благополучия в Техникуме. В стране нередки были вспышки эпидемий, низкой оставалась общая санитарная культура населения. Водный транспорт традиционно был местом более высокой культуры среды обитания. немаловажное значение играло традиционное понятие "флотский порядок". Однако, как мы уже видели из списков поступающих в Техникум, учащимися становились вчерашние крестьяне из отдаленных деревень, и сделать из них специалистов речного флота, людей флотской культуры было крайне важно. Как видим из документа, с началом учебного года в Техникуме создавалась Санитарная комиссия. В нее входили учащиеся от каждого класса, врач, и что немаловажно, Начальник Техникума и его Помощник (Заместитель).
Предусматривалось проведение агитационных мероприятий, докладов, т.н. "летучек", постоянная разъяснительная компания по вопросам санитарии, "общий присмотр за санитарным состоянием школы и общежития".
Очевидно, что все это было актуально, ведь и ношение верхней одежды, головных уборов в помещениях необходимо было решительно пресекать, и плевки на пол искоренять из привычного и в более поздние времена деревенского обыденного обихода. Даже плевательницы в каждом помещении Техникума в то время были нелишними, и даже, судя по включению их в планирование как необходимый атрибут учебной среды, обязательными.
Все нужно было учитывать Санитарной комиссии: и наличие питьевой воды, полотенец, мыла в умывальниках, и выполнение пункта запрета курения в местах, кроме специально для этого отведенных. А еще Начальнику необходимо было решать вопросы оплаты работы обслуживающего врача, и обязательные медицинские осмотры в начале учебного года были необходимой частью санитарного, а точнее - медицинского благополучия в Техникуме.


Совершенствуется учебно-методическая работа в Техникуме. Начальник Техникума В.П.Таргонский прилагает к общему годовому плану на 1926-1927 учебный год учебный план, где отмечается, что программы по предметам составляет каждый преподаватель до начала учебного года, согласует их в цикловых методических комиссиях и знакомит с этими программами учащихся в начале учебного года.

Наиболее распространен вопросно-ответный метод проработки програмного материала. Этот метод "втягивает по возможности наибольшее число учащихся в ответы". Кроме того, проводятся лабораторные занятия.
Домашние задания используются, как способ закрепления изученного, но "увлечения в этой области недопустимы и к домашним заданиям следует подходить осторожно". Руководство Техникума осознает, что большая часть учащихся еще не обучена работать самостоятельно и отсюда - "осторожный подход" к тому, что в учебном компоненте отнесено к домашним заданиям.
В вопросе переподготовки преподавателей наблюдаем обязательное условие: занятия с преподавателями охватывают не только производственные знания, но и политическую подготовку. Отметим, что в планировании Начальника Техникума повышение квалификации педагогов первостепенным указано производственное обучение, а затем уже - политическое.
Касательно библиотеки Техникума можно сказать. что ситуация с обеспечениями учебниками достаточно удовлетворительная. Учащемуся разрешено иметь на руках не более 3-х книг, оговаривается, что это правило не распространяется на учебники. Они есть у каждого учащегося и выдаются на весь учебный год.
Конечно же не позабыта традиционная в течение всего советского периода Ленинская Комната, или Ленинский Уголок в отдельной комнате, где сосредоточена литература и пособия "по ленинизму". Предлагается и планируется выпуск стенной и живой газеты, подготовка спектаклей, вечеров, показ т.н. "туманных картин" ( изображения на светлом экране при помощи проэкционного фонаря )
Учитывая краткость учебного года предлагается выпустить 3 - 4 стенные газеты и две "живые газеты". Лекции и доклады планируется приурочивать к революционным годовщинам. Важный момент: докладчиками предлагается использовать учащихся. Естественно, подготовка доклада положительно влияет на кругозор будущих командиров речного флота.
Вероятно, имела место тяга учащихся заниматься в предметных кружках, т.к. оговаривается возможность для каждого учащегося заниматься не более, чем в двух кружках.



Несомненный интерес представляет "Смета на расходы по содержанию С-Двинского Техникума Водного Транспорта на второй квартал 1926-1927 учебного года." Этот документ приведем для ознакомления в его копии с подлинника.

Изображение

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Пассажирский пароход "Н.А.НЕКРАСОВ" у пристани Топорня на Сухоне".

В объяснительной записке к смете есть интересная информация финансового характера. Так, техперсонал Техникума получает ставку по первому разряду, это 10 рублей 15 копеек. Семнадцать учащихся получают стипендии. Каждая стипендия это 20 рублей. Дрова стоят 18 рублей за кубометр, электроэнергия - 38 копеек за киловатт. Не указана сумма, которую Техникум использует на наем помещений, нет информации о зарплате преподавателей и администрации: Начальника и его Заместителя.
на первое января 1927 года в Техникуме 106 учащихся.

Пункт "Снабжение литературой" содержит сведения о периодике, которая поступает в Техникум. Это газеты "Правда", "Известия ВЦИК", местная "Советская мысль". Журнал "Огонек", "Учительская газета", журналы "На вахте", "Водный транспорт" и "На путях к новой школе". Всего на полугодие на периодику запланировано 31 рубль 95 копеек.

Не менее интересная информация -в "Отчете за Первый квартал ( октябрь -декабрь ) 1926-1927 учебного года. На первое октября 1926 года Техникум имел:
Первый класс первой ступени судоводительского отделения.
Второй класс первой ступени судоводительского отделения.
Второй класс первой ступени судомеханического отделения.
"В связи с распоряжением Путранпроса о необходимости провести .. частичную реорганизацию Рабводтехникумов в Техникумы нормального типа, Отдел Просвещения разрешил открыть при С-Двинском Рабводтехникуме младший и старший подготовительные классы , которые должны в будущем пойти по нормальному Техникуму..."
Был также укомплектован Первый класс второй ступени судоводительского отделения Рабводтехникума. Таким образом в октябре-декабре в Техникуме было 6 классов...

"В 1926-1927 учебном году было подано во все классы заявлений от 102 человек", -отмечено в Отчете.
Из вновь подавших принято:
1. В младший подготовительный класс - 22 человека.
2. В старший подготовительный класс - 5 человек.
3. В Первый класс второй ступени судоводительского отделения - 24 человека.
Отказано в приеме 51 человеку.
К началу учебы на 4 ноября 1926 состояло всего 120 человек. За октябрь - декабрь 1926 года выбыло 14 учащихся и на 01 января в Техникуме числилось 106 учащихся.

Изображение


Личная карточка учащегося С-Двинского Техникума ВТ.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 04 апр 2019, 23:39, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Перекат Опоки на Сухоне. Семьдесят пять километров от Великого Устюга выше по течению.


Смета расходов по содержанию С-Двинского Техникума ВТ.." Продолжение.

Данные о распределении учащихся по возрасту:

18 лет - 3 человека;
19 лет - 10 человек;
20 лет - 7 человек;
21-25 лет - 41 человек;
свыше 25 лет - 45 человек.

Распределение по партийности:

Члены и кандидаты ВКП (б) - 9 человек.
Члены ВЛКСМ - 20 человек.

беспартийные - 77 человек.

Отмечено, что ячейки ВКП (б) в Техникуме нет и учащиеся-коммунисты состоят на учете при ячейке Михайловского затона. Ячейка ВЛКСМ - имеется.

Распределение учащихся по специальности ( имеется ввиду плавсостав, т.н. стажеры):

Матросов - 16 человек.
Боцманов - 9 человек.
Штурвальных - 32 человека.
Помощников штурвальных - 6 человек.
Помощников командира - 12 человек.
Командиров - 2 человека.
Кочегаров - 11 человек.
Масленщиков - 8 человек.
Помощников машиниста - 5 человек.
Судоходный старшина - 1 человек.
Учеников машинной команды - 3 человека.
Вахтер - 1 человек.

Распределение по социальному происхождению:

Крестьян - 69 человек.
Рабочих - 27 человек.
Детей служащих - 9 человек.
Прочих - 1 человек.

Распределение учащихся по месту службы :

С рек Северного бассейна: 95 учащихся.
С рек Волжского бассейна: 11 учащихся.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Наклонная паровая машина колесного парохода.


О приеме учащихся в С-Двинской Техникум ВТ в 1926 году.( Из материалов архивного дела № 347-1-12, Л-10).

"Прием учащихся в Техникум производился местной приемной комиссией в составе: Начальника Техникума В.П.Таргонского, Пом. Начальника Г.С.Атабекова, представителя от Подрайкомвода Н.Л. Тюкавина и представителя от ВЛКСМ т. Труфанова. Всего заседаний Местной Приемной Комиссии было три: 24 октября 1926 года, 2 ноября 1926 года, 10 ноября 1926 года. Местная Приемная Комиссия в первых заседаниях своих, рассматривая заявления о поступлении в Техникум и документы, приложенные к заявлениям: а) допускала к испытаниям тех, кто имел на это право;
б) отказывала в приеме или в допущении к испытаниям другим;
в) принимала без испытаний тех, кто по своим документам имел на это право ( комплектование второй ступени судоводительского отделения).
В последующих заседаниях Местная Приемная Комиссия рассматривала результаты производившихся испытаний, зачитывая письменные работы и знакомясь с устными ответами поступающих ( на эти заседания были приглашены преподаватели, проводившие испытания) и выносила то или иное решение о приеме или отказе в приеме державших испытания.
Приемные испытания производились с 25 октября по 9-е ноября. Образцы письменных работ учащихся, поступавших в Техникум, равно и характерные их ответы своевременно были пересланы в Отдел Просвещения.
Все вновь поступившие в Техникум были подвергнуты медицинскому освидетельствованию в амбулатории водников. Кроме общемедицинского осмотра производилось исследование профессиональной годности вновь поступающих ( с учетом специальностей судоводительской и судомеханической).
Производился также осмотр зубов и отметки о тех, кто нуждался в лечении.
Особо следует отметить с каждым годом понижающийся уровень общего общего развития и знаний поступающих водников- стажистов. Особенно бросается в глаза слабая грамотность и слабая ориентировка в арифметических действиях."

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Пароходы на Сухоне.

О начале занятий и состоянии учебного процесса в С-Двинском Техникуме ВТ в 1926 -1927 учебном году.( Из материалов архивного дела № 347-1-12, Л-11-15).


Из документов отчета видно, что плановое время занятий ( 22 недели ) выдерживается с трудом: Начальник Техникума объясняет задержку начала занятий завершением навигации: членам экипажа- учащимся Техникума нет возможности оставить суда до их постановки на зимовку в затоны, поэтому большая часть учащихся на занятия вовремя не является.
Оговаривается время каникул с 24 декабря по 01 января. "Отказаться совершенно от зимних каникул не представляется возможным, т.к. осенью учащиеся явились в Техникум прямо с пароходов и им надо было побывать дома, чтобы запастись хлебом, продуктами и даже одеждой", - сообщает Начальник Техникума.

Как положительный аспект работы Техникума можем отметить, и это оговаривается в отчете, что Техникум работает в одну, дневную смену, вечером функционируют только кружки. Ранее по вечерам в помещениях Техникума проводились курсовые занятия по подготовке кочегаров и других рядовых специалистов для флота. В отчете об этих занятиях говорится как о нежелательной дополнительной нагрузке на администрацию и технический персонал. Вероятно, слушатели курсов в плане соблюдения чистоты и порядка доставляли Техникуму изрядно хлопот.

В той части отчета, которая посвящена учебному плану отмечается, что значительных отклонений нет. Лишь, по- прежнему, исключено из плана изучение английского языка. Современному читателю сие может показаться невозможным, но аргументы администрации и Совета Техникума достаточно убедительны: при том, что учащиеся и русским литературным языком владеют слабо, "в условиях жизни глухого Севера преподавание иностранного языка нецелесообразно. Учащиеся Техникума, плавая по глухим северным рекам ( Двина, Сухона, Вычегда, Печора ) практически абсолютно им не пользуются и быстро его забывают.."
Это изменение значится "единственным значительным отступлением от учебного плана Цутранпроса".

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Великий Устюг. Улица Пушкариха.

О методах школьной работы и учете успеваемости учащихся в С-Двинском Техникуме ВТ в 1926 -1927 учебном году.( Из материалов архивного дела № 347-1-12, Л-11-15).


В отчете Техникума отмечается значительное пополнение библиотеки в прошлом учебном году книгами. Как один из методов школьной работы приводится пример организации экскурсий в Михайловский затон учащихся судоводительской специальности.
В 1925-1926 году в Техникуме были впервые организованы цикловые методические комиссии. В трех цикловых комиссиях удалось объединить все предметы учебного плана. "Заседания комиссий носили систематический, а не случайный характер, протоколы комиссий пересылаются в Отдел Просвещения. Заседания проходят в обстановке весьма оживленного обмена мнениями", - отмечено в отчете.

Есть в отчете ( лист 13) любопытный подзаголовок: "О задавании на дом". И сразу же сообщается, что "домашние работы легализованы". Вероятно, ранее в силу разных причин, таковые не практиковались. Теперь же "задания на дом производились по большинству предметов. .. домашняя работа сводилась к проработке на дому учащимися пройденного в классе."
Вопрос о домашних работах учащихся был в отчетном квартале предметом особого обсуждения Педагогического совета. "В классах, в коих по учебному плану часовая нагрузка велика ( Второй класс первой ступени механического отделения)- там задания на дом делаются осторожнее и в меньшей мере, чем в классах, где по учебному плану часовая нагрузка не так значительна".

Учет посещаемости учащимися занятий ( это уже отмечалось) ведется по отдельным классам, - сообщается в отчете. - Причем, учет ведут сами учащиеся, а точнее, инициативные групповые тройки. Формы учета - типовые. данные Цутранпросом.
В отчетный период пропуски учащимися занятий по классам следующие:
1. Младший подготовительный класс - 1,5 %.
2. Старший подготовительный класс - 3,5%.
3. Первый класс первой ступени судоводительского отделения - 1,9%.
4. Второй класс первой ступени судоводительского отделения - 3,1%.
5. Первый класс второй ступени судоводительского отделения - 4,1%.
6. Второй класс первой ступени судомеханического отделения -3,3%.

В основе учета работы учащихся лежало собеседование с ними в процессе проведения учебного курса предметов. Устраивались также письменные работы по русскому языку и математике. Зачетов, как таковых, не было. На неуспевающих учащихся давались характеристики, "в которых объяснялись причины их неуспешности".
Любопытны цифры успеваемости по отдельным предметам и классам. В отчете перечислены изучаемые в классе ( позже понятие "класс" заменили термином "курс"), дисциплины.

Младший подготовительный класс:
Русский язык - 87 %. Арифметика - 63%. Алгебра - 79%. Геометрия - 89%. Физика - 89 %. Природоведение - 100%. География - 89%.

Старший подготовительный класс:
Русский язык - 80%. Арифметика - 100%. Алгебра - 81%. Геометрия - 69%. Физика - 100%. Природоведение - 88%. География - 100%. Рисование - 100%.

Ответить