Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Общаемся здесь на любые темы.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Шашковцы.

Изображение

На самом северо-востоке нынешней Вологодской области есть древний город, белокаменными строениями украсивший за долгие века существования левый берег красивейшей и своенравной северной реки Сухоны. Город Великий Устюг ныне известен всей стране, как умело раскрученный бренд "Родина Деда Мороза". Но еще в конце 20 века Великий Устюг был городом речников, судостроителей и судоремонтников. Где с 1920 года готовили кадры судоводителей, судомехаников, специалистов-путейцев, всех тех, без кого немыслима работа реки как транспортной магистрали. Ныне "кузница флотских кадров" именуется несколько замысловато: Филиал ФГБОУ ВО "МГАФТ". Но более известно среди работников водного транспорта это среднее специальное учебное заведение как Велико-Устюгское речное училище имени З.А. Шашкова.
У Великого Устюга Сухона-река встречается с нешироким и мелководным правым притоком Юг. И начинает от места их встречи свой величавый бег к Белому морю одна из самых крупных рек российского европейского Севера привольная и водами чистая Северная Двина.


Изображение
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 14 апр 2020, 03:00, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение


В 1178 году великий князь Всеволод заложил в устье реки Юг град Гледен. От этой даты ведет начало история Устюга.
Гледен в те давние времена был разрушен в результате набегов разбойных, а новый город Устюг строился, горел неоднократно, снова отстраивался на высоком левом берегу Сухоны. Впервые Устюг упомянут в русских летописях от 1207 года. Зачастую его называют "ровесником Москвы". С 16 века город именуется Устюгом Великим. Но на протяжении всей своей долгой истории был Устюг городом на берегу судоходной реки. На берегу очень важного водного пути, который напряженно работал вплоть до 1990-х годов .
Проследим его судоходные труды в соответствии с летописью города.
В 1375 году 70 новгородских ушкуев, речных парусно-гребных судов "были в Устюге с миром". Оттуда ушли по Югу разбойничать на Волгу. И впоследствии ушкуйники часто бывали в Устюге. Не всегда их визиты заканчивались миром. Хотя те же летописные сведения от 1390 года содержат любопытные факты: новгородцы вместе с устюжанами ходили рекою Вяткою и достигли Камской Булгарии, оттуда вышли на Волгу...пограбили и возвратились.
На далеко не мореходных ушкуях новгородцы Белым морем, затем -Баренцевым, добирались до Кольского залива. Вероятно именно от новгородцев появилась у устюжан тяга к дальним северным походам.
Постепенно проникая все дальше по Северной Двине, выходя в Белое море, обучаясь у поморов ходить полярными морями, в 1483 году совершили устюгские мореходы хождение на Югру, на Обь-реку. "А из Сибири шли по Иртышу да на Обь-реку великую".
Бывали устюгские мореходы и на Западе. Летопись повествует: ""Великий князь Иван Васильевич в 1496 году послал воевод в Каянскую землю ( Каяни -город в современной Финляндии). С ними ходили и устюжане. .. Захватили три шведских корабля."
В это же лето месяца июля через Устюг, Северную Двину, Белое море и Ледовитый океан московское посольство отправилось в Копенгаген к датскому королю. Надо полагать, без устюгских мореходов дело не обошлось. А ведь это с точки зрения современного морского дела - дальнее плавание.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 14 апр 2020, 03:01, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Современная карта Вологодской области. От Кубенского озера на северо-восток тянется змейка Сухоны. К Великому Устюгу. 553 километра водного пути, которым ныне очень редко проходят транспортные суда.


В 1553 году английский путешественник Ричард Ченслер привел свой корабль в Архангельск и побывал в Москве у Ивана Грозного. Поездка в столицу состоялась зимой, поэтому англичанин добирался в Москву более коротким путем, в Устюге не побывав.
А вот в августе 1557 года, как сообщает летопись, "из Устюга на Вологду по реке Сухоне отправился со своими спутниками Антоний Дженкинсон, английский купец и дипломат, крупный деятель "Московской компании".
Конечно, водный путь из Архангельска в Вологду работал в навигационное время постоянно, и если в Летописи встречаем только отрывочные сведения о передвижении купцов и служилых людей по Сухоне через Великий Устюг, то лишь потому, что упоминаются в Летописи события неординарные.
В 1630 году в Москву через Устюг Великий ехали послы Нидерландов, и Летопись сие событие на страницах своих запечатлела.
О том, что водный путь по Сухоне был отнюдь не безопасным узнать можно все из той же Летописи. В 1635 году, в августе, числа 12 между речкой Юрменьгой и деревней Копылово ограблено разбойниками судно, на котором из Сибири в Москву следовали служилые люди. Из Сибири тогда с пустыми руками не возвращались и "речным пиратам" достались и рублей несколько сотен, и "рухлядь", как тогда меха сибирские звались.
А в середине 17 века отправились устюжане, самые известные из коих Семен Дежнев и Ерофей Хабаров, в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. Тема эта обширная и развивать мы ее не будем. Отметим лишь, что пути - дороги мореходов из Великого Устюга начинались от берегов далекой от океанских соленых вод лесной реки Сухоны.

yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение yan »

Виталис, спасибо Вам большое за открытие не просто новой интересной темы, а начала создания на форуме совершенно новой тематики в целом, достаточно востребованной, но пока у нас освещённой мало !

В добрый час ! Я очень рад Вашему яркому человеческому и профессиональному энтузиазму и признателен Вам !

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

yan писал(а):Виталис, спасибо Вам большое за открытие не просто новой интересной темы, а начала создания на форуме совершенно новой тематики в целом, достаточно востребованной, но пока у нас освещённой мало !

В добрый час ! Я очень рад Вашему яркому человеческому и профессиональному энтузиазму и признателен Вам !

Cпасибо, Ян за понимание и поддержку !

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Памятник первопроходцу Ерофею Хабарову в Великом Устюге.


Уже в 17 веке в среде уроженцев устюгских мест выработался тип смелого и предприимчивого государственного человека, кто готов был водою и сушею отправиться в далекие неведомые земли. Устюг был родиной крестьянина Устюжского уезда Ерофея Павловича Хабарова, кто с отрядом казаков в 1649-1653 годах побывал и в легендарной Мангазее, и проложил путь к далекому Амуру.
Устюжанин Семен Дежнев впервые достиг крайней восточной точки Евразии и прошел из Тихого в Северный Ледовитый океан. Владимир Атласов, родившийся в семье переселившихся за Урал устюжан, первым исследовал Камчатский полуостров. Серебряник из Устюга Михаил Неводчиков был участником экспедиции Беринга...
Летопись города повествует, что в 1676 году, летом, караван персидских, армянских и греческих купцов прошел на судах из Вологды в Устюг и далее - на Архангельск.
А в 1693 году прибыл в Устюг Великий на 7 судах государь и царь Великий Петр Алексеевич со свитой более 90 человек. .. Принял путь к Архангельску. В 1694 году в 13 день вторично к Устюгу Великому на 30 карбасах пришел, а потом отправился к Архангельску. В 1701 году Петр Первый в третий раз через Устюг Великий ехал в Архангельск.
Признал "самый морской царь России" водный путь от Вологды в Архангельск по Сухоне и Северной Двине удобным и пригодным для царских поездок.

В 1708 году через Москву, Великий Устюг и Архангельск речным, а затем морским путем возвращался на родину известный голландский художник и путешественник Корнелий де Бруин. В описании его путешествия есть несколько страниц, посвященных Великому Устюгу.

Летопись упоминает дату 1748 год, июня 9-го. В тот день устюжане, купцы Иван Бахов и Никита Шалауров на паруснике-шитике "ПЕРКУН и ЗАНАТ" вышли из Анадырского устья по направлению к Камчатке и 15 сентября достигли острова Беринга. Там зимовали и 24 августа 1749 года достигли Камчатки. А через десять лет, в 1759 году эти же купцы на судне "ВЕРА.НАДЕЖДА.ЛЮБОВЬ" достигли устья реки Яны.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Устюг Великий. Карта 17 века.


В петровские времена возник новый торговый путь в Европу через Санкт-Петербург и меньше стало на Сухоне судов, спешащих к морю-океану. Появился и более южный путь в Сибирь и Дальний Восток, проходящий через Волгу и Каму. Но в Летописи города изредка все же встречаем упоминания о дальних походах устюжан. Так, в 1762 году экспедиция купца из Великого Устюга, уже упомянутого в летописи Н.Шалаурова отправилась из устья Колымы к Шелагскому мысу. Было проведено исследование глубин и солености Восточно-Сибирского моря, сделано описание Чаунской Губы. Это уже не просто купеческие торговые дела, это вклад в навигационную науку о далеком полярном море.


Сообщает Летопись и о достаточно частых наводнениях, наносящих городу немалый ущерб. "Апреля 18 дня 1761 года тронулся лед на Сухоне и вскоре от затора остановился, отчего в городе сделалось великое потопление. Лед потащило ужасным стремлением в оба рва. Этим льдом не только мосты, кузницы и дворы, во рву стоящие поломало и разнесло, но и дома огромного строения по обе стороны рва с немалой частью земли от основания опровергло и растащило. На Бутырках также множество домов потопило, а иные и унесло. Поля до самой реки Двины были покрыты быстрым водным течением. Улицы нижнего посада все наполнены были водой, а жители, сидя на кровлях, ожидали своей погибели. В верхнем конце вода доходила до стен архирейского дома. Дымково потопило, мертвецов из могил вымыло и с гробами разнесло. Дома, купецкие суда, дрова и прочее имение мимо Ивановского монастыря и Красной Горы разбросало по разным местам. Затор тот стоял четыре дня, и шум, от воды происходящий, далеко был слышим. Когда вода ушла, то все поля оказались покрыты песком, а во рву образовалось глубокое озеро, которое не иссыхает и поныне".

Такие наводнения случались на Сухоне с печальным постоянством и только в период наибольшего развития судоходства уже во второй половине 20 века были ослаблены в результате грамотного проведения дноуглубительных работ и на Сухоне и на Северной Двине. Но как только уход за руслами рек, упомянутых выше, был сведен на нет, наводнения снова стали бедствием для Великого Устюга.


Изображение

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

Великий Устюг. Набережная. Время гребных и парусных судов.


Летопись Великого Устюга в период правления Екатерины Второй продолжает сообщать о мореходах с берегов Сухоны, осваивающих далекие восточные пределы.
В 1772 году компания купцов А.Орехова, е. Пелопонисова, И. Лапина и Василия Шилова отправила на промыслы бот "Святой Владимир" под командой морехода П.К.Зайкова. Передовщиком был устюжский посадский В.Шошин. Почти девять лет промышленники вели промыслы на островах Унимак, Кадьяк и на Аляске. Вернулись в 1779 году. В результате путешествия была составлена карта, опубликованная в 1782 году.
Промышленники -устюжане прочно обосновались не только на берегах и островах севера азиатского континента, но появились и на севере американском, на Аляске. Интересный факт: в 1773 -1779 годах на компанейском судне "Св. Евпл" ходили на промыслы к Лисьим островам устюжский купец Иван Пальчиков, устюжские крестьяне Прокопий Заозерской, Василий Кузнецов, Василий Жуков, Андрей Токмаков, Афанасий Митрофанов. В Исаноцком проливе команда "Св. Евпла" видела известного английского путешественника Джеймса Кука.
1775 год. Июля 16 дня в Охотск вернулся с промыслов бот "Святой апостол Павел" компании купцов А.Орехова, И.Лапина, В.Шилова, доставив пушнины на 137455 рублей. Бот был отправлен на Лисьи острова в сентябре 1770 года. Часть команды во время плавания занималась исследованием Аляски. 23 человека из экипажа погибли. Среди них были устюжане Стахей Кладовщиков, Иван Калининский,Андрей Коптяев, Иван Курилов и другие...
Перечислить всех устюжан и жителей Присухонья, кто, уходил в далекие походы, осваивал морское дело в океанских просторах, в рамках данного повествования невозможно. О них написаны серьезные научные труды и художественные произведения.
Отметим лишь, что возвращающиеся из далеких странствий промышленники, деньги, заработанные охотой на таежного и морского зверя ( а суммы Летописью называются немалые), эти люди вкладывали в градостроительство. Великий Устюг, в 18 веке, постепенно утративший значение как транзитный порт на пути из Вологды в Архангельск и далее - в северные моря, продолжал отстраиваться в камне. Росли белоснежные церкви и соборы на высоком левобережье Сухоны, отстраивались крепкие каменные купеческие дома. Город продолжал развиваться и благодаря предприимчивому купечеству и как город искусных мастеров.
Да и судоходство по Сухоне не прекращалось во время коротких северных навигаций.
1814 год: "В этом году весной вода во всех реках была чрезвычайно мала. Барки до июня месяца не могли отправиться в Архангельск. Никольские барки на реке Юг остались до будущего года. "
1846 год: "Апреля 25 дня в Никольском уезде близ деревни Чевакинской на реке Юг от сильного ветра и течения разбилась барка с грузом на сумму 8000 рублей.
Апреля 30 дня в Усть-Алексеевской волости на реке Юг остановившаяся не на фарватере барка разбита другой наплывшей на нее баркой. Груз утонул, убыток составил 11000 рублей.
Сложно было управляться с тяжелыми неуклюжими барками на извилистых фарватерах судоходного только в весеннее половодье Юга и не менее коварной и капризной Сухоны. Но приближалась принципиально новая эпоха: в 1858 году купцы И.Я. Грибанов, Ф.Т. Булычев и А.В. Булычев основали первое в бассейне Северной Двины акционерное Северо-Двинское пароходное общество. Пароходы "Юг" и "Двина" были заказаны в Бельгии. В навигацию 1858 года общество получило чистой прибыли 2000 рублей. А старинный город Великий Устюг получил стимул к развитию как город людей воды: речников, судоремонтников, судостроителей. И развивался и рос Великий Устюг, отправляя вёснами пароходы и теплоходы и на Двину, и на Сухону. А корабелы -устюжане научились строить не только баржи и буксиры, но и небольшие морские теплоходы, многие из которых до сих пор работают даже на далеком от Великого Устюга Черном море.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.


Изображение

Пристань Великого Устюга. Конец 19 - начало 20 века.

Первые пароходы на Северной Двине были примером преимуществ парового флота перед флотом гребным и парусным. Число пароходов росло и появилась необходимость их ремонта и оборудованного места зимнего отстоя. Таким местом решено было сделать затон близ деревни Михайловское, что находилась рядом с городом. Так в 1866 году Великий Устюг на долгие годы стал местом ремонта и базирования многочисленного флота Сухоны и Северной Двины. Постепенно Михайловские мастерские расширялись, обретали новые цеха и к концу 19 века здесь сумели построить первые пароходы. Пароходы, созданные руками умельцев Великого Устюга.

Начало 20 века было и началом строительства пассажирского флота в Михайловских мастерских. Летопись повествует: "1912 год: ...Построен первый с металлическим корпусом пассажирский пароход "Устьсысольск" СПР "К.А.М.".
А в 1915 году Михайловские мастерские стали называться Судостроительным заводом Северного пароходного общества "К.А.М."
В этом же году отмечен и первый социальный конфликт между рабочими и судовладельцем: "Мая 20 матросы парохода "Н.В. Гоголь" из-за низких расценок отказались от работы".

Изображение


Пассажирский пароход "Н.В.Гоголь", построенный в Нижнем Новгороде в 1911 году, перегнали на Сухону через открытую в 1828 году Северо-Двинскую шлюзованную систему ( Шексна - Топорнинский канал-Сиверское озеро-Кубенское озеро-Сухона). Пароход долгие годы держал пассажирскую линию Вологда-Архангельск, затем работал между Котласом и Архангельском. Этот, единственный из сохранившихся в Северном бассейне пароходов,которому в 2021 году исполнится 110 лет, заслуживает отдельного подробного повествования. О судне-музее можно прочесть на многочисленных интернет-сайтах, посвященных пароходу-ветерану.

В настоящее время пассажирский пароход "Н.В. Гоголь" эксплуатируется судостроительным предприятием "Звездочка" как туристический ретро-пароход.

Изображение
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 01 ноя 2019, 16:11, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

СТАРЕЙШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА СУХОНЕ-РЕКЕ.

Изображение

В результате событий 1917 года в России произошли известные перемены и уже в январе 1918 года новая власть -СНК принял декрет о национализации всех речных и морских судов, о переходе их в государственную собственность. Более подробно о событиях тех лет можно прочесть в книге известного в Великом Устюге краеведа Н.М.Кудрина "На реке лесной стороны". Николай Михайлович в своей работе подробно рассказал об истории зарождения и развития судоходства, судостроения и судоремонта в Великом Устюге.
А мы отметим, что новая власть уже в 1920 году озадачилась вопросом подготовки кадров для флота Сухоны и Северной Двины.
В период подготовки материала о создании в Великом Устюге учебного заведения для подготовки кадров плавсостава, преподаватель истории речного училища О.А. Ковригина предложила исследовательский проект курсантов С.Ахмедьянова, Н.Ершова и А.Титова "Великоустюгское речное училище: история становления и развития в 20-е годы ХХ века".
Этот проект и положим в основу повествования о том, как 100 лет назад появилось в городе на Сухоне известное ныне всей стране среднее специальное учебное заведение, одно из лучших в списке ему подобных.


Издавна население Великого Устюга, особенно мужское, занималось судоходством. С появлением на реках пароходов жизнь приобрела более динамичный характер. Потребовались специально обученные кадры, знающие устройство судна, механическую часть, лоцию, технологию перевозки грузов и т.д. Возникла необходимость в организации специальной школы для подготовки таких кадров. Этот вопрос поднимался ещё в дореволюционное время среди судовладельцев, которые привлекали молодых специалистов, окончивших речные школы в Орле и Перми. Обучение стоило немалых денег, и многим устюжанам это было не под силу. Тогда же зародилась мысль об открытии такого дела для Северо-Двинского бассейна, но осуществиться быстро эта идея не могла, вследствие «коснаго отношения к ней со стороны судовладельческого мира», как пишет в докладной записке Князев В.Н. – первый директор школы судоводителей.

С установлением Советской власти на Севере вопрос об организации обучения водников ставился неоднократно на съездах и конференциях.
26 июля 1920 г. В-Устюгским Райкомводом принято постановление об открытии в городе речного отделения водного техникума, т.к. «в настоящий момент флот Северной области более всего нуждается в специально подготовленном теоретически и практически судоводительском составе, с соответствующим образовательным уровнем». На этом заседании назначены административные лица техникума - заведующий и его помощники.
15 августа 1920 г. приглашённые В-Устюгским Райкомводом кандидаты в заведующие техникумом Василий Николаевич Князев и его помощник по учебной части Николай Петрович Коморников приступили к организационной работе, а именно: подбирали помещения для техникума, оснащали его оборудованием, формировали преподавательский состав.
В годы гражданской войны в нашем городе располагалось много госпиталей, которые занимали помещения отдела по образованию, и освободить эти помещения сразу не представлялось возможным, поэтому было решено разместить речное отделение Водного техникума в одном из помещений Политехнических курсов. Был заказан инвентарь на три класса - парты, столы, скамьи, табуреты, доски. Шла работа по обеспечению школы учебными пособиями для оборудования физического кабинета и химической лаборатории, и других учебных кабинетов. Для снабжения техникума всем необходимым предлагалось иметь всегда представителя техникума в Москве. Директор школы Князев В.Н. просит прислать один миллион рублей, в виде аванса, на уплату организационных и других расходов по содержанию техникума.
В Великом Устюге также имелось достаточно педагогических кадров, как по общеобразовательным, так и по специальным дисциплинам.

Ответить