Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Общаемся здесь на любые темы.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Изображение

Вологодский буксир-толкач "КАПИТАН МИЗГИРЕВ" проекта 911-В, тип РТ - 300 пришел в Вологду в 2004 году. Это бывший РТ - 459 принадлежавший ранее ВДРП. Построен теплоход в далеком 1982 году в Павловске Воронежской области. В Вологде буксир работает в компании "Стройиндустрия". По прибытии на Сухону был назван в честь одного из известных сухонских капитанов Анатолия МИЗГИРЕВА, в свое время закончившего Велико-Устюгское речное училище.

Газета "Советская мысль" от 16 ноября 1990 года. Интервью со старейшим педагогом В-УРУ С.Ф. ЛАТЫНЦЕВЫМ, посвященное 70-летию училища. ЧАСТЬ 2.

Корр.Сколько все-таки всего выпущено специалистов за время существования учебного заведения ?

С.Ф.7546 специалистов. Здесь я исключаю около 200 человек, которые не получили дипломов, прослушали курс, т.е. провалились на госэкзаменах.
Корр.А какие названия имело учебное заведение за период своего существования ?
С.Ф.Северо-Двинский рабочий техникум водного транспорта с 1922 по 1929 г.г., Северо-Двинский техникум ВПС - 1930 - 1931 г.г., Велико-Устюгский политехникум ВПС - 1931 - 1935 годы, Велико-Устюгский речной техникум - 1935 - 1947 годы. С 1947 года по настоящее время - Велико-Устюгское речное училище.
Корр.Когда учились Вы, Симон Федорович, преподаватели были квалифицированные, опытные ?
С.Ф.Я учился в техникуме с 1933 по 1937 год. Тогда были преподаватели квалифицированные, все с высшим образованием, за исключением мастеров в столярных и слесарных мастерских, которые имели среднее образование, но это были опытные практики.
Корр. Какие из преподавателей того времени остались у вас в памяти ?
С.Ф. Очень хорошие по глубине знаний своего предмета, по методике преподавания и по воспитанию были преподаватели по математике Ф.В. ЧЕРБУНИН и по русскому языку и литературе Г.С. АТАБЕКОВ. Их трудно сравнивать с кем-либо. Это были профессионалы, отдававшие целиком себя своему делу. Их талант до сих пор помнят тысячи их учеников.
Корр. А сейчас есть такие преподаватели ?
С.Ф. Работали вместе со мной О.Н. ПАНОВ, Л.Н. ПОПОВ, И.З. ШИПИЦЫН, П.И. КОЛПАКОВ, Б.Ф. ШЕМЯКИН, Л.Н. ТУШИН, Ю.М. ФАРБЕР. Это были мастера педагогического дела, отдававшие себя работе без остатка. Сейчас примером работоспособности и педагогического творчества являются Г.И. ШАЛАЕВА, Д.А. ЛЕСУКОВА, Г.И. КОЧИН, В.Н. КУЗНЕЦОВ, Ю.И. ПАТРУШЕВ, Р.И. ПАРНЯКОВА, Н.С. ТЕСАЛОВСКИЙ и другие.
Корр. Какие ваши выпускники сейчас хорошо трудятся ?
С.Ф. Таких сотни, но в отличие от остальных отмечены неоднократно орденами и знаками МРФ капитан В.В. КОЛЧАНОВ, А.А. СТАРЦЕВ, В. И. НАДЕЖДИН, П.И. МАРЬИНСКИЙ, С.А. КОНСТАНТИНОВ, Н.Я. МАРКОВ, В.Н. ДЕРНОВ.
Лауреаты Государственной премии: А.В. МИЗГИРЕВ, А.Н. БАГАЕВ и другие.
Ученые: доктора и кандидаты наук - В.И. КРАЕВ, А.Н. БУРКОВ, Э.А. ГАГАРСКИЙ, Н.В. МАЛЬЦЕВ, А.М. ПОПОВ, П.И. ЗАЛЕСОВ, Г.С. ВАСИЛЬЕВ,
начальники портов В.В. МЕРГАСОВ, Л.Д. БРУСЕНЦОВ,
начальник пароходства А.Ф. НОГОВИЦЫН, главный инженер крупного предприятия Ю.Ф. БОГАТЫРЕВ и другие.


Изображение

Анатолий Васильевич МИЗГИРЕВ - Лауреат Государственной премии, родился под Вологдой в 1928 году. После школы закончил Вологодское ремесленное училище № 5 ( ГПТУ - 5 ) речного флота, затем - Велико- Устюгское речное училище. Долгое время возглавлял экипаж грузового теплохода "КАПИТАН ЯЗЕНКОВ" Сухонского речного пароходства.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Изображение

Памятник первопроходцу Ерофею Хабарову в Великом Устюге.

70-летию В-УРУ посвятила 3 и 4-ю страницы газета Сухонского речного пароходства "РЕЧНИК СУХОНЫ" от 3 ноября 1990 года.

ВСПОМНИМ ДОБРОМ.

17 - 18 ноября 1990 года Велико-Устюгское речное училище будет отмечать 70-летний юбилей со дня его образования. За это время здесь подготовлено более семи тысяч специалистов для речного флота. Выпускники училища работают практически во всех регионах нашей страны.
За 54 года существования Сухонского речного пароходства оно регулярно пополнялось выпускниками этого старейшего в стране учебного заведения. Сейчас на предприятиях пароходства работает около 300 выпускников разных лет.
Отрадно, что основное ядро командного состава на судах пароходства составляют выпускники этого училища. Практически каждый третий командир на транспортном флоте и каждый второй на приписном флоте портов получил путевку на речной флот в стенах этого уважаемого учебного заведения.
Многие работники эксплуатационного аппарата предприятий пароходства и технического участка также являются выпускниками училища.
Абсолютное большинство выпускников - это квалифицированные специалисты, добросовестные труженики. Назову лишь несколько хорошо известных в бассейне фамилий: КАПИТАНЫ СУДОВ - СМИРНОВ Н.С., КРАСИКОВ В.С., ЯКУШЕВ В.В., РАЗУМОВ В.А., ДУБИНИЧЕВ В.И., КОКОВИН С.Н., МЕРКУРЬЕВ Б.Н., ЧЕРЕПАНОВ Н.И., АРТЮШОВ В.П., БРЮХОВ Н.И., ВЯЧЕСЛАВОВ А.Д., ЕРЕГИН А.П., НЕВЗОРОВ Н.И., НЕЧАЕВ В.А., ОСИПОВ П.С., КОЧИН А.Н., КИРИНЦЕВ Н.М., НЕКИПЕЛОВ Н.И., СОРОКИН П.С., СЕКУШИН А.А., ШЕЛЕПИН В.Ф., МАКАРОВ В.Н., ГОЛЫГИН А.Н., ГЛУШКОВ А.В., БОКИН В.А., СЕРОВ Г.А., ЧАДРОМЦЕВ Н.З. и многие другие.

Не меньший список выпускников и среди сменных капитанов, механиков, первых штурманов:
КОКИН М.С., ГРОМОВ Н.Н., ЗИМИН А.Н., СОБЕНИН В.И., МАКУСОВ Н.А., ПАЛИКОВ С.Н., ЛЯЛИН А.А., СИНИЦЫН В.Н., СИНУСОВ С.К., ГЛУШКОВ В.В., МАЛЫШЕВ А.А., КУРЧАНОВ В.А. и другие.


Это, если можно так выразиться, официальная часть моей информации об юбиляре. Но сам я выпускник этого училища 1962 года и не могу не поделиться со своими друзьями по училищу хоть чуть-чуть воспоминаниями об этом чудесном периоде жизни.
Год 1957-й. После всех волнений с экзаменами, со строгой медицинской комиссией, 1 сентября съехались с разных уголков страны 15 - 17 летние мальчишки, одетые кое-как и кто во что. Санобработка, стрижка под "нуль", обмундирование, первое построение, первый кубрик на 18 человек и... первая ознакомительная плавательская практика на пароходе "АДМИРАЛ УШАКОВ" на Северной Двине.
Жесткий распорядок дня, жесткие требования, постоянная занятость полезным делом, общие интересы, хорошее для того голодного времени питание очень скоро изменили практически каждого из нас и внешне и внутренне. До седых волос сохранилось это чувство великого курсантского братства. И где бы потом не приходилось встречать выпускника училища любых лет, к нему испытываю чувство, похожее на родственное.


Изображение

Коллектив В-УРУ на праздничной демонстрации. 1970-е годы.

Запомнилось и отношение старших к младшим. Не помню случая, чтобы был обижен младший. Напротив, даже в неизбежных стычках на танцплощадке или в городе с учащимися других учебных заведений города, старшие были на защите младших.
Год 1959-й. Стажировка на Балтике. Год 1961-й - стажировка в Севастополе. Сколько воспоминаний нахлынет иногда при встрече с друзьями !
Но жизнь идет. Не все выпускники нашего курса работают на флоте, но есть среди нас и капитаны ( ЧУРИЛОВ А.У., ЦУБАНОВ Е.С. - в Северном пароходстве, АДУШЕВ В.Н. - в СЗРП. Есть капитаны-наставники ( НОВОСЕЛОВ Л.М. - в Ульяновске), есть начальник Вятского пароходства НАГОВИЦЫН А.Ф.
Из нашей группы и БУЛГАКОВ С.П. - заместитель начальника Главной инспекции по безопасности плавания МРФ, и КИПРИЯНОВ С.С. - старший диспетчер СРП, и кандидаты наук АЛЕКСАНДРОВ Г.И. и ШЕРСТЮК В.М. - в Москве.
К сожалению, о многих ничего не знаю. В общем есть чем гордиться юбиляру. Наверное, на всю жизнь сохранится чувство глубокого уважения ко многим работникам училища. В то время с нами работали: начальник училища Сергей Николаевич ЛОБАНЦЕВ, он же прекрасный преподаватель по курсу судовых паровых машин; замполит Леонид Николаевич ПОПОВ, преподаватели Федор Ильич УГРЮМОВ, Римма Платоновна СТЕПАНОВСКАЯ ( БАКУТА), Иван Федорович ИСАКОВ, Нина Николаевна ЯХЛАКОВА, ТЮШЕВ Иннокентий Евгеньевич, КОЛПАКОВ Петр Игнатьевич, ГЛАДЫШЕВ Анатолий Николаевич, ТУШИН Леонид Николаевич, ШЕМЯКИН Бонифатий Федорович и многие другие.
Спасибо вам, дорогие наши учителя и командиры, за ваш великий труд !

В заключение я обращаюсь к выпускникам Велико-Устюгского речного училища всех лет:

Уважаемые товарищи бывшие курсанты !
Приглашения на юбилей направлены в отделы кадров РЭБ флота, портов Вологда, Сокол, Тотьма, Великий Устюг, технического участка, управления пароходства.
Все, кто имеет желание и возможность быть на юбилее, встретиться с друзьями, обратитесь сами за приглашениями в отделы кадров.
Для решения всех вопросов, связанных с поездкой, предлагаю встретиться в актовом зале управления пароходства 12 ноября в 17 часов.


Проездные билеты приобретайте самостоятельно заранее.
И последнее. Обновляется Музей училища, поэтому дирекция просит выпускников писать свои воспоминания и направить фотографии непосредственно в училище.



В.ОНОСОВ, зам. начальника Сухонского пароходства по кадрам, выпускник Велико- Устюгского речного училища 1962 года.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Подборка материалов газеты "РЕЧНИК СУХОНЫ" от 3 ноября 1990 года к 70 - летию В-УРУ.


Изображение

Великий Устюг. Набережная.

СЛОВО - ВЫПУСКНИКАМ.

В.Н. ОГУРЦОВ - механик-наставник ЦТЭ РЭБ флота.

Когда я поступал в Велико-Устюгское речное училище, а было это в 1955 году, конкурс составлял десять человек на место.Естественно, попадали сюда сильнейшие. По состоянию здоровья комиссия как в космос отбирала.
Запомнилось училище дисциплиной. Никаких пьянок не было. Никакой разболтанности мы не знали. Форму носили с большой гордостью. В те годы вообще престижно было носить форму. И очень большое значение для всего духа обучения, воспитания и жизни в училище имела военная кафедра. После окончания техникума всем присваивалось звание младшего лейтенанта.
Если сравнивать выпускников тех лет и последних, разницу увидишь невооруженным глазом. Пусть неюбилейно то, что хочу сказать, но куда денешься - упадок во всей нашей жизни не мог не задеть и нашего родного учебного заведения.
Вначале ликвидировали военную кафедру. Потом, несколько лет назад, не стало даже вступительных экзаменов ! А ведь в титуле училища по-прежнему пишется, что оно -командное ! А сведено, по сути, к ПТУ. Я не хочу обидеть никакое ПТУ, но когда требования к личности падают, а знаний не спрашивают даже при поступлении, то все это чревато, очень чревато.
В последнее время наша профессия речников - уже не является престижной. Причины этого всем известны: снижение уровня заработной платы, тяжелые условия труда, профессиональные заболевания. Неизвестно, как решится вопрос с льготами на пенсионный возраст. За мою, не такую уж длинную жизнь, все в корне изменилось: вступая в трудовую жизнь, я гордился и полученной специальностью, и тем, что учился именно в таком училище, как наше. А моим детям впору вспомнить анекдот, помните ?
Учительница в классе спрашивает первоклашек, кем их папы работают. Один заплакал. Она спрашивает, о чем ты плачешь, Петя ?
- "Мой папа инженер." Дети засмеялись.
Учительница сказала им: "Дети, нехорошо смеяться над чужим горем". Вот так и с нами теперь.
А между тем, речной транспорт стране нужен. И специалисты нужны. И, думается, надо всемерно поднимать престижность профессии и наших учебных заведений.


Изображение

Теплоход типа "ВОЛГО-БАЛТ" СРП в шлюзе Беломорско-Балтийского канала.

В-УРУ 70 лет. СЛОВО ВЫПУСКНИКАМ. С.А. СИНУСОВА. Диспетчер буксирного и несамоходного флота.

Поступала я в училище после десятилетки в 1980 году. Был тогда спецнабор. В нашей группе почти одни девушки. Экзамены сдали успешно. Сначала чувствовали себя, как белые вороны, училище-то как-никак мужское, но потом привыкли, втянулись в учебу. Учиться было интересно, до сих пор помню А.Н. РЫБИНА - преподавателя по грузоведению. Но больше всего запомнилась практика, мы ее проходили в Сольвычегодске и Архангельске.
Нам, 18-летним девчонкам доверили официальные ответственные должности, такое долго не забывается.
Сама я из Великого Устюга, вся жизнь проходила по принципу: учеба - дом - учеба. Закончила училище в 1983 году, с тех пор работаю в Вологде.
Училище буду вспоминать с благодарностью, да и сейчас что-то волнуюсь: скоро встречусь с бывшими сокурсниками, будет о чем вспомнить и поговорить.


Изображение

В.В. ЕВШИНЦЕВ, начальник ЦТЭ Вологодской РЭБ флота.

В училище я поступил в 1955 году. Конкурс тогда был большой, но и ребята всей душой стремились к учебе. Надо ли говорить, что отношение к изучению предметов было серьезное. Очень много было производственной практики. Некоторые до поступления в училище и судов-то не видели. Вот нас сажали на пассажирские суда группами по 10 - 15 человек, и на один-два рейса ходили мы практикантами, знакомились с судами.
Ну, само собой, после учебы практика производственная. В те времена с достатком в семьях было туго, но дисциплина была железная. Во всем чувствовалась ответственность. Те годы из жизни никак вычеркнуть нельзя. До сих пор работают сокурсники Н.С. СМИРНОВ, капитан теплохода "ЗАРЯ 290", А.А. МАЛЫШЕВ, механик теплохода РТ - 404. Да и многие другие. Если бы пришлось выбирать все сначала, не сомневаясь, выбрал бы этот же путь, если, конечно, дисциплина и все прочее остались бы такие же, как 30 лет тому назад.

Многие, с кем довелось поговорить в эти дни об училище, отзываются о подготовке кадров в нем очень хорошо, но считают, что в последние годы качество подготовки все же значительно снизилось. Связывают это с легким приемом в училище, с ослаблением дисциплины. Однако, если говорят, что уровень подготовки штурманов в Устюге не высок, то в СПТУ-5 и того еще нет.
Есть о чем подумать. Наше большое хозяйство нуждается в компетентных кадрах, в профессионалах, и нужно, чтобы учебные заведения играли в этом ведущую роль.


Изображение

Теплоход "СУХОНА". 1985 ГОД. Рейс Никольск, река Юг - Череповец .
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 08 июн 2021, 10:04, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Подборка материалов газеты "РЕЧНИК СУХОНЫ" от 3 ноября 1990 года к 70 - летию В-УРУ.


Изображение

Изображение

Украшение Северной Двины, старейший пароход Северного бассейна "Н.В. ГОГОЛЬ". В 2021 году судну исполнится 110 лет. Построенный сормовскими корабелами и возрожденный умелыми руками судостроителей Северодвинска, пароход и ныне радует жителей и гостей Архангельска старинной архитектурой, ухоженностью и самим фактом своего существования. К сожалению, ныне и Северная Двина и Сухона глубинами не позволяют пароходу совершать рейсы по этим рекам. А ведь когда-то этот пароход стоял на линии Вологда- Архангельск - Вологда в течение всей северной навигации.

Г. КОЧИН. Зам. начальника училища по УПР. ШКОЛА МУЖЕСТВА.

Устюг Великий -только одно перечисление имен мореходов и землепроходцев устюжских: Семена ДЕЖНЕВА, Ерофея ХАБАРОВА, Владимира АТЛАСОВА, Михайлы НЕВОДЧИКОВА, Никиты ШАЛАУРОВА, Василия ШИЛОВА - постоянно напоминает о том, что испокон веков устюжане не были домоседами, а стремились к освоению неизведанных земель Сибири от Урала до Тихого океана.
Поэтому, видно, не случайно на третьем году советской власти 6 ноября 1920 года в Великом Устюге было основано речное училище, которое в дальнейшем стало поистине кузницей кадров для речного флота России. За годы своего существования в училище подготовлено 7564 командира флота и берега - судоводителей, судомехаников, путейцев, судоремонтников, эксплуатационников.
Выпускники Велико-Устюгского командного речного училища сегодня работают во всех речных пароходствах страны. Только на предприятиях Сухонского пароходства и в Вологодском техническом участке пути сегодня работает более 300 выпускников училища. Среди них СТАРКОВ Е.С. - бывший заместитель начальника порта Вологда по эксплуатации, ОНОСОВ В.В. - заместитель начальника пароходства по кадрам, КАЛМЫКОВ Н.М. - начальник порта Тотьма, БЕЛУГИН А.А.- начальник пристани Великий Устюг; капитаны-наставники: ИВАНОВ А.Д., РАЗУМОВ Е.А., ЕЛИСЕЕВ С.П., старший инженер-диспетчер СОКОЛОВ В.Н., механик-наставник Е.А. ВИНОГРАДОВ; представители славной плеяды плавсостава: капитан теплохода "БАРГУЗИН" РАЗУМОВ В.А., механик - сменный капитан теплохода "ЗАРЯ - 310" ГРОМОВ Н.Н., капитан теплохода "КРАСАВИНО" НАДЕЖДИН В.И., капитан теплохода "ЗАРЯ - 189" ПЕСТОВ Н.А., сменный капитан теплохода "СОКОЛ" БРИТВИН В.Н, капитан теплохода "ЗАРЯ - 198" ЗИМИН А.Н., капитан теплохода " СТ - 4" МЕРКУРЬЕВ Б.А., уважаемые ветераны, сделавшие много для становления и развития Сухонского пароходства: ТРОШКИН П.А., УЗКИЙ В.В., БУСЛАЕВ А.Д. и многие - многие другие.
Приходится сожалеть, что возможности газеты не позволяют перечислить всех выпускников поименно, но хочется выразить признательность и уважение всем, кто не жалея сил и энергии делают все возможное для выполнения производственных планов и заданий, направленных на дальнейшее развитие Сухонского речного пароходства.




Изображение

Как птенцы из гнезда, разлетаются во все концы страны наши выпускники. Но, видно, сам воздух Великого Устюга зовет питомцев наших еще дальше, за пределы страны, и лучшим из них училище предоставляет такую возможность.
В последние годы флот Северного речного пароходства пополняется судами смешанного река-море плавания. На сегодня в составе рабочего ядра флота их 20 единиц. В нынешнем году ожидается поступление еще двух - четырех судов. Суда типа "СОРМОВСКИЙ", "АМУР", "ВОЛГО-БАЛТ" эксплуатируются на загранперевозках, находятся в плавании круглый год. Эти перевозки высоко-тарифные, приносят значительную прибыль пароходству и являются наиболее перспективными в будущем.
Суда смешанного плавания, построенные в основном на верфях Чехословакии, Финляндии, Португалии, оснащены новейшими средствами автоматики, высокоэффективными и совершенными техническими средствами судовождения, для членов экипажа созданы отличные жилищно-бытовые условия.


Изображение



Теплоход класса река-море "СОРМОВСКИЙ - 3068" СРП в Балтийском море. 2020 год.

Работать на таких теплоходах - не только большая честь для любого речника, но и большая ответственность. Здесь требуются высокие профессиональные знания, навыки, мастерство и хорошая морская практика. Поэтому при организации и проведении технологической практики на судах загранплавания отдается предпочтение тем курсантам, у которых хорошая успеваемость и дисциплина. Чтобы были они активны и в общественной жизни училища. Кандидатуры обсуждаются в группах, и окончательное решение принимает педагогический совет.
В навигацию прошлого года возможность прохождения практики на судах загранплавания была предоставлена двенадцати курсантам третьего курса судоводительской специальности. Все они определенное время проработали в штатных должностях мотористов-матросов, получая заработную плату и валюту в установленных размерах. За период практики курсанты побывали в портах Италии, Югославии, Турции, Болгарии, Швеции, Польши и ФРГ, прошли по внутренним судоходным путям, рекам, каналам и водохранилищам от Черного до Белого моря.
Кроме массы впечатлений, встреч с интересными людьми они получили под руководством опытных наставников хорошие практические навыки в управлении судном при шлюзовании и плавании в морских и речных условиях. За добросовестный труд приказом по судну объявлена благодарность курсантам Ю. ПОСВЯЩЕННОМУ, теплоход "СОРМОВСКИЙ - 3036" и В. СТОЯКИНУ - теплоход "АМУР - 2526". Хорошие отзывы от капитанов судов получили курсанты В. ТОМИЛОВ, А. СКОКОВ - теплоход "ВОЛГО-БАЛТ - 246" и другие.
Из 12 курсантов, проходивших практику на судах загранплавания, двое: Ю.ПОСЯЩЕННЫЙ и И. РЕЗНИКОВ закончили училище с отличием и получили право поступления в высшие учебные заведения Министерства речного флота РСФСР в счет 10 %. По ходатайству коллективов судов и руководства Северного речного пароходства курсанты В. СТОЯКИН и А. КАПУСТИН направлены после окончания училища для постоянной работы на судах заграничного плавания.
Остальные ребята получили направления для работы на крупнотоннажных судах танкерного флота Ленского объединенного и Обь - Иртышского пароходств.
Можно с уверенностью сказать, что молодые специалисты в суровых буднях работы водников не уронят чести родного училища, которое в этом году отмечает свое 70 - летие.
Пользуясь случаем, обращаюсь к выпускникам 9 - 11 классов: если вас привлекает нелегкая, но интересная и мужественная профессия судоводителя - ее можно получить в Велико - Устюгском командном речном училище, основанном 6 ноября 1920 года.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 30 сен 2020, 22:52, всего редактировалось 3 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.


Изображение

БРИТВИН Николай Александрович. НАЧАЛЬНИК / ДИРЕКТОР В-УРУ в 1989 - 2014 годах.

Николай Александрович БРИТВИН родился 17 апреля 1950 года. В 1975 году закончил В-УРУ. В 1989 году был назначен начальником училища. Ему, как руководителю, выпало в трудное время нести всю тяжесть ответственной должности. Отметим, что из 14 руководителей техникума/ училища, Николай Александрович БРИТВИН - возглавлял В-УРУ наиболее длительный период - 25 лет. Это были годы, когда резко снизились речные перевозки, упал престиж профессии речника и, как следствие, сократилось количество желающих получить речные профессии, фактически исчезло Сухонское речное пароходство, традиционно долгие годы бывшее базовым для училища.
Учебная база В-УРУ нуждалась в модернизации. В это трудное время был приобретен тренажер "Фиорд" для качественной подготовки судоводителей по радиолокационному наблюдению и прокладке в условиях ограниченной видимости. Тренажер "Огонек -М" позволил отрабатывать навыки безаварийного расхождения судов в дневное и ночное время. Все это позволило в 1993 году открыть новую специальность 1612 - "Морское судовождение". Выпускники училища получили возможность работать на современных судах класса река-море, получивших к этому времени широкое распространение в большинстве речных бассейнов страны..
В 1994 году была открыта еще одна специальность: "Экономика, бухгалтерский учет и контроль". Училище перешло на двухступенчатую систему подготовки кадров: среднее профессиональное образование - университет. Курсанты после окончания В-УРУ получили возможность продолжить образование в Санкт- Петербургском университете водных коммуникации ( бывший ЛИВТ ) и получить высшее образование.
В трудные годы реформ и властной неразберихи стены училища не покинул никто из специалистов - педагогов..
На начало 1994 - 1995 учебного года в В-УРУ обучалось 485 человек, из них - 403 на очном обучении. На вечернем отделении обучалось 82 студента.
Применяются инновационные, новые формы работы педагогов: конкурсы, семинары, олимпиады, деловые игры, конференции. Преподаватели ведут значительную внеклассную работу.
В годовщину 300-летия российского флота лучшие курсанты училища: Вячеслав КУЗНЕЦОВ, Евгений ШАРЫПОВ, Эдуард ЧЕРНАКОВ, Алексей БУЛЫГИН вместе с начальником училища Н.А. БРИТВИНЫМ 30 декабря 1996 года отправились из Стамбула на 16 дней на судне в круиз по Черному, Эгейскому, Мраморному и Средиземному морям. Это престижное поощрение было получено за счет программы Правительства России по возрождению российского флота.
За время путешествия курсанты прошли по четырем морям, через проливы Босфор и Дарданеллы. Они побывали в шести странах, семи портах, увидели и узнали очень многое о странах, которые посетили.
В 1998 году на базе училища открывается первое в городе представительство Вологодского государственного технического университета, экономический факультет. Это позволило выпускникам экономического отделения училища получать высшее образование, поступив на сокращенный срок заочного отделения в университете.


Изображение

Курсанты В-УРУ на демонстрации 9 мая 1973 года.

Весной 1998 года в городе мощное наводнение. В Великом Устюге и районе объявлено чрезвычайное положение. Половина города оказалась под водой. Затоплен учебный корпус В-УРУ, общежитие, гаражи, мастерские, столовая.
Преподаватели и курсанты круглосуточно дежурили, спасая имущество в случае угрозы затопления. Было организовано спасение жителей города и их имущества в зоне затопления.
Губернатор области В.Е. ПОЗГАЛЕВ наградил начальника училища Н.А. БРИТВИНА именными часами, а курсантов - денежной премией за участие в ликвидации последствий наводнения.


Изображение

Николай Александрович БРИТВИН с курсантами училища.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 22 июл 2020, 22:35, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

В 2000 ГОДУ ВЕЛИКО-УСТЮГСКОМУ РЕЧНОМУ УЧИЛИЩУ ИСПОЛНИЛОСЬ 80 ЛЕТ.

Изображение

Пассажирский теплоход проекта 302 "ЗОСИМА ШАШКОВ" назван в честь самого известного выпускника Велико-Устюгского речного училища Зосимы Алексеевича ШАШКОВА. Теплоход построен в ГДР в 1986 году, в настоящее время принадлежит СК "ВОДОХОДЪ" и работает как туристическое судно, совершая рейсы из Москвы в Нижний Новгород, Санкт-Петербург, на Валаам и в Кижи.
Некоторые характеристики теплохода: четырехпалубный, длина 129 метров, ширина - 16 метров, осадка - 2,9 метра, скорость - 25 километров в час, пассажировместимость - 298 человек, класс Регистра - М-3,0.


В ноябре 2000 года В-УРУ отмечало свой 80-летний юбилей. Присутствовали выпускники разных лет, начиная с 1930-х годов. Выпускники 1981 года:
ШИШОВ В.Ю., ЧЕЛПАНОВСКИЙ Ю, ВОЛКОВ Н.С., ГОЛОВИН В.В., СЫСОЕВ С.Н., ТРОПИН Н.И., КОВАЛЮК В.Н., ШУЛЕПОВ В.Н., ПАНКРАТОВ Н.В. и другие сделали училищу безвозмездный подарок - знамя училища.
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГУБЕРНАТОРА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ № 971 ОТ 15 НОЯБРЯ 2000 ГОДА ВЕЛИКО-УСТЮГСКОМУ РЕЧНОМУ УЧИЛИЩУ БЫЛО ПРИСВОЕНО ИМЯ ЗОСИМЫ АЛЕКСЕЕВИЧА ШАШКОВА.

В июле 2002 года произошло знаменательное событие в жизни В-УРУ: на здании учебного корпуса открыта мемориальная доска в память о крупном организаторе водного транспорта ЗОСИМЕ ШАШКОВЕ. Таким образом увековечена его память, пример жизни и деятельности З.А. ШАШКОВА поучителен для молодого поколения речников.

В 2005 в издательстве "По Волге" вышла книга "АДМИРАЛ РЕЧНОГО ФЛОТА", посвященная 100 -летию Зосимы Алексеевича ШАШКОВА. Издание содержит большое количество фотодокументов разных периодов жизни и деятельности человека, прошедшего путь от студента речного техникума до министра Речного флота страны.. Воспоминания о З.А.ШАШКОВЕ специально для этой книги написаны такими известными в отрасли людьми, как Л.В. БАГРОВ, Т.Б. ГУЖЕНКО, В.В. ТРОФИМОВ, В.З. ШАШКОВ, всего 14 авторов.
Значительная часть публикаций: мемуаров и фотодокументов посвящены Велико-Устюгскому речному училищу.


Изображение

Изображение

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

В-УРУ ГОТОВИТСЯ К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ З.А. ШАШКОВА.

Изображение

Зосима ШАШКОВ - боцман парохода "БАКУНИН". 1926 год. Из книги "АДМИРАЛ РЕЧНОГО ФЛОТА"


В процессе подготовки к 100-летию З.А. ШАШКОВА 27 июля 2004 года в училище состоялась встреча с бывшим министром речного флота РСФСР ( 1978 - 1991 ) Леонидом Васильевичем БАГРОВЫМ. Был разработан план подготовки к юбилею. В течение всего учебного года проводилась огромная работа: соревнование на лучшую группу, беседы, выставки о юбиляре в музее училища, участие в спартакиаде учебных заведений водного транспорта Северного бассейна в Котласе, конкурс "Лучший по профессии". Заведующая музеем училища ДЕРНОВА Р.С. написала сотни писем выпускникам В-УРУ, чтобы они помогли в сборе средств на бюст З.А. ШАШКОВУ.
В связи со 100-летием со дня рождения знаменитого земляка 28 апреля 2005 года в училище прибыли почетные гости из Москвы: руководитель морского и речного транспорта РФ Вячеслав РУКША, руководитель судоходной ассоциации судовладельцев России Николай СМИРНОВ, первый заместитель министра Сергей ШАМРАЙ, ректор Московской государственной академии водного транспорта, доктор наук Станислав ЧИБИРЯЕВ.
В училище состоялась презентация книги "АДМИРАЛ РЕЧНОГО ФЛОТА".



Изображение


Выпуск техникума 1925 года. В этом году техникум закончил брат З.А.ШАШКОВА - Савватий.

12 июня 2005 года в деревне Новинки, малой родине З.А. ШАШКОВА, состоялся праздник "На поклон родной земле". Курсанты училища на шестивесельных ялах и УТС-1 по Северной Двине пришли для участия в празднике. Здесь они встретились с родственниками З.А.ШАШКОВА - сыном Валерием и племянницей Валентиной Васильевной. День 1 сентября 2005 года для училища был двойным праздником: в вестибюле В-УРУ был установлен бюст З.А. ШАШКОВА, выполненный скульптором Александром Михайловичем ШЕБУНИНЫМ.
На изготовление и установку бюста собирали средства курсанты, работники училища, выпускники, руководители предприятий и ветераны. Право открыть бюст было предоставлено начальнику училища Н.А. БРИТВИНУ, генеральному директору ООО "Учпрофстрой" Николаю ДЕМИДОВУ и курсанту Сергею АРИСТОВУ.


Изображение

Пассажирский пароход "БАКУНИН", на котором З.А. ШАШКОВ работал боцманом в 1926 году.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 11 авг 2020, 05:17, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

ИЗ КНИГИ "АДМИРАЛ РЕЧНОГО ФЛОТА"

Изображение

"Немного сохранилось документов о ранних годах жизни Зосимы Алексеевича ШАШКОВА, да и фотографии в те времена были редкостью, тем более дороги воспоминания его старшего сына Валерия Зосимовича и фотографии из семейного альбома.
"Родина отца север. Настоящий русский север, который ощущался в нем - и во внешности и в характере - до последних дней жизни. Откуда он родом говорило его само его редкое в наши дни имя одного из святых угодников Зосимы и Савватия, особо почитаемых на севере.
Он родился в 1905 году неподалеку от Котласа в деревне Новинки на берегу Северной Двины. Он был предпоследним из восьми детей ( шесть братьев и две сестры) Алексея Прокоповича и Прасковьи Никифоровны ШАШКОВЫХ.
Дед - крестьянин -середняк в свободное от сельхозработ время занимался отхожим промыслом плотничал, работал сторожем в затоне. Когда он родился точно неизвестно - ав анкетах отец писал "в 1860-х годах" . Скончался Алексей Прокопович в 1933 году. Пережившая его почти на четверть века бабушка умерла в 1957 году в возрасте 92 лет. До конца дней она прожила в Новинках в своей избе, упорно отказываясь, несмотря на все уговоры, перебраться насовсем к сыну в столицу, куда она время от времени наведывалась в гости. "


Изображение

Работники Судоходного надзора Вычегодского водного узла. Город Сыктывкар. В верхнем ряду в центре - З.А. ШАШКОВ.

"Река для многих была местом работы. Пришли работать на ней отец и сыновья ШАШКОВЫ. Постовым сторожем - бакенщиком начал свой трудовой путь и Зосима. Каждый вечер на лодке подплывал он к бакенам и зажигал огонь в керосиновой лампе, чтобы был виден безопасный путь капитанам судов, идущих по Двине. Утром снова на реку - гасить свет...
Пришлось учиться и работать. С этой поры учеба и работа стали неразрывны: летом - на реке, зимой - в школе, в училище. ..
Директором училища был Николай Львович ТЮКАВИН, получивший педагогическое образование в Петрограде и вернувшийся на родину учительствовать.
В Великом Устюге открывается профессионально - техническая школа судоводителей. В школу приходят молодые люди с пароходов: матросы, рулевые, посудники, кочегары. Малограмотные, но горевшие желанием учиться. Первым директором школы назначается Василий Николаевич КНЯЗЕВ - энергичный, инициативный человек, который сумел подобрать и сплотить педагогический коллектив за короткое время.
В те годы Великий Устюг это город речников, пункт, в котором сосредоточивалось большое количество судов, поскольку город стоит на слиянии рек Сухоны, Юга, Северной Двины...
В 1920 году школа судоводителей преобразовывается в техникум водного транспорта, занятия там начались 6 ноября. В техникум принимали тех, кто имел стаж работы на флоте не менее 3-х лет и рекомендации общественных организаций.
30 августа 1922 года пришел в техникум и матрос Зосима ШАШКОВ с заявлением и рекомендациями.
"Покорнейше прошу принять бывшего ученика Котласской школы 2 ступени... в слушатели водного техникума и назначить на курс, соответствующий моему образованию. В чем и прошу не оставить моей просьбы.
С почтением к Вам матрос, капитан речной службы, переведенный в Великий Устюг из парохода "ГЕЛЬФМИН" Зосима Алексеевич ШАШКОВ."


Изображение

Водные пути Северо-Двинского бассейна.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Из книги "АДМИРАЛ РЕЧНОГО ФЛОТА".

Изображение

Педагогический совет техникума.. 5-й слева во втором ряду - В.Н. КНЯЗЕВ - директор школы судоводителей.

1922 - 1923 учебный год стал переломным в жизни школы судоводителей: она была реорганизована в Северо-Двинский дневной рабочий техникум. Техникум получил в свое распоряжение дом на улице Банковской. Это здание, построенное в 17 веке купцом-промышленником В.И. ШИЛОВЫМ, первооткрывателем Алеутских островов, было малопригодно для учебных целей, но в тесных комнатах начались занятия.
В этот период директором техникума назначается Виктор Петрович ТАРГОНСКИЙ, штурман дальнего плавания, капитан речной службы...
Тяга к знаниям у поступивших была огромна. Вот как вспоминал З.А. ШАШКОВ о годах учебы в техникуме: "Первыми курсантами его были судоводители - производственники, начиная от матроса до капитана. Условия были такие: днем работа на судах в затоне ( ручная околка, ошкрабка судов и другие ремонтные работы), а вечером - учеба. Стипендий, естественно, не было и каждый жил на свой заработок. Общежития тоже не было. Поэтому студенты приспособили под жилье склады щетины бывшего купца Азова. Поставили печки-буржуйки, дрова приносили из затона. Так жили необеспеченные студенты. Более обеспеченные жили, правда, на частных квартирах, но таких было очень мало. ..
Современная молодежь не поверит, что при техникуме не было столовой. Поэтому задачей студентов, живущих в общежитии, было найти картошки или какого-нибудь зерна ( крупы почти не было ). Помню, каким праздником был для нас день, когда при обколке баржи мы нашли в ее трюме под сланью немного мерзлого зерна.
Во все времена любили речники попить чаю. Мы тоже не были исключением. Сахар был тогда большой редкостью Приходилось пить чай с сахарином.


Изображение

Учащийся техникума З.А. ШАШКОВ. 1925 год.

Нужно сказать, что учебных пособий по спецпредметам тогда не было. Приходилось пользоваться конспектами. Если еще прибавить, что не хватало карандашей и бумаги, то можно себе представить в каких условиях мы учились."

Большую практическую помощь в учебе оказывали преподаватели. Они самоотверженно, без устали приобщали студентов к культуре, науке. Среди них были: Василий Андреевич ВОТЧИНСКИЙ - преподаватель русского языка, Аркадий Павлович ТРАПЕЗНИКОВ - преподаватель судовой практики, Дмитрий Тимофеевич КУЗИН - преподаватель общей лоции, Илья Николаевич ДЕМЬЯНОВСКИЙ - преподаватель теории и устройства паровых котлов и паровых машин, пользовавшийся большим уважением у учащихся....
Комсомольцы издавали свою газету "Штурвал" и первым ее редактором был дисциплинированный, ответственный за порученное дело курсант Зосима ШАШКОВ. Он помещал в газете много критических заметок, карикатур. Газета пользовалась огромным успехом.
Зосима ШАШКОВ был активным участником художественной самодеятельности техникума. Он вспоминал: "Тогда наш техникум был основным очагом культуры в районе." ...
Два года спустя Зосима ШАШКОВ заканчивает первую ступень обучения и получает звание штурмана 2 разряда. Однако, как он пишет в автобиографии, права занять должность штурмана не имел из-за недостатка стажа практической работы. Поэтому в последующие годы, набираясь опыта, работает штурвальным , а затем боцманом.
Благодаря большой общественной работе Зосиме ШАШКОВУ в 1925 году удалось без наличия достаточного производственного стажа поступить в тот же рабочий техникум на судоводительское отделение на вторую ступень обучения.
В 1926 году, окончив вторую ступень, Зосима ШАШКОВ получает звание штурмана первого разряда и первую самостоятельную работу капитаном на большом пароходе "СТЕПАН РАЗИН".
Но поработать капитаном пришлось недолго. В этом же 1926 году как кандидат ВКП (б) решением партийной и комсомольской организации Зосима ШАШКОВ направляется для работы в Коми АССР в город Сыктывкар на ответственный для того времени участок - транспортно-экспедиторские работы... В 1928 году он выдвигается на должность начальника Судоходного надзора Вычегодского водного узла, где и проработал до поступления в институт....
Это стало началом его творческого пути на речном транспорте.


Изображение

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Старейшее училище ВТ на Сухоне-реке.

Сообщение Vitalis Merta »

Старейшее училище водного транспорта на Сухоне-реке.

Из книги "АДМИРАЛ РЕЧНОГО ФЛОТА".

Изображение

З.А. ШАШКОВ - студент Ленинградского института инженеров водного транспорта. 1933 год.

Из воспоминаний сына: "..В 1929 году отец командируется на учебу в Московский институт инженеров транспорта...Можно себе представить, что испытал 24-летний крестьянский сын из далекой деревни, попавший в столицу, в один из самых престижных по тем временам вуз, осознав, насколько велики пробелы в его образовании...
Опускать руки перед трудностями было не в его характере. Лето между первым и вторым курсом было использовано для "подгонки хвостов", которые принес в вуз..а на третьем и четвертом курсе он уже был в числе отличников.
В МИИТе отец проучился год, а затем перевелся в Ленинградский институт инженеров водного транспорта ( ЛИИВТ ). Уже в годы учебы отца заинтересовали проблемы научной организации речного судоходства. Его студенческие работы были замечены и после защиты диплома он был оставлен в аспирантуре."


Окончить аспирантуру, однако не удалось. В середине 1930-х годов в стране катастрофически не хватало кадров, тем более что к этому времени многих старых специалистов с дореволюционным стажем начали изгонять с преподавательской работы. Их места кто-то должен был занять. Поэтому молодой способный аспирант параллельно с учебой назначается деканом судоводительского и эксплуатационного факультетов ЛИИВТа..
В 1933 году З.А. ШАШКОВ заканчивает институт и поступает в аспирантуру в Горьковский институт инженеров водного транспорта на кафедру "Теория эксплуатации флота", мечтая о научной деятельности.
В сентябре 1935 года З.А. ШАШКОВ направляется в ЛИИВТ для преподавательской работы и составления проекта сметы диспетчерской лаборатории в Ленинграде. Под его руководством в ЛИИВТе активизируются научные исследования в области управления и эксплуатации флота. Подтверждением является опытная проводка каравана судов по Неве. Пароход "ЛЕВ" провел по реке большегрузный состав в 20 судов.


Изображение

Пароход "ЛЕВ" с помощью которого З.А. ШАШКОВ экспериментировал проводку большегрузных составов.

Из воспоминаний сына:

Возглавлять Горьковский институт инженеров водного транспорта отцу пришлось всего несколько месяцев. В феврале 1938 года Зосима Алексеевич ШАШКОВ совершенно неожиданно - в первую очередь для него самого - постановлением ЦК ВКП (б) назначается заместителем комиссара водного транспорта.
Времена были тяжелые. По стране катилась волна репрессий. Через два месяца, в апреле 1938 года, занимавший пост главы Наркомвода Николай ПАХОМОВ был снят с должности и вскоре расстрелян. Предшественника ПАХОМОВА Николая ЯНСОНА ранее постигла та же участь. На его место был назначен по совместительству Народный комиссар внутренних дел Николай ЕЖОВ. Таким образом отец оказался заместителем одной из самых зловещих фигур того времени.
Тем не менее, через год З.А. ШАШКОВ - нарком водного транспорта. Такое выдвижение молодого специалиста не случайно. У З.А. ШАШКОВА - за плечами опыт производственной работы на водных путях и флоте, учеба в институте и получение высшего образования - инженера -эксплуатационника и сразу - творческая научная деятельность, связанная с совершенствованием именно эксплуатационной работы на основе новых, прогрессивных методов управления флотом.
... Успешно выполнены планы перевозок в 1938, 1939, 1940 годах. Растут объемы перевозок. Речной транспорт стал преодолевать свое отставание. Дальнейшее развитие получили порты и пристани,.. на реках и каналах появляются новые пассажирские и грузопассажирские суда, буксирные, самоходные грузовые теплоходы и рефрежираторы.

Ответить