Девушка-Капитан Наталия Фёдорова

Жизнь на воде, жизнь в движении. Все о тех и для тех, кто связал свою судьбу с работой на пассажирском флоте.

Модератор: yan

Ответить
yan
Staff
Сообщения: 4977
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Девушка-Капитан Наталия Фёдорова

Сообщение yan »

Девушка-Капитан Наталия Фёдорова

Морская судьба Одессы многогранна, необычна и загадочна, её сложная картина складывается воедино из целого ряда разных событий и связи между ними, но главное в ней место отведено людям, определявшим эти события и участвовавшим в них, олицетворявшим собой, своими профессиональными и человеческими качествами, подвигом и ратным трудом – морские черты и морской характер Города. Огромная галерея лиц это те, кто работал в море. Среди них у Одессы были и женщины, оставлявшие в морской летописи Города яркие и самобытные страницы. Есть среди них даже и девушки-судоводители на капитанском мостике. Так, в Одессе известен реальный легендарный персонаж – девушка-капитан Берта Рапопорт. Известна и прославленная Одесситка, девушка-штурман дальнего плавания Татьяна Алексеева (дев. фамилия Костышина). На всём бывшем постсоветском пространстве хорошо знаком персонаж девушки-капитана буксира "Циклон" – главной героини популярного в своё время музыкального романтического художественного фильма "Берегите женщин" (1981 г.), под началом которой находился тогда целый женский экипаж, состоявший из нескольких девушек. Но этот образ был уже вымешленным, в отличие, кстати, от самого буксира.

Когда недавно стало известно о том, что в Одессе снова есть настоящая девушка-капитан, - не из художественного кино, а совершенно реальный персонаж, я, поначалу, даже и не сразу в это поверил. Благодаря известности и авторитету нашего Форума-сайта, редактором которого я являюсь, мне удалось через дирекцию компании, в составе флота которой находится морской трамвайчик "Валенсия", Капитаном которого Девушка работает, и с любезного согласия самой Наташи (так её зовут) договориться об интервью, одновременно участвуя в специальном рейсе её корабля, ставшем для меня и уникальной морской прогулкой.


Изображение
Девушка-Капитан Наталия Фёдорова. В рулевой рубке катера "Валенсия"

Очаровательная юная девушка-Одесситка, судоводитель Наталия Фёдорова, вот уже около двух лет является капитаном катера "Валенсия". Она осуществляет судовождение и оперативное управление судном в море. В её подчинении - экипаж из 3-4 моряков, а во время рейсов на борту судна находится одновременно от нескольких человек до нескольких десятков пассажиров или туристов. Наталия – ответственный и компетентный капитан. Ей часто приходится принимать важные нетривиальные решения, на длительные раздумья над которыми времени практически нет. В осуществлении ею своих навигационных служебных обязанностей присутствует чёткость и точность, профессиональная грамотность и компетентность, аккуратность и надёжность – ведь она отвечает за перевозимых её судном людей.

Изображение
Катер "Валенсия" подходит к причалу Одесского Морвокзала после выполнения рейса на рейд. Судно ведёт Капитан Наталия Фёдорова

Катер "Валенсия" является старейшим находящимся в пассажирской эксплуатации судном типа "Александр Грин" на всём постсоветском пространстве. Это одновременно и старейший морской трамвайчик Одессы, состоящий в активной эксплуатации, и вместе с тем – старейшее транспортное средство общественного транспорта Одессы, использующееся в регулярной пассажирской эксплуатации вообще.

До 1998/2000 гг этот теплоход назывался "Варна" и был одним из популярнейших и наиболее известных в Одессе катеров. Он был построен в 1970 году на ИСРЗ в Ильичёвске (ныне Черноморск), стал одним из четырёх первых катеров типа "Александр Грин", и одним из двух первых в этом типе, появившихся в Одессе. Основной работой корабля долгие годы были интенсивные внутригородские рейсы в летнее время между Одесским Морвокзалом и Черноморкой (ныне Люстдорф).

В советские годы своей биографии, когда стиль окраски этих судов был строго зафиксирован и тот или иной катер можно было опознать ещё на отдалении практически однозначно, катер "Варна" отчётливо выделялся среди других однотипных с ним судов своей широкой красной продольной полосой в середине судна – таким цветом среди почти двух десятков Одесских катеров типа "А.Грин" она была представлена лишь только у двух из них.

Позже катер был переоборудован в один из служебных катеров портофлота, получив в носовой части специальную платформу для возможности подхода к судам, находящимся на рейде, и его функции стали смешанными – по-прежнему пассажирские рейсы чередовались со специальными рейсами по связи и снабжению судов, находившихся на рейде.

Около 1998-2000 гг по ряду причин, видимо, и экономических и официального порядка, название катера было заменено на "Валенсия", вместо выбывшего до этого из соства Одесского портофлота однотипного судна с таким же названием.

В настоящее время основная работа катера "Валенсия" – рейдовые, "связные", развозные операции с судами, находящимися на рейде: перевозка экипажей судов, срочных малогаборитных грузов и почты, пограничные и таможенные операции, посыльные функции, участие в измерительных работах.

Иногда приходится выполнять эти работы при плохих метеоусловиях, в штормовую погоду при достаточно сильном волнении моря. Для выполнения таких рейсов катер часто заходит за 12-мильную пограничную зону, удаляясь от берега на 12 – 18 миль. Иногда удаление от Одесского порта достигает и 20-30 миль.

Другой вид работы катера – эпизодическое участие в сквозном трафике выполнения 45-минутных прогулок в открытое море, и до недавнего времени, ещё в 2014-2015 гг катер подходил к бывшему катерному пирсу на Ланжероне, выполняя морские прогулки в открытое море непосредственно оттуда, заодно осуществляя и линейные рейсы из порта и обратно, став, очевидно, последним морским трамвайчиком, подошедшим к этому сооружению до окончательного упразднения порт-пункта в этом популярнейшем месте Одесского побережья.

"Валенсия" также выполняет эксклюзивные прогулки по индивидуальным заказам – демократичные торжественные мероприятия и банкеты, корпоративные собрания, экскурсии, туристические рейсы, групповой отдых.

На судне уютно и чисто, приятная достойная демократичная обстановка, позволяющая при всех необходимых условиях максимально сконцентрировать отдых на самом море и всем что связано непосредственно с путешествием.

Изображение
Капитан Наталия Фёдорова. В рулевой рубке катера "Валенсия"

В ходе нашего интервью, состоявшегося днём, в четверг, 14 сентября 2017 года, катер "Валенсия" осуществил демонстрационную обзорную морскую прогулку по несколько необычному, 'эксклюзивному' маршруту. Аккуратно отойдя от причала Морвокзала, Капитан повела свой морской трамвайчик к северным воротам порта. Выйда из акватории гавани в море, катер взял курс на юг. Позади справа сначала остался мол, огораживающий центральную часть порта а затем - и Воронцовский маяк.

Изображение
Вид из рулевой рубке катера "Валенсия" во время выполнения рейса

Перед проходом мимо нового открытого контейнерного терминала, к нашему судну обратилась диспетчерская служба порта с просьбой пропустить контейнеровоз, что мы и сделали – все действия Капитана были профессионально точны: в них была отмерена, продумана и отлажена каждая деталь, внимание девушки было сосредоточенно даже на мелочах. И всё это являлось отнюдь не постановочным действом: было понятно, что предо мной – обыденная каждодневная работа и предельно ответственное к ней отношение, глубокие знания и профессиональные практические навыки. Пропустив огромное грузовое судно, "Валенсия" прошла на некотором удалении от берега до траверза места на побережье между Отрадой и Дельфином, после чего проведя левобортный разворот легла на обратный курс в порт, следуя далее часть пути по рекомендации диспетчера-регулятора на некотором удалении за катамараном "Хаджибей", завершавшем выполнение экскурсии для организованной группы детей, проводивших отдых в детских санаторно-оздоровительных учреждениях Одессы.

Изображение
Капитан Наталия Фёдорова. В рулевой рубке катера "Валенсия"

Обогнув Воронцовский маяк, мы вернулись в акваторию порта, причалив с северной стороны причала Морвокзала, там где теперь стоят катера. Скоро катеру и его Капитану предстоял новый рейс – на рейд.

Изображение
Капитан Наталия Фёдорова. В рулевой рубке катера "Валенсия"

Как уже говорилось, теплоход "Валенсия" часто уходит от берега на отдаление в 12-18 миль, иногда и в непогоду – ведь бывают рейсы, важность которых высока и их перенос или задержка нежелательны или вовсе недопустимы. Порой приходилось попадать даже в шторм 3-4 баллов, а однажды, выполняя важный рейс, который нельзя было отложить, катер попал в штормовую волну высотой 3 метров и достойно прошёл это испытание, ведомый своим молодым капитаном.

Изображение
Капитан Наталия Фёдорова. В пассажирском салоне катера "Валенсия"

Наталия – настоящая Одесситка. А в её семье уже есть работники морской отрасли. Всё это поспособствовало тому, что романтика моря увлекала её с детства. Окончив школу, она поступила в Одесскую Национальную Морскую Академию (ОНМА), на факультет морского судовождения (ФМС), и в 2016 году, практически с отличием закончила её, при этом стараясь проникаться в каждый предмет, пополнять им свои знания и компетенции, разбираясь, зачастую, в очень сложных вещах, которые до недвнего времени, в основном, были подвластны лишь мужчинм. Среди разных наук и дисциплин больше всего её увлекала, конечно же, навигация. А после окончания обучения, ещё совсем молодая девушка проходила полугодовую практику на 60000-тонном танкере в качестве навигационного офицера-практиканта. За это время судно прошло через многие Европейские воды, приходилось нести выхты и в ночном штормовом море. Наталия достойно и ответственно прошла через эти испытания, став после сдачи заключительных экзаменов, дисциплин, проектов и защиты Дипломного проекта, – полноправным судоводителем.

После успешного окончания обучения девушка приступила к поиску соответствующего её квалификции рабочего места, и к её счастью оно не просто нашлось, но и в родном городе, который также как и море является источником её вдохновения – в Одессе, на вакантную должность капитана пассажирского катера "Валенсия". И вот уже в течение почти двух лет Наталия успешно управляет судном и руководит его командой.

Капитан бережливо относится к своему, уже не молодому судну и пределам возможностей его механизмов, ценит свою команду и труд каждого матроса в отдельности, все манёвры выполняет профессионално-отмеренно, вдумчиво и очень ответственно, не допуская никаких эксцессов, которые вызвали бы затем необходимость дополнительного текущего ремонта судна и излишнее задействование в нём членов её экипажа. Но при этом в каждый момент Девушка готова проявить максимальный профессионализм и мужество если потребуется защитить жизни людей на море – как вверенные ей, так и вообще. Во время рейса чувствуешь себя на борту её судна спокойно и надёжно, ощущаешь полную уверенность.

Капитан Наталия Фёдорова увлечена своей профессией и всем что связано с флотом и судоходством, она всё время совершенстует кругозор своих знаний и профессионализма морского офицера, а главное – она очень увлечена своей работой, и это становится заметно сразу. К реализации своего профессионального выбора она подходит ответственно и с большим энтузиазмом.

Но не только с одним лишь морем и морским флотом связаны её увлечения ! Юная девушка – человек разностороннего широкого кругозора знании и интересов. Среди её увлечений – наш родной город, Одесса, её история, настоящее и будущее ! Будучи потомственной Одесситкой, она влюблена в неё, постоянно пополняет свои знания о Городе и его прошлом, часто вникая в каждую деталь, зачастую очень специфическую, известную лишь малому кругу людей.

Капитан может, в случае необходимости, и сама проводить на борту судна интересные экскурсии, владея всем спектором знаний об Одессе, от её ранней истории до настоящего времени. По ходу нашей экскурсии Наталия рассказала мне, например – об остававшихся до сего времени неизвестными мне некоторых особенностях и событиях, связанных с Одесским Домом Учёных. А совсем до недавнего времени увлечениями удивительной девушки было и хоровое сольное пение под духовой оркестр, занималась и в театре, где выступала чтецом, активное участие в которых пришлось приостановить из-за недостатка времени, связанного с рабочими обязанностями и домашними делами.

Юный капитан счастлива в браке, а наиболее радостными нерабочими впечатлениями летнего периода года, где для неё будними являются практически все дни, стали чтение литературы в короткие паузы, общение с родными и друзьями, и конечно же – моменты купания в море… Но это не общепринятый поход на городские пляжи – больше всего в завершавшемся сезоне ей запомнилось купание в открытом море, во время перерыва на рейде в одном из рейсов её теплохода.

Девушка-Капитан отлично анализирует и систематизирует свои знания во многих сферах, пытаясь расставить их на свои логичные места. В её повествоании и суждениях чётко прослеживаются глубина, широта и честность мысли. При этом она любезный и отзывчивый человек, охотно делящийся своими знаниеями, если такое нужно и возможно. В этом человеке напрочь отсутствует какая-либо чёпорность, пустая гордыня или заносчивость, но присутствует достоинство, воля и человечская красота.

Изображение
Капитан Наталия Фёдорова на капитанском мостике катера "Валенсия", во время стоянки судна у причала Одесского Морвокзала

Как замечательно, что в Одессе снова есть такой необычный человек, прекрасная юная девушка-Капитан корабля, пассажирского судна ! Хочется пожелать ей всяческого успеха на выбранном ею сложном но значимом поприще, профессионального и карьерного роста, счастья и только хорошего опыта, обязательно заступить в будущем на капитанский мостик большого и стремительного круизного лайнера, может и приписанного к Одессе. И я точно уверен – о Капитане Наталие Фёдоровой мы ещё обязательно услышим ! Всегда попутного Вам ветра и лёгкой руки в Вашей ответственной службе, девушка-Капитан !


Все фотоснимки были выполнены автором статьи, 14.09.2017, и опубликованы с позволения капитана Наталии Фёдоровой


10.05.2018
Ян Пичиневский

Ответить