Черноморского морского пароходства
«Игнатий Сергеев»
Пароход «Батум» (открытка 1900 г)
В 1896 году по заказу Русского общества Азовского пароходства из Санкт-Петербурга на верфи «Sir James Laing» Sunderland (Англия) строился двухпалубный двухвинтовой товаропассажирский пароход «БАТУМ» (строительный № 552). 1 ноября он был спущен на воду. Судно вместимостью 1354,46 брт, грузоподъемностью 60000 пудов, длиной 72,00 м, шириной 10,45 м, осадкой 5,10 м и высотой борта 5,06 м могло принимать на борт 42 пассажира в каютах 1-го и 2-го классов и 300 пассажиров в помещениях 3-го класса. Экипаж 31 человек. Две вертикальные паровые машины высокого давления, тройного расширения общей мощностью 1100 л.с. обеспечивали пароходу скорость хода в 10,5 узла. Порт приписки Одесса (№ 179). Судно эксплуатировалось на пассажирских линиях Азовско-Черноморского бассейна. В 1900-1901 году «БАТУМ» на судоверфи в Галаце (Румыния) прошел капитальный ремонт. 27 апреля 1901 года пароход был передан в длительную аренду Русскому Обществу Пароходства и Торговли (РОПиТ). Он продолжал ходить на Крымско-кавказской линии, делая за навигацию более 90 рейсов.
После начала первой мировой войны «БАТУМ» 20 декабря 1914 года был призван по военно-судовой повинности, передан для переоборудования в тральщик и включен в состав 1-го дивизиона бригады траления Черноморского флота. Тральщик был вооружен одной 152-мм гаубицей, двумя 75-мм орудиями и тралами. С 10 марта 1915 года он стал числиться пароходом-тральщиком. 1 мая 1918 года пароход в Севастополе был захвачен германскими войсками. В гражданскую войну «БАТУМ» находился под контролем белогвардейцев. Во время первого стремительного наступления Красной Армии на Севастополь 12 апреля 1919 года судно, груженное снарядами, было затоплено белогвардейцами в Балаклаве.
Пароход «Игнатий Сергеев» на линии Батум - Стамбул, 1928 год
Пароход «Игнатий Сергеев», открытка 1933 года
В конце года после повторного захвата Крыма белыми, судно усилиями Мариинской спасательной партии было поднято и отправлено на ремонт. При освобождении Крыма Красной армией в ноябре 1920 года аварийное судно было притоплено белыми. Однако красные его национализировали и передали Черномортрану. В честь начальника Центрального управления морского транспорта ВСНХ И.А. Сергеева «БАТУМ» в 1921 году получил новое наименование - «ИГНАТИЙ СЕРГЕЕВ». В 1922 году пароход был включен в состав Государственного Черноморско-Азовского пароходства. Порт приписки Одесса (№ 2).
Учебное судно ЧФ «Очаков»
Плавучая база «Очаков», 1939 год
В начале марта 1923 года, досрочно к 25-летию РКП (б), бывший «БАТУМ» был поднят. После ремонта судно вновь стало совершать мирные рейсы, принимая на борт до 800 пассажиров. В 1924 году оно входило в состав акционерного общества «Совторгфлот» По состоянию на 1926 год пароход имел 450 классных мест. В 1928 году «ИГНАТИЙ СЕРГЕЕВ», использовался на грузопассажирской линии Батум – Стамбул. Неожиданно мирная служба парохода закончилась. 13 июня 1935 года «Игнатий Сергеев» был принят от Черноморского морского пароходства Народного Комиссариата Водного Транспорта и 16 июля 1935 года в качестве учебного судна (УС) включен в состав Отряда учебных кораблей Черноморского флота. 16 февраля 1938 года судно было вновь переименовано, получив название «ОЧАКОВ». 28 апреля 1938 года его передали в состав плавучих средств Бригады подводных лодок Черноморского флота и переклассифицировали в плавбазу (ПБС). Во время Отечественной войны с 25 июля 1942 года судно стало штабным кораблем вновь сформированной Бригады траления и заграждения ЧФ, которая базировалась в Поти и селении Кулеви на левом берегу реки Хоби. После войны, прослужив пятьдесят семь лет, «ОЧАКОВ» в 1953 году был исключен из состава флота и передан в Отдел фондового имущества для разборки на металлолом.
© Трифонов Ю.Н. 2002 г.