Юрий Трифонов
Грузовой теплоход
Каспийского морского пароходства «Каспар»
«КАФУР МАМЕДОВ»
Железный двухвинтовой грузовой теплоход судоходной германской компании «Franz Haniel & Cie. G.m.b.H», Duisburg-Ruhrort (Германия) в конце 1938 года был спущен на воду и введен в эксплуатацию 11 марта 1939 года на судостроительной верфи «Gutehoffnungshutte AG Rheinwerft» в Вальзуме (строительный № 815).
Судно водоизмещением 2340 т, вместимостью 1261 брт имело длину 80,16 м, ширину 11,59 м и осадку 3,70/1,70 м. Высота борта 5,40 м. Два дизеля типа «мангейм» общей мощностью 1400 л.с. обеспечивали скорость хода в 13,1 узла. Запас дизельного топлива 74 т, запас воды 62 т. Экипаж 29 человек.
После капитуляции фашистской Германии 19 февраля 1946 года он по репарации был в Гамбурге передан СССР. Перегонная команда 2 марта увела «HOMBERG» под советским флагом через Киль в Щецин, а затем в Калининград. Там судно получило наименование «ГОГЛАНД». Его по внутренним водным путям предполагалось перевести на Каспий. Пройдя 6 мая 1946 года размагничивание в Карлсхамне, теплоход направился в Мурманск, пройдя 14 мая Копервик. Позже он прибыл в Архангельск. Однако по просьбе руководства СГМП, согласно распоряжению за № ЭС/300 от 27 июня 1946 года Министерства Морского Флота, приказом СГМП от 27 июня сего года за № 202 «ГОГЛАНД» был зачислен временно в список судов Северного Государственного Морского пароходства с вышеуказанной даты. Порт приписки Архангельск.
Нехватка судов в пароходстве в это время была очень острой проблемой и характеризуется приказом по пароходству от 25 июля 1946 года за № 242. В этом приказе начальника СГМП отмечалось, что «Отход грузового теплохода «ГОГЛАНД» на Мезень с пассажирами ориентировали Морвокзал на 25 июня еще до осмотра его Регистром, предвосхитив, его приемку последним и даже допустив постройку спускного трапа в трюм силами пассажиров. Практически «ГОГЛАНД» ушел в рейс только 6-го июля».
Теплоход в 1946 году был в распоряжении пароходства с 6 июня по 31 декабря, а в работе с 5 июля по 13 ноября. Приказом СГМП от 30 апреля 1947 года за № 167, в соответствии с актом приема судна из ремонта от 30 апреля 1947 года теплоход «ГОГЛАНД» считался введенным в эксплуатацию с 30 апреля с.г.
На основании телеграфного указания Заместителя Министра Морского Флота т. Новикова от 26 апреля 1947 года за № 43832/70 предписывалось произвести передачу теплохода «ГОГЛАНД» представителям Каспфлота капитану Котову, ст. механику Ушакову и уполномоченному Волкову. Для обеспечения перегона судна по внутренним водным путям оставить команду Северного Пароходства в количестве 15 человек, которую немедленно, по прибытии в Баку, надлежало возвратить обратно за счет Каспфлота.
В начале 50-х годов судну дали новое название «КАФУР МАМЕДОВ». Он числился на балансе пароходства «Каспар». Порт приписки Баку. Позывные УКХЩ (UKHQ). Теплоход был в 1963 году выведен из эксплуатации и вскоре списан.
Москва, 2002 год
Грузовой теплоход "Кафур Мамедов" (1939)
Модератор: yan
Грузовой теплоход "Кафур Мамедов" (1939)
Очень благодарен Юрию Николаевичу Трифонову за его интересную статью об этом необычном, небольшом историческом судне торгового флота СССР на Каспийском море, за то что он поделился ею с нами, предложил к публикации на нашем форуме !
Очень просим всех, кто что-нибудь знает дополнительно о любых этапах судьбы грузового теплохода "Кафур Мамедов", поделиться с нами любой такой информацией ! Спасибо !
_ _ _ _ _ _ _
Ключевые наводящие слова для поиска данной темы:
"Homberg", "Гогланд", "Кафур Мамедов", "Gogland", "Kafur Mamedov", 1939
Очень просим всех, кто что-нибудь знает дополнительно о любых этапах судьбы грузового теплохода "Кафур Мамедов", поделиться с нами любой такой информацией ! Спасибо !
_ _ _ _ _ _ _
Ключевые наводящие слова для поиска данной темы:
"Homberg", "Гогланд", "Кафур Мамедов", "Gogland", "Kafur Mamedov", 1939