Теплоход "Аджария" (1930)

Все о морском транспорте: от наших дней до начала освоения океанов.

Модератор: yan

Ответить
yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Теплоход "Аджария" (1930)

Сообщение yan »

Юрий Трифонов

Почтово-товаропассажирский
теплоход для Крымско-Кавказской линии
«АДЖАРИЯ»



Изображение
Теплоход «Аджария» перед спуском на воду.
Фото из статьи в газете того времени


Центральное бюро морского судостроения в 1926 году разработало проект первого скоростного советского комфортабельного лайнера. Теплоход водоизмещением 5770 т, регистровой вместимостью 4727 брт, длиной 107,72 м, шириной 15,55 м, высотой борта 8,4 м и осадкой в полном грузу 5,95 метра мог брать на борт 60 человек в 1-м классе, 192 – во 2-м классе, 266 – в 3-м классе и 462 человека палубных пассажиров. Наличие 16 спасательных шлюпок обеспечивало безопасность пассажиров. Клепаный корпус подразделялся на 9 главных отсеков. Для размещения груза имелось шесть трюмов и два твиндека. Двухвальная энергетическая установка из двух двигателей завода «Русский дизель» мощностью по 2000 л.с. обеспечивала судну скорость 12,6 узла.

Проект был передан для реализации на Балтийский завод в Ленинграде и на верфь фирмы Круппа в Киле. Балтийский завод должен был построить первую серию судов – теплоходы «АБХАЗИЯ», «АДЖАРИЯ», «АРМЕНИЯ» и «УКРАИНА». Германская верфь обязалась быстро построить вторую серию – теплоходы «ГРУЗИЯ» и «КРЫМ».

На Балтийском судостроительном заводе в октябре 1926 года были заложены два теплохода «АБХАЗИЯ» и «АДЖАРИЯ» (строительный № 176). Через месяц после спуска головного судна «АБХАЗИЯ» в декабре 1927 года был спущен в полынью реки Невы теплоход «АДЖАРИЯ» На освободившихся стапелях началась постройка однотипных теплоходов «АРМЕНИЯ» и «УКРАИНА». В 1930 году после сдачи заказчику портом приписки теплохода, переименованного в ходе достройки на плаву в «АДЖАРИСТАН», а также других судов этого типа, названных «крымчаками», стала Одесса.

Изображение
Теплоход «Аджаристан»

Первые годы эксплуатации лайнеров оказались нерентабельными. Главная черноморская контора «Совторгфлота», в чьем ведении находились эти суда, оказалась неготовой к их использованию на Крымско-Кавказской экспрессной линии. В портах нередко не было грузов. В Евпатории, Сочи, Гагре, где суда обрабатывались на открытых рейдах, не хватало плавсредств для перевозки пассажиров и грузов на берег. Экипажи «крымчаков» были вынуждены проводить часть работ своими силами, выделяли свои катера, использовали матросов для грузовых операций и текущих ремонтов судов. В этих условиях экипаж «АДЖАРИСТАНА» в 1933 году по итогам второго всесоюзного конкурса водников завоевал вторую премию.

В 1940 году теплоход «АДЖАРИСТАН» снова переименовали, вернув ему прежнее название «АДЖАРИЯ». В первый день войны «АДЖАРИЯ» находилась в Ялте. Прекратив выполнение рейсового задания, по приказу пароходства на теплоходе были закрашены название судна, обозначение порта приписки и марки на трубах. «АДЖАРИЯ» стала готовиться к перевозке военных грузов. Придя очередным рейсом в Одессу, теплоход загрузили интендантским имуществом, оптическими приборами и боеприпасами военно-морской базы. Из-за сильных налетов на порт вражеской авиации судно с чрезвычайно ценным грузом до формирования каравана было выведено из Одессы и поставлено на якорь в районе селения Дофиновка. Утром 23 июля 1941 года невооруженная и беззащитная «АДЖАРИЯ» подверглась ожесточенной бомбежке. Теплоход был объят огнем. Горели межпалубные помещения и груз в трюмах.

Изображение
Теплоход «Аджаристан», 1938 год (открытка)

Изображение
Теплоход «Аджария», 1940 год

Из порта подошли спасательные суда, и к 14 часам огонь с надстроек и в трюмах был сбит. Но машинное отделение и топливные танки полыхали. Над теплоходом висело огромное черное облако дыма. Из него неожиданно появились два бомбардировщика. Еще одна бомба попала в «АДЖАРИЮ», которая к этому времени приняла много воды и получила крен. При взрыве разбитые иллюминаторы левого борта опустились в воду, и судно село на грунт на глубине 7,5 метра. Лишь верхняя палуба и надстройки остались над поверхностью моря. Водолазам за 10 суток с 30 июля по 10 августа 1941 года под непрерывной бомбежкой удалось снять часть ценного груза.

Разрушенный и выгоревший теплоход спасти не удалось. Погибло 4 человека экипажа. В 60-х годах остов теплохода еще находился на месте гибели.


Москва, 2002 год

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Теплоход "Аджария" (1930)

Сообщение yan »

Огромное спасибо автору статьи, Юрию Николаевичу Трифонову, за его прекрасную статью об историческом Одесском пассажирском лайнере - теплоходе "Аджария" 1930 года постройки, за его участие, за позволение опубликовать эту его работу на нашем форуме !

Прошу участников и гостей нашего форума, которым что-нибудь известно о том, как в дальнейшем сложилась судьба остова теплохода "Аджария", покоившегося после окончания войны 1941-1945 годов в акватории у побережья восточных окрестностей Одессы, поделиться с нами такой информацией !

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Теплоход "Аджария" (1930)

Сообщение yan »

Для взаимосвязи тем об однотипных пассажирских судах "Крым" (1928 г. постр.), "Аджария" (1930 г. постр.) / "Аджаристан" и "Армения" (1928 г. постр.)

- тема о теплоходе "Крым" (1928 г. постр.): viewtopic.php?f=13&t=954

- тема о теплоходе "Аджария" (1930 г. постр.) / "Аджаристан": viewtopic.php?f=13&t=1249

- тема о теплоходе "Армения" (1928 г. постр.): viewtopic.php?f=13&t=765


Для взаимосвязи тем о Черноморском теплоходе "Аджария" (1930 г. постр.) и теплоходах Каспийского моря "Дагестан"(1933 г. постр.) и "Туркменистан", построенных по производному проекту

- тема о теплоходах "Дагестан" (1933 года постройки) и "Туркменистан": viewtopic.php?f=13&t=647
Последний раз редактировалось yan 26 дек 2014, 17:16, всего редактировалось 1 раз.
Причина: внесение дополнения

yan
Staff
Сообщения: 5009
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Теплоход "Аджария" (1930)

Сообщение yan »

Дорогие друзья !

Пользуясь случаем, хочу, во-первых, ещё раз поблагодарить Юрия Трифонова за его интересную статью о теплоходе "Аджария" !

За время, прошедшее с публикации статьи, я смог адресовать вопрос о судьбе остова исторического теплохода "Аджария" (1930 г. постройки) знакомым мне Одесским энтузиастам города и флота, чьё детство или молодость пришлись на первые десятилетия после завершения Германско-Советской войны 1941-1945 годов. Хочу поблагодарить Одесситов - Анатолия Одайника и Николая Важговского, предоставивших некоторую дополнительную информацию о судьбе судна и его остова.

Предположително в период между началом 1950-х и самое позднее - серединой 1960-х годов, бóльшая часть остова корпуса теплохода "Аджария" была срезана и утилизирована. При этом полностью - вся часть остова, высупавшая над поверхностью воды. Видимо, остающаяся под водой часть остова является, в основном, частью корпуса, находившегося не выше ватерлинии. Однако, какие-то сохранившиеся фрагменты расположены и выше ватерлинии бывшего лайнера.

Публикую таже ссылки на странцы с рассказами-отчётами людей, погружавшихся к остову бывшего теплохода "Аджария". В них кроме всего представлены и координаты места, где под водой покоится та конструкция, которая пока остаётся от судна. Координаты немного разнятся между собой:
в статье по первой ссылке - 46°33'N 30°54'E
в статье по второй ссылке - 46°34'N 30°56'E

Вот ссылки на сами статьи с рассказами-отчётами:
http://amphora.od.ua/index.php/features ... l=&start=7 (Сайт "Амфора", Одесса)
http://www.wreck.ru/1-2/17.html (Сайт "WRECK", Москва)

Также в ходе бесед с энтузиастами получена предварительная дополнительная информация о том, что видимо многие члены экипажа теплохода "Аджаристан" в 1930-е годы были репрессированы тогдашней основной спецслужбой тогдашнего СССР.

Ответить