Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

От географии до искусства.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

ОНЕЖСКИЕ ЗАПИСКИ. "ПРОСТО АЛИК". ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Изображение

Наступил октябрь. Стужа и первый снег на пирсе. Сегодня уезжает наш матрос Альберт. "На соленые моря". А Сергей, улыбаясь вспомнил, как представил капитан летом Альберта по-имени -отчеству, а тот улыбнулся и поправил кэпа: " Не надо официоза, зовите меня, парни просто: Алик.
На первой же стоянке, зайдя в каюту к Сергею и Володе, и увидев гитару, попросил "побаловаться мамочкой".
Начал несмело и спец- гитарист Вовчик губу сложил потешно трубочкой в ухмылочку нам понятную... И мы, гитаристов повидав и в училище, и на пароходах немало-немерено, серьезно Алика воспринимать не собирались. Однако, молчали, слушали. А голос Альберта становился все сильнее, слова за душу брали, совсем, как у мятежного Высоцкого, хотя песни Альберта были совсем другими, не похожими на песни знаменитого барда.
Были эти песни для нас новы, неожиданны, уводили в неведомый и желанный мир. Туда, где люди честные, острова неоткрытые, паруса гордые, города ждущие. Там миром правила любовь, а низость и подлость были презренны и гонимы.
Пел он и про веселую жизнь матросскую, и про стежки-дорожки, и про легендарного Садко - купца и морехода.
Мы полюбили этого хрупкого с виду человека за его песни: грустные и веселые, малознакомые и совсем незнакомые, за его любовь к водным просторам, за умение экспромтом спеть и про наш пароход и про капитана "из карельских рыбаков".
Мы слушали его рассказы о нелегком рыбацком ремесле, о смелых и разных парнях, тех, кто в дальних морях, в таком непохожем на наше суровое, но совсем "домашнее" Онего, соленом и бесконечном Океане, под грохот огромных валов работают без такого привычного нам берега долгие рутинные месяцы.
Альберт частенько поругивал долю моряцкую, но сквозь нелестные его ворчания сквозила жгучая, магнитом тянущая сила. И нам снились после вахт ржавые борта траулеров, мокрые роконы рыбаков, скрип ваерных лебедок и пьяная радость большого улова...
Альберт все же нашел в Мурманске какие-то курсы рыбмастеров, где зрение его было менее востребовано, нежели в профессии навигацкой, и уезжал. В Заполярье, в зиму, на курсы, а потом - на промысел. Больше мы о нем никогда ничего не слышали....

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

ОНЕЖСКИЕ ЗАПИСКИ. ВОЛОДЯ ПУГАЧЕВ.

Изображение

Володя Пугачев в Устюге учился в нашей группе. Умел изобразить любого достоверно и смешно. И в то же время был в учебе серьезен, к курсантским шалостям относился критически и дисциплину считал важным фактором флотской жизни.
Но однажды во время учебы повеселил всю группу и очень озадачил преподавателя.
Учились мы по специальности "рулевой -судомашинист". (Вторая половинка профессии напрягала Виталиса, который одновременно на вечерне-заочном отделении речного училища осваивал дизеля. Впрочем, впоследствии, Виталис никогда не жалел. что довелось поработать на паровом колесном буксире в тесном контакте с огромной паровой машиной и махиной водотрубного котла с давлением в недрах аж 18 атмосфер).
В училище вел у нас паровые силовые установки очень интересный человек: инженер-механик, выпускник Горьковского института инженеров водного транспорта Иван Михайлович Марин. Конечно, приехал он в Устюг вовсе не ради должности преподавателя в профтехучилище. Изначально был главным инженером на судоремонтном заводе. Но, как бывает часто, не сработался с директором и ушел в преподаватели...
Был Иван Михайлович представителен, пунктуален, аккуратен, педантичен. В кабинете у него все сияло и блестело, дисциплина требовалась безукоризненная и во время перемен учащиеся из кабинета удалялись, а дверь запиралась большим блестящим ключом.
Иван Михайлович появлялся строго со звонком с перерыва, шел быстро, держа ключ в вытянутой руке, повторяя столпившимся у кабинета традиционное "Позвольте !", и не останавливаясь, вставлял ключ в скважину, быстро открывал дверь и продолжал движение к столу без задержек.
И вот однажды Володя решил повторить Ивана Михайловича со всеми мелочами движения к кабинету. Он направился к двери с вытянутой рукой, изображая пальцем ключ, бубня "Позвольте!" голосом Ивана Михайловича и был крайне доволен реакцией группы, чуть не падающей с ног от смеха. Но смеялись его соученики по другому поводу. Сзади Володи шел Марин и любовался Володей молча... И только у самих дверей произнес заветное: "Позвольте !". Вовчик стал даже не красным с лица - он побурел..
А Иван Михайлович разрешил группе сесть, и долго молчал...Стояла мертвая тишина...
-А я и не знал, что у нас такие талантливые попугаи есть, -наконец изрек преподаватель и группа ответила дружным хохотом...А Иван Михайлович еще долго сохранял на лице выражение озадаченности и недоумения..


На "Беринге" Володя выбрал должность машиниста, благо "совмещенки" здесь не было. Но вдруг обнаружилось, что даже при небольшой волне его укачивает. Морская болезнь озерного исполнения так и не прошла за навигацию. А осенью Вовчика отправили служить на три года в Заполярье, в далекий Лиинахамари. На тральщик мотористом. И Володя окончательно решил покончить с водными хлябями, после службы уехал в родную Ухту и потерялся. Мелькал в сети частный предприниматель Владимир Викторович Пугачев с данными Володи. Но выйти с ним на контакт пока не получается...

Изображение

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

ОНЕЖСКИЕ ЗАПИСКИ. "ДО СВИДАНИЯ, "ИВАН БЕРИНГ". И "ЗДРАВСТВУЙ".

Изображение

Навигация закончилась. На пирсе и палубе лежит белый -белый первый снег. Мы прощаемся и с Петрозаводском, и с Онего, и с Карелией. Сергей едет в Ломоносов, Володя Пугачев - в Лиинахамари, Виталис - в Украину.( В конце августа был в местном ПРУ с академической справкой. "Возьмем, но только на второй курс, здесь специальность другая. И только после службы военной" ... Обидно было, когда вернулся, отслужив, а в ПРУ ввели в этот год военную кафедру.. Два года все же потеряны ).



В ожидании начала учебы в ПРУ Виталис работал в пароходстве на сухогрузе, и летом повстречал пароход "Иван Беринг"и Н.Ф.Рубцова. В "Записках" значится:
"09 июня 1972 года. Вышли в Онего из Волго-Балта. Зеленые берега. Льда нет и в помине. Умеренный ветер в правую скулу. От Вытегры до Петрозаводска - 8 часов озером. До свидания, Вологодские края ! В 16 часов встретили "Балтийский -23". И на траверзе Шокши -еще одна встреча ! На горизонте, к северу - караван навстречу...Да это же "Ванюшка" ! Здравствуй, работяга онежский ! Буповский вымпел на флагштоке..( Именно БУП-овский, не БОП-овский !). Звезда на носовой части фальшборта..Явно не Федорыч там капитанит. Не любил Рубцов эти "речниковские опознавательные знаки". Старый карел не использовал "попугайскую" речную символику: традицию рисовать на штевне звезды, раскрашивать ярко дельные вещи, поднимать какие-то вымпела, кроме государственного флага...
Долго смотрел я в бинокль на наш "славный "Беринг". Три года прошло...Володя и Сергей еще служат, осенью им дембель...
В 22 часа пришли в Петрозаводск, а на следующий день, вечером, я отправился в город. И проведал Федорыча. Он сейчас - капитан обстановочного СРТ "ШКВАЛ". Старик почти не изменился. Рассказывает: на "БЕРИНГЕ" нет уже никого из наших тех, кто работал в 1969-м. Лишь стармех М.П. Усенко и Юра Василенко, он сейчас второй механик. В прошлом году ушли служить Коля и Миша...В техучастке появились два обстановочных СРТ: "ШТОРМ" и "ШКВАЛ". "ДЗЕРЖИНСКИЙ" свое отработал: стоит сейчас в Кижах, в Сенной Губе. Без паров. Яковлевич, кстати, на "ШКВАЛЕ"... Я рассказал Федоровичу. что знал о Володе и Сергее.
-Молодец, Серега, если останется служить в ВМФ. Бравый офицер из него выйдет, -довольно отметил Рубцов, узнав, что Сергей уже мичман и готовится к поступлению в ВВМУ.


Изображение

Пароход "ИВАН БЕРИНГ" в 1970 году в Вознесенье.

Обстановочный буксирный пароход "ИВАН БЕРИНГ" отработал на Онего 30 лет. Был списан после завершения навигации 1982 года, в ноябре месяце и разделан на металл в Петрозаводске. Закончилась долгая служба Озеру небольшого труженика, заканчивалась "эпоха парового флота" в Карелии.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 03 янв 2021, 04:42, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

ОНЕЖСКИЕ ЗАПИСКИ. "ИВАН БЕРИНГ" В 1973 ГОДУ.

Изображение

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

ОНЕЖСКИЕ ЗАПИСКИ. ОБСТАНОВОЧНЫЙ СРТ "ШКВАЛ".

Изображение

Изображение
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 31 окт 2019, 22:21, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

ОНЕЖСКИЕ ЗАПИСКИ. ОБСТАНОВОЧНЫЙ ТЕПЛОХОД "ШТОРМ"

Изображение

Изображение

Изображение

Однотипный ( пр.391) с теплоходом "ШКВАЛ" бывший СРТ "ШТОРМ" в начале 2000-х был продан в Петербург частному владельцу и после переделки стал прогулочным теплоходом. Встречается на Неве и Ладоге в этом качестве. Судьба теплохода "ШКВАЛ" пока неизвестна.
В Онежском техучастке сейчас работает обстановочное судно "БУРАН" о котором расскажем ниже.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 31 окт 2019, 22:29, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

ОНЕЖСКИЕ ЗАПИСКИ. ОБСТАНОВОЧНЫЙ ПАРОХОД " АЛМАЗ".

Изображение

Зимой 1977 года волею судеб довелось побывать в Кижах. Очень удивился: у причала, где летом некогда швартовался пароход "ИВАН БЕРИНГ" стоял его SISTERSHIP- пароход проекта 574. На борту значилось "АЛМАЗ". Фотоаппарат с собой у меня был. Щелкнул... И забыл о снимке. Много лет спустя, нашел эту фотографию... Пытался узнать что-нибудь про зимующий в Кижах пароход, но, увы, тщетно...То, что пароход путейский было видно по белой окантовке дымовой трубы, у транспортных пароходов той поры - красной. Да и ББП на фальшборте носовой части не оставляло сомнений. Жаль, цифры получились не четко.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 11 янв 2019, 22:13, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

ОНЕЖСКИЕ ЗАПИСКИ. КАПИТАН Н.Ф. РУБЦОВ.

Изображение

В республиканской газете Карелии "Северный Курьер" от 12 мая 1992 года встретился вот этот снимок. Информации мало: "Ветеран войны Николай Федорович Рубцов с юными петрозаводчанами.
" В допенсионный период капитан парохода "Иван Беринг", а затем- теплохода "Шквал" о военных временах почти ничего не рассказывал, награды не демонстрировал и в праздничных мероприятиях не участвовал. Мы знали лишь, что в период войны командовал мичман Рубцов катерным тральщиком на Черном море. И неравнодушен был ко всему военно-морскому. К 1990-м годам Николай Федорович ,как многие старики, страдая от нехватки общения, вероятно,все чаще возвращался памятью в юные годы. Многие, кто воевал, вдруг осознают, что самое яркое в их жизни - война. К сожалению, вся остальная жизнь на фоне военного лихолетья постепенно вспоминается как монотонный ряд малоинтересных событий.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

ОНЕЖСКИЕ ЗАПИСКИ. КАПИТАН Н.Ф. РУБЦОВ

Изображение


Снимок капитана парохода "Иван Беринг" в свое время публиковался и в газете "Водный транспорт". В номере от 23 октября 1982 года читаем: "Николай Федорович РУБЦОВ - старейший работник Беломорско-Онежского пароходства. За его плечами большая жизнь и дальние голубые дороги. Свою юность он провел на Онего. В годы ВОВ был на службе в ВМФ, защищал легендарную Малую Землю. После демобилизации снова пришел на Онего, плавал на разных судах капитаном. Пришло время уходить на пенсию, но ветеран труда остался в строю. Сейчас он работает путейцем".


Как-то не удосужился корреспондент центральной отраслевой газеты разобраться в трудовой биографии Николая Федоровича. Если и работал он в БОП-ве, то - недолго. Это -первое. Далее - все работавшие в Онежском техучастке- по большому счету - путейцы. И последнее - капитаном парохода "Иван Беринг " Рубцов трудился уже в 1961 году, если не раньше... В 1982 году ветерану исполнилось 60 лет... Так бы и написали в короткой неконкретной заметке...

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta »

ОНЕЖСКИЕ ЗАПИСКИ. Н.Ф. РУБЦОВ.

Изображение


Газета "Северный курьер" от 12 мая 1999 года опубликовала фоторепортаж о праздновании 9 мая в Петрозаводске. Среди участников торжеств - ветеран Николай Федорович Рубцов. Однако, ничего о бывшем капитане Онежского техучастка не сообщается. Просто фотография просто ветеранов. Николаю Федоровичу в октябре 1998 исполнилось 76 лет...

Ответить