Пассажирский пароход
Черноморского государственного морского пароходства
«Пестель» (2)
Пароход «Berlin» 1912 год.
В 1905 году на верфи «Nuschke & Co.AG» в Штеттине был спущен на воду пароход «Berlin» (стр № 138). Это было третье судно-новостройка, заказанное пароходной компанией «Swenemunder Dampfschiffahrts AG». «Berlin» имел водоизмещение 503 брт, длину - 56,1 м, ширину - 8,1 м. Он мог принимать на борт 550 пассажиров, экипаж состоял из 22 человек. Одна паровая машина тройного расширения мощностью 800 л.с. обеспечивала пароходу скорость в 12,5 узла.
В марте 1906 года «Berlin» приступил к своей долголетней службе и начал перевозить пассажиров на линии между Штеттином и Свинемюнде. 24 июля 1914 года, следуя очередным рейсом, вблизи устья Одера из-за поломки рулевого устройства «Berlin» столкнулся со шведским рудовозом «Porjus». Получив пробоину в носовой части, «Berlin» стал быстро погружаться в воду. На судне возникла паника, пассажиры начали прыгать за борт. Капитан успел направить пароход к берегу, где он и затонул на мелком месте. Судно вскоре подняли, начали ремонт, но помешала первая мировая война, во время которой пароход так и оставался у стенки судоремонтного завода. После войны судно было приобретено компанией «Gustav Freese» Его модернизировали и небольшой комфортабельный быстроходный пароход-салон «Berlin», принимающий теперь на борт около 1250 пассажиров, стал эксплуатироваться на линии между Штеттином и Свинемюнде.
Во время второй мировой войны «Berlin» под обозначением «Н-208» непродолжительное время служил в военно-морском флоте Германии. В последний апрельский день 1945 года набитый беженцами пароход ушел из Свинемюнде в Данию. 3 мая 1945 года «Berlin» вошел в датский порт Ворингборг, где оставался до июля. В июле судно перешло в Копенгаген, а в августе 1945 года в Гамбург. 27 февраля 1946 года «Berlin» в счет репараций был передан Советскому Союзу и переименован. В честь последнего советского товаропассажирского судна, погибшего во время Отечественной войны на Черном море, пароход получил название «Пестель». Пройдя с 26 июня 1946 года по январь 1947 года капитально-восстановительный ремонт на судостроительной верфи в Висмаре, пароход, включенный в состав Сочинского морского пароходства, в этом же году под советским флагом ушел в порт приписки Сочи.
«Berlin» в рейсе между Штеттином и Свинемюнде, 1938 год
Пароход «Пестель» на Черном море, 1961 год
«Пестель» до 1962 года обеспечивал каботажные пассажирские перевозки вдоль черноморского побережья юга страны, а затем пароход ветеран был снят с рейсов, поставлен на отстой, а в 1963-64 годах разделан на металлолом.
© Трифонов Ю.Н. 2002 г.
Статья о пароходе "Пестель" (бывш. "Berlin")
Модератор: yan
Re: Статья о пароходе "Пестель" (бывш. "Berlin")
Здравствуйте, Юрий !
Большое Вам спасибо за Вашу интересную статью, информацию, редкие фотографии и за разрешение опубликовать Вашу статью на нашем Форуме !
Большинство моей информации по пароходу "Пестель" (1906г. постр.) абсолютно совпадает с Вашей. Есть лишь некоторые уточнения и дополнения, лишь в одном месте - информация как бы расходится.
Итак, некоторые уточнения и дополнения.
Судоверфь постройки: Nüscke & Co.AG, Stettin, Германия
Судовладелец (1906 год): «Swinemünder Dampfschiffahrts AG,
Пассажировместимость (1906 год): около 450 человек
Экипаж (1906 год): около 18 человек
Пассажировместимость (1947-1959): 500 - 800 человек
Напоследок своей биографии, примерно до 1959 года пароход "Пестель" работал в качестве транспортного судна для работников порта и судоверфи в регионе Одессы. С 1960 года судно выведено из эксплуатации и исключено из Регистра.
Юрий, вопрос к Вам. Известно ли точно, что в период между где-то концом 1950-х годов и 1962 годом пароход "Пестель" выполнял каботажные пассажирские перевозки, и особенно в период между 1960 и 1962 годами ?
С уважением и дружеским приветом
Ян
Большое Вам спасибо за Вашу интересную статью, информацию, редкие фотографии и за разрешение опубликовать Вашу статью на нашем Форуме !
Большинство моей информации по пароходу "Пестель" (1906г. постр.) абсолютно совпадает с Вашей. Есть лишь некоторые уточнения и дополнения, лишь в одном месте - информация как бы расходится.
Итак, некоторые уточнения и дополнения.
Судоверфь постройки: Nüscke & Co.AG, Stettin, Германия
Судовладелец (1906 год): «Swinemünder Dampfschiffahrts AG,
Пассажировместимость (1906 год): около 450 человек
Экипаж (1906 год): около 18 человек
Пассажировместимость (1947-1959): 500 - 800 человек
Напоследок своей биографии, примерно до 1959 года пароход "Пестель" работал в качестве транспортного судна для работников порта и судоверфи в регионе Одессы. С 1960 года судно выведено из эксплуатации и исключено из Регистра.
Юрий, вопрос к Вам. Известно ли точно, что в период между где-то концом 1950-х годов и 1962 годом пароход "Пестель" выполнял каботажные пассажирские перевозки, и особенно в период между 1960 и 1962 годами ?
С уважением и дружеским приветом
Ян
Re: Статья о пароходе "Пестель" (бывш. "Berlin")
Здравствуйте Ян! Спасибо за уточнения по "Пестелю"2. Однако по количеству пассажиров наверное следует опираться на официальную справку Сочинского пароходства за 1948 год,где указана плановая цифра 400. А сколько брал капитан на борт пассажиров, особенно при коротких прогулках на взморье, мы уже никогда не узнаем. Что касается службы судна в период с 1959 года, я Вам писал, что мне об этом ничего не известно. Единственный ориентир, это подпись под фото (1961 год). Но в справочнике ТТХ судов ММФ, готовившемся к выпуску именно в 1961 году, пароход "Пестель" уже отсутствует. Поэтому ваш ориентир на списание судна в 1960 году видимо верен. С уважением Ю.Н.
Re: Статья о пароходе "Пестель" (бывш. "Berlin")
В ходе состоявшегося сегодня телефонного разговора с Виталием Темнышовым, стали известны ещё некоторые следующие сведения о "Пестеле".
В 1950-х годах пароход "Пестель" бывал частым гостем в Туапсе.
В конце 1950-х годов пароход "Пестель" действительно работал служебно-развозным судном в регионе Одессы, и в частности известно, что в этот период как минимум однажды он выполил служебное плавание из Одессы в устье Дуная.
В 1950-х годах пароход "Пестель" бывал частым гостем в Туапсе.
В конце 1950-х годов пароход "Пестель" действительно работал служебно-развозным судном в регионе Одессы, и в частности известно, что в этот период как минимум однажды он выполил служебное плавание из Одессы в устье Дуная.
Re: Статья о пароходе "Пестель" (бывш. "Berlin")
По некоторым данным пароход разобрали в 1959-60гг.
Статья о пароходе "Пестель" (бывш. "Berlin")
Из сообщений в теме об СПК "Вихрь", касающихся линии Одесса - Херсон:
VEM, 23 мар 2016, 20:01 MET писал(а):... Также ходили на этой линии ПЕСТЕЛЬ и ОРИОН. ...
Re: Статья о пароходе "Пестель" (бывш. "Berlin")
Последним местом стоянки в 1958-60гг "Пестеля" перед разборкой был 6-й причал Одесского порта . Вторым бортом к нему был пришвартован тогда еще пароход "Петродворец" в ожидании решения своей судьбы - переделки в теплоход. Модерновая теплоходская труба уже была изготовлена и стояла на причале у борта пх "Чернигов". После того, как увели "Пестеля", работы по модернизации "Петродворца" (выполнял СРЗ-2) развернулись ударными темпами.
Re: Статья о пароходе "Пестель" (бывш. "Berlin")
VEM
Большое Вам спасибо за очень интересные сведения о судах "Пестель" и "Петродворец" !
Большое Вам спасибо за очень интересные сведения о судах "Пестель" и "Петродворец" !