Вяйнемейнен строит лодку.

Куда поехать? Что успеть посмотреть? Круизник - особенный путешественник.

Модератор: yan

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

http://www.k2000.ru/museum_14/

Здесь ссылка Кемского городского музея "Поморье". Создан музей то ли в 1980-м, то ли в 1991 году ( первая дата более вероятна). Кроме текстового описания экспозиций и перечисления количества единиц хранения - ничего. Естественно, даны телефоны, адрес самого музея и гостиниц, где можно остановиться. Кемлян понять можно: провинциальный музей - не Эрмитаж. Выставь экспонаты в Интернете - не поедет народ любопытствующий в Кемь. А завлечь туристов в умирающий северный город - очень важно. Даже близость Соловков - не в пользу Кеми. Едут туристы транзитом прямо на острова. Соловки - бренд. Соловки - известны и интересны многим. А Кемь... Разве, что- немного прибавил известности городу режиссер Павел Лунгин фильмом "Остров". Так ведь фильм - тоже на любителя. Не все от ленты в восторге.. Тема специфическая... Соловки ведь тоже интересуют туристов не столько появившимися там вновь монахами, сколь зловещей и уходящей вглубь веков историей, природой и постройками, сравнимыми с поправками на северное расположение, с пирамидами Египта...
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 05 ноя 2015, 21:55, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Поморская шняка. Копия, созданная мурманчанами в 2002 году. Оригинал хранится в Морском Музее в Осло. Шняка - слово древнее. В 9-11 веках так назывался один из типов судов викингов. Поморы заимствовали это название для нескольких разновидностей небольших беломорских судов.

Борис КОШЕЧКИН так описывает Кемский берег -часть Карельского берега: " Местность, в которой возникли Кемь и Сума, от самой шведской границы - "Каянского рубежа" до Керетской межи до прихода новгородцев входила во владение карельских племен - "родов корельских детей". В 15 столетии коренные обитатели края, жившие в низовьях реки Кемь, оказались оттесненными вверх по долине реки. Об их недавнем присутствии напоминали лишь отдельные долго сохранявшиеся карельские названия части селения - гайджа, слободы на северном берегу реки - мандера; небольшого острова в кемском устье - Леп".

На самом деле карельской и саамской топонимии в Беломорье в целом и в Кемской волости гораздо больше. Можно сказать, что вся старинная топонимия там имеет карельские и саамские корни. Но, как отмечал еще Элиас ЛЕНРУУТ (Ленрот)," русские люди имеют обыкновение узнавать, что означает то или иное название и затем использовать его уже в русском переводе". Особенно интересны в этом плане труды знаменитого российского историка Василия Осиповича КЛЮЧЕВСКОГО, мордвина по национальности. Вероятно в силу своего мордовского происхождения Василий Осипович и сделал много интересных находок в названиях российского Севера. Типичный пример русификации карельских топонимов - названия, имеющие в своем составе слова: озеро, река, порог, камень, берег и т .п. (В.М.)
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 01 сен 2018, 22:35, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Беломорье.


В середине 15 века начался раздел прибрежных беломорских территорий между монастырями Московского государства. Николо-Корельский и Соловецкий монастыри стали владельцами крупных земельных угодий, поступивших в дар от новгородских феодалов. Монастырская администрация всячески содействовала заселению края...
Реформы Петра Первого нанесли жестокий удар кустарному судостроению всего Беломорья. В устье Северной Двины был создан порт Архангельск, там стали строить крупнотоннажные торговые суда. В 1715 году Петр издал указ, в котором повелевал жителям Поморья "которые ходят в море для промыслов своих на лодьях и кочах", отныне строить "морские суды галиоты, гукары, каты, флейты". В 1719 году в отношении традиционных поморских судов последовало еще одно запрещение: "Кто станет делать после сего указу новые, тех с наказанием ссылать на каторгу, а суды их изрубить..."

Только в послепетровское время поморы вновь возродили строительство традиционных типов судов... И Кемь стала центром крестьянского судостроения во всем Поморье. По заказам местных судовладельцев Норкиных, Савиных, Труфановых, Ремягиных в Кеми строили традиционные лодьи грузоподъемностью до 60 тонн. Наибольшей известностью в крае пользовались кемские мастера-судостроители Василий Антонов, Осип Кондратьев, Яков Антонов-Горносталев.
А в 19 веке правительство принимает меры по развитию крестьянского поморского судостроения. Населению вновь разрешили пользоваться казенными лесами. Судостроители в селениях прибрежной части беломорского побережья были освобождены от уплаты пошлины. Население Поморья стало прирастать крестьянами, уходившими из центральной части страны. Потянулись сюда церковные раскольники.
В "Истории Выговской старообрядческой пустыни" ее летописец Иван ФИЛИППОВ упоминает и монастырского трудника Ивана СТАРЦОВА: "А Иван оный все в посылках сперва хождаше от монастыря на море Мурманское для рыбной ловли и на Канин Нос для промысла рыбнаго и зверинаго ..."
Поморы Белого моря все более активно осваивают воды открытых морей Арктического бассейна...
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 01 сен 2018, 22:46, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

http://russkij-sever.livejournal.com/991791.html


Один из моих любимых авторов в Живом Журнале -Vaga land. Житель Архангельска собирает старые фотографии и самобытно из комментирует. В полемику не вступает. И правильно делает. Ибо взгляд на окружающий мир у автора достаточно своеобразный и сразу же найдутся любители возразить. В данном случае сие совершенно неуместно
.

Но продолжу о Кеми и кемских поморах...

16 мая 1785 года Кемь стала уездным городом. Во вновь созданный уезд вошла территория площадью более чем 172 тысячи квадратных километров. Это вся Северная российская Карелия и Кольский полуостров. На территории проживало 36 тысяч человек.
В конце первой четверти 19 века мореходство в Карельском Поморье бурно развивается. Если в 1806 году в Кеми было 148 судов, из которых 20 - морских, то в 1829 году морских судов было уже 52: 41 лодья и 11 кочей.


В 1830 году число морских судов в Кеми - 60. В прибрежном промысле занято 30 шняк и раньшин. И только два "новоманерных" судна. Суда кемлян уверенно шли к берегам Шпицбергена и к Новой Земле. Кемские лодьи все чаще заходят в гавани Северной Норвегии.
Борис Кошечкин приводит характеристику, которую дал кемлянам поэт и беллетрист К.К. Случевский: "...ничто не мешает им отваживаться в открытое море, когда и на чем угодно, и прибрежное дитя еще в люльке готовится быть моряком, не знающим страха и вскормленным неприветливым морем..."
С детства приходило к кемлянам поморское самосознание, формировались нравственные принципы, закладывался запас знаний, необходимых в море.
Можно долго пересказывать восторженное повествование Бориса Кошечкина о культуре и традициях кемских поморов, однако тем, кто интересуется этим своеобразным субэтносом, начать все же советую с поморских былин и сказаний архангелогородца Бориса ШЕРГИНА. Справедливо отмечено географами, что Белое море - море маленькое. Посему, при всех различиях между поморами кемскими и поморами архангельскими, поморами мезенскими и поморами Терского берега - они все же - единый народ. Даже ныне, после бурных потрясений 20 века и запустения, охватившего Поморье в веке 21-м, поморы остались поморами. Что же до расцвета Поморья, то в 19 веке все беломорские поморы осваивают не только далекие архипелаги, но более всего - Мурманский берег Студенца - Ледовитого океана. Прибрежные воды Мурманского берега изобиловали треской, палтусом и другими промысловыми породами рыб..
.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 01 сен 2018, 22:51, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

http://www.solovki.ca/events/boats.php

Я не буду касаться специально судостроения в Соловецком монастыре. Пройдя по ссылке можно кратко ознакомиться с тем, как строили суда монахи и узнать, что монастырь имел свой флот. Конечно, монастырь играл значительную роль в развитии российского севера, в частности - региона Белого моря. В то же время, следует сказать, что с монастырем у поморов всегда были непростые отношения. Возродил монастырь деревянное судостроение и в настоящее время. Но вряд ли это как-то повлияет на возрождение беломорского Поморья.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 01 сен 2018, 22:52, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Крестьяне-поморы. Начало 20 века. Фото из журнала "Огонек" июль 1990 года.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 01 сен 2018, 22:52, всего редактировалось 1 раз.

Железный дорожник
STAFF, штурман
Сообщения: 621
Зарегистрирован: 24 окт 2007, 13:00

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Железный дорожник »

Поморская шняка. Копия, созданная мурманчанами в 2002 году. Оригинал хранится в Морском Музее в Осло. Шняка - слово древнее. В 9-11 веках так назывался один из типов судов викингов. Поморы заимствовали это название для нескольких разновидностей небольших беломорских судов.
Насколько я помню - на Волхове (Великий Новгород) и на Онего - подобная лодка именуется соймой - все характерные архитектурные элементы есть.
Изображение
дома должны быть более детальные фотографии лодки.
Орда не дремлет! Орда зла!

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Поморские шхуны на ремонте в норвежском Тромсё. Начало 20 века.


Рыбный и зверобойный промыслы на Мурманском берегу следствием имели развитие контактов с соседней Норвегией. Наиболее состоятельные поморы стали покупать в Норвегии достаточно современные промысловые суда и там же их ремонтировать. Ученые-лингвисты, кстати, отмечали, что в период расцвета сотрудничества поморов и норвегов даже появился специальный русско-норвежский слэнг, состоящий из наиболее легко произносимых слов русского и норвежского языка. Во время моей работы на беломорских пароходах я не раз слышал рассказы коренных жителей Беломорья о норвежских корнях некоторых поморов.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 01 сен 2018, 22:54, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Vitalis Merta
Повелитель морей
Сообщения: 3574
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 21:18

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение Vitalis Merta »

Изображение

Поморский коч. Рисунок Е. Войшвилло. Журнал "Морской флот" № 3 - 86.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 01 сен 2018, 22:53, всего редактировалось 1 раз.

yan
Staff
Сообщения: 5054
Зарегистрирован: 20 июл 2007, 12:16
Откуда: Штутгарт

Re: Вяйнемейнен строит лодку.

Сообщение yan »

Виталис, большое Вам спасибо за интересное повествование и иллюстрации ! Всё время с большим удовольствием слежу за обновлениями и узнаю для себя что-то новое.

С дружеским приветом
Ян

Ответить